Российская национальная библиотека
Онлайн-консультант
Рекомендуйте новость своим друзьям:
31.08.2017   
Все в сад - вечер в Новом здании в рамках выставки «Читать сады. Сад как модель мира»

14 сентября в Новом здании Российской национальной библиотеки (Московский пр., д. 165) в рамках выставки «Читать сады. Сад как модель мира» прошел тематический вечер «Все в сад».

Вечер начался с экскурсии по выставке. Кураторы Мария Зотикова и Алексей Быстров познакомили гостей с «языком цветов», скрытым смыслом организации сада, его философией и с тем, как менялось отношение человека к созданию садов и парков на протяжении веков.

С момента расставания с Эдемским садом человек учился копировать,  приукрашивать, а подчас и укрощать природу, пытаясь заново обрести утраченную гармонию. Сад всегда воспринимался как образ идеального мира, совершенного сознания и служил метафорой взаимоотношений Человека и Природы. Сад читали как книгу, находя особый смысл в причудливом сочетании формы и цвета, природного и искусственно созданного.

Почему в средние века сад уподоблялся книге, а книги часто назывались «садами»? Как растения становились олицетворением свойств человеческого характера? Почему аллеи монастырских парков складывались в перекрестье, а дорожки Версальских садов напоминали лучи солнца? Что символизировали различные элементы сада и какой новый смысл приобретали, соседствуя друг с другом? Метафорой чему служили фонтан, арка или излюбленный элемент европейских садов - лабиринт? 

Специалист Отдела эстампов, искусствовед Александр Эсоно на презентации "Сады барокко" рассказал о частностях устройства садов в этом стиле.

Основная часть экспозиции посвящена  истории садово-паркового искусства. От Библейского Сада (Тузов И.Л. Библейский альбом: Полное собрание 230 картин к Библии знаменитого художника Густава Дорэ. С-Пб., 1906), к садам Античности (Феофраст. Исследование о растениях / Пер. Сергеенко М.Е.; М., 1951),  через Средние века (Гильом де Лоррис, Жан де Мен. Роман о Розе /Пер. Забабуровой Н.В. Р н/Д. 2001), эпоху Возрождения (Li gardini di Roma. Roma, 1683) и регулярные парки в стиле барокко (J. Ch. Krafft. Plans des plus beaux jardins pittoresques de France. Paris, 1809),  к пейзажным, и, наконец,  к современным принципам организации садов. 

Среди экспонатов - художественная литература, где сад выступает одним из главных героев, а также красочные альбомы, гравюры, редкие ботанические и зоологические атласы.

После увлекательной экскурсии гости смогли узнать некоторые тайны садово-паркового искусства на мини-лекции "Ботанический сад Петра Великого как модель мира".

Специалисты Ботанического сада Петра Великого руководитель КПЦ БИН РАН  Ю.Г. Калугин и методист  Л.П. Мусинова рассказали о принципах организации оранжерейных маршрутов, представляющих различные климатические зоны планеты, об уникальной коллекции растений, собранной со всех уголков Земного шара, об устройстве парка-дендрария и искусстве создания Японского садика. Рассказ сопровождался показом небольших гербариев.

В завершении тематического вечера гостей ждала лекция-концерт ансамбля «Солисты Екатерины Великой» (руководитель А. РЕШЕТИН). Под музыкальное сопровождение исполнители Андрей Решетин и Андрей Пенюгин рассказали о роли скульптуры в садовом ансамбле и об особенностях восстановления памятников ландшафтной архитектуры.

Материалы для выставки были предоставлены русским и иностранным книжным фондами, Отделом эстампов РНБ.

Выставка завершит работу 19 сентября.

Вход свободный.



Пресс-служба