Таинства
— в христианстве - священные действия, в которых "под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия". Православные и католики признают 7 Т.: крещение, причащение, священство, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). Протестанты признают только два Т. - крещение и причащение, т.к. их установил сам Иисус Христос, но некоторыми из низ они рассматриваются просто как символические обряды, ничем не отличающиемся от других.
  1. догматическое обоснование Э37-426     86.37-4
  2. обряд Э37-503.26     86.37-5

Талмуд
— свод религиозных трактатов, закрепившх идеологические, культовые и религиозно-правовые представления иудаизма феодального периода. В Т. отразился комплекс эсхатологических идей (представления о конце света, вера в страшный суд, воскресение из мертвых и загробное воздаяние), неизвестных ранее религиозному сознанию евреев. В нем разработана система иудейской обрядности, состоящая из 248 повелений и 365 запретов.. Существуют два варианта текста Т., составленные в Вавилонии и Палестине. Большим авторитетом иудейская традиция наделяет вавилонский Т. Э36-25     86.36-2

Танах (Ветхий завет)
— главная священная книга иудаизма, включающая в себя три свода текстов: Тора (закон), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания). Т. содержит в себе основы вероучения и принципы религиозной жизни иудеев.

См. также Ветхий Завет, Иудаизм

Э36-21     86.36-2

Тантризм
см. Ваджраяна

Теогония
— система религиозных мифов о происхождении богов; родословная богов. Э242.1     86.24

Теология
см. Богословие

Теософия
— религиозно-философское учение о возможности "непосредственного постижения бога" с помощью мистической интуиции и откровения, доступных избранному кругу "посвященных" лиц. Теоретическую основу Т. составляет представление о едином, безличном, всеобъемлющем абсолюте, о божественной сущности всех вещей. Истоки Т. уходят в глубокую древность. Элементы Т. можно обнаружить в брахманизме, буддизме, каббале. В новое время теософические воззрения проповедывались "Теософским обществом", созданным в 1875 г. Е.Блаватской. Т. проповедует социально-утопические идеи всечеловеческого братства, терпимости ко все религиям, поскольку в каждой из них скрыта единая божественная сущность. Э391.6     86.391.6

Тиара
— тройная корона папы римского . В ее основе - епископская митра, на которую надеты 3 короны, символизирующие тройственность прав папы как судьи, законодателя и священнослужителя. Э375-506     86.375-5

Тора
— др.еврейское наименование Пятикнижия (см.). Для культовых целей используется только текст, написанный вручную на свитке пергамента.

См. также Ветхий Завет, Иудаизм

Э36-210.91     86.36-2

Требник
— богослужебная книга в православии, содержащая молитвы, относящиеся к любой требе, и изложение порядка совершения треб. Э372-507     86.372-5

Тримурти
— в индуизме и брахманизме - 3 ипостаси единого безличного космического духовного начала -брахмана, выражающие 3 его основных функции: Брахма - бог-созидатель Вселенной, Вишну - сохранитель всех миров и Шива - их разрушитель. Э331-421.11     86.33-4

Триодь
— две богослужебные книги в православной церкви, в которых излагаются последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения подвижных дней годичного круга. Т. постная содержит песнопения и молитвы к Великому посту; Т. цветная посвящена прославлению Пасхи и последующих празников. Э372-507     86.372-5

Трипитака
— полный свод священных текстов буддизма. Э35-21     86.35-2

Троица

  1. по христианским представлениям три лица Бога - Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух святой. Вера в то, что бог существует в трех лицах, или ипостасях, оформлена в виде догмата, принятого на Константинопольском соборе в 381 г. Э37-42     86.37-4
  2. христианский праздник, относящийся в православии к двунадесятым праздникам. Отмечается на 50-й день после Пасхи (отсюда его другое название Пятидесятница). Содерждание Т. составляет легенда о сошествии св. духа на апостолов в 50-й день после воскресения Христа, вследствие чего они "заговорили на разных языках, никогда им не учившись". В богословии это толкуется как указание Христа нести весть о христианстве "всем народам и языкам". Э37-521.1     86.37-5

© Российская национальная библиотека, 2001