Терминологический словарь по педагогике предназначен в первую очередь библиотечным работникам и педагогам, но будет интересен психологам, социологам, а также учащимся и абитуриентам. Словарь является продолжением электронной версии "Терминологического словаря библиотекаря", имеющей две предыдущие части: "Социально-экономические термины и понятия" и "Религиозные термины и понятия", которые были подготовлены сотрудниками РНБ в 1998-2001 гг.

Педагогический терминологический словарь создан для упорядочения лексики по педагогической тематике и призван облегчить библиотечным работникам понимание современных педагогических терминов в целях более точного определения предмета при анализе содержания книги.

Непрерывно происходят изменения во всех сферах человеческой деятельности: в научно-технической, экономической, социальной, культурной. Эти изменения находят отражение в языке, в частности, в терминологии. Словарный состав педагогики, как и любой науки, находится в постоянном движении. В условиях современной модернизации и информатизации системы образования произошла существенная трансформация содержания многих понятий педагогики, некоторые учреждения переименованы, появились образовательные учреждения нового типа (например, негосударственные учебные заведения), проявились тенденции активного вовлечения иноязычных заимствований, внедрения в педагогику терминов других (смежных) наук, насыщения терминологии неологизмами (например, "тьютор"), дублетами (процесс калькирования или синонимизации понятий). Приток новых терминов также происходит за счет роста терминов-метафор и терминов-словосочетаний (например, "Открытое образование", "Менеджмент в образовании").

Педагогическая терминология имеет многовековую историю. Русская педагогическая терминология начала развиваться приблизительно тысячу лет назад, а многие педагогические понятия сложились значительно раньше, чем оформились в терминах. Первое упоминание о целях воспитания встречается в пословицах, поговорках, сказках, былинах. С появлением письменности и затем книгопечатания, с дальнейшим ростом культуры и образования, с расширением контактов с другими странами накапливался материал для составления первых словарей по педагогике. Сейчас существует немало понятийно-терминологических энциклопедий, словарей и справочников по педагогике.

Терминологический словарь по педагогике подготовлен на основе современных источников (текущая литература последних лет): энциклопедических словарей, справочников по педагогике, отдельных авторских трудов и статей. При его составлении были использованы прежде всего такие авторитетные издания как "Педагогический энциклопедический словарь" под редакцией Б. М. Бим-Бада, изданный в 2002 году, и "Словарь по образованию и педагогике" под редакцией В. М. Полонского, изданный в 2004 году. Эти издания составляют основную базу данного словаря.

Составители данного словаря обращались к истории развития термина для уточнения первоначального значения слова и истоков появления термина (первичный язык); помимо обычной словарной статьи (термин и определение) использовали систему ссылок и отсылок ("см." и "см. также"). Например, приводятся ссылки на фамилии создателей новых терминов. Если понятие не имеет общепринятого определения, приводится несколько толкований. Каждое определение имеет ссылку на источник информации с указанием страниц. Там, где это необходимо и возможно, в помощь индексатору, после словарной статьи указывается индекс по таблицам ББК для научных библиотек.

История формирования понятийно-терминологического аппарата по педагогической тематике отражена в словаре в персоналиях. Фамилии известных педагогов и деятелей образования даны в алфавитном порядке с указанием дат жизни, области деятельности в педагогической науке и названий известных трудов.

В словаре представлен перечень названий современных государственных и негосударственных высших учебных заведений, где осуществляется профессиональная подготовка по педагогическим специальностям, с указанием местонахождения, а также современных издательств, выпускающих учебную и детскую литературу. Здесь даны точные официальные названия крупнейших библиотек страны, а также список всех действительных членов Российской Академии Образования (РАО), членов-корреспондентов РАО и почетных членов РАО.

Представленный словарь является попыткой отразить современное состояние педагогической науки в терминологическом контексте, дать рекомендации библиотечным работникам по ориентированию в современной терминологической и справочной литературе, сделать акцент на авторитетных источниках.

На сегодняшний день (01.03.2006 г.) данный словарь содержит в себе около 3 тысяч терминов и понятий (2 797 словарных статей). Словарь охватывает 156 источников, список которых расположен в разделе "Литература" в алфавитном порядке с полным библографическим описанием и шифром хранения в фондах РНБ.

Работа по пополнению и корректировке терминологического словаря продолжается. Благодарим за отзывы и пожелания, которые просим присылать по адресу: g.vasileva@nlr.ru, pel@mailbox.alkor.ru.

Дополнительная информация:
Для библиографического поиска литературы по педагогической тематике в фондах РНБ обращайтесь к электронному "Путеводителю по справочным и библиографическим ресурсам", разработанному сотрудниками РНБ.

© Российская национальная библиотека, 2005-2006