Российская национальная библиотека
Онлайн-консультант
Рекомендуйте новость своим друзьям:
23.12.2015   
Выставка «Маска, я тебя знаю? Путешествие маскарада из Венеции в Петербург»

В зале Корфа Российской национальной библиотеки открылась выставка "Маска, я тебя знаю? Путешествие маскарада из Венеции в Петербург".

Здесь можно не только познакомиться с карнавальной традицией, но и увидеть, как отмечали ее, например, императорские особы.

Самый пышный карнавал в Зимнем дворце состоялся при дворе Николая II в феврале 1903 года. Он продолжался два дня, в нем приняли участие 700 человек, наряженных в костюмы XVII века. Сам император предстал в образе царя Алексея Михайловича, а его придворные были стрельцами и боярами. Интересно, что этот маскарад увенчался фотосессией, результаты которой были опубликованы в огромном альбоме. Его составляла и редактировала сама императрица, а первую книгу из совсем небольшого тиража преподнесла в дар своему венценосному супругу.

Сейчас это редкое издание можно увидеть на выставке. Куратор Екатерина Мельникова рассказывает, что костюмы к тому маскараду сочинили и сшили в рекордные сроки - за какой-нибудь месяц. В отличие от традиций обычного маскарада, когда король рядится шутом, а принц - нищим, участникам того бала было предписано строго соблюдать статус: например, свитную фрейлину Александру Оленину нарядили боярышней, она сверкала соболями и жемчугами. К слову, многие использовали для пущей пышности свои личные драгоценности, которые потом срезали с костюмов. Часть коллекции сейчас хранится в Эрмитаже, но наряды совсем не так богаты, как на представленных в альбоме фото.

Чтобы понять правила настоящего маскарада, следует окунуться в атмосферу Венеции эпохи Возрождения, и экспозиция позволяет нам это сделать. Вглядываясь в маски баута или моретта, трудно представить, что их полагалось не снимать по полгода: в них посещали присутственные места, исполняли должностные обязанности. Зато надеть такую маску в другие полгода было нельзя: каралось по закону.

Впрочем, гостей выставки, понятно, больше интересовали российские реалии. Самая интересная витрина представила популярные некогда "маскарадные пособия". Вот, например, "Тетрадь любви: сочинение, необходимое для всякого желающего иметь успех между прекрасным полом" (издание 1836 года).

Этикет предписывал в маскараде непременно интриговать и флиртовать. Как именно? О том и сказ. А вот "Танцовальный словарь" Шарля Компана (1790 год). Здесь - описания танцевальных фигур и их символические значения. Примечательно, что на обложке этой книги какой-то стародавний читатель оставил свои пометки. Библиотекари расшифровали эту надпись. "Нет, вообще старинных книг никто не читает, а я так новости не люблю.

Прочтите сию книгу, и она напомнит вам, как весело жили наши деды... Мы далеко отстали от них", - пишет в июле 1872 года некто М. Ударов. И страстно взывает в завершение: "Прошу не уничтожать эту книгу!"

Вообще здесь надо ходить не спеша, тщательно вглядываясь в неброские, пожелтевшие страницы. Потому что именно они хранят самые важные сокровища.

Вот "Торжествующая Минерва" - "скромная" книжица о коронационных празднествах Екатерины II, проходивших в Москве в 1763 году. Или "Торжествующая Россия в фейерверке из пяти аллегорических фигур" (издание Якоба Штелина 1770 года о празднике по случаю именин Екатерины II). Или "Книга маркизы" - редкое издание галантной литературы с нескромными иллюстрациями Константина Сомова.

Выставку, на которой представлено порядка 170 книг, обрамляют плакаты и афиши, выполненные художниками-мирискусниками. А чтобы открытие выставки тоже превратилось в своеобразный карнавал, ее организаторы пригласили стилиста Анну Михайлову, которая устроила в зале Корфа дефиле своих моделей.



Пресс-служба