Российская национальная библиотека
Онлайн-консультант

Фонд нотных изданий и музыкальных записей

Историческая справка

Первые нотные издания поступили в Библиотеку вскоре после ее учреждения в числе раритетов из личной библиотеки польских государственных деятелей и библиофилов братьев Юзефа и Анджея Залуских. В дальнейшем раритетная часть нотного фонда пополнялась из разных собраний, в том числе из Эрмитажной библиотеки, частных библиотек: князей Юсуповых, графов Строгановых и др. Издания приобретались на аукционах за границей, у частных владельцев.

Благодаря ретроспективному комплектованию, не прекращающемуся по сей день, в фонде хранятся ценнейшие нотные издания европейских стран разных эпох, в том числе ранние, изданные в начале XVI века.

Нотные коллекции, собрания, дары и приобретения положили начало собранию нотных изданий в Императорской публичной библиотеке, однако основную его часть сформировало не ретроспективное комплектование, а обязательный экземпляр нотных изданий, получаемый библиотекой с 1815 года от нотоиздательств Российской империи, а впоследствии из республик СССР.

Организация фонда нотных изданий происходила на протяжении полутора веков. До 1930-х годов нотные издания хранились в основном в Отделении свободных художеств (искусств), однако в связи с разделением по языковому признаку они попадали и в другие отделения. В разработанной А. Н. Олениным для Отделения свободных художеств системе был выделен специальный раздел «музыка», который имел подразделы «теоретические сочинения» и «музыкальные сочинения». Издания делились также по исполнительскому назначению (церковные, театральные и для любителей) и по средствам исполнения (вокальные и инструментальные). Значительная часть брошюрных, листовых изданий, в числе которых были и ноты (горизонтальное хранение), в течение длительного времени складировались и не обрабатывались. Лишь для небольшой части мелких материалов в 1850-х были заказаны картонные футляры с надписью «Musica».

В начале 1840-х гг. в связи с отказом от систематической расстановки и переводом изданий на крепостную расстановку было принято решение об объединении иностранных нотных изданий книжного типа (томовые, вертикального хранения). В это время во главе Отделения искусств стоял В. И. Собольщиков, предпринявший первую попытку каталогизации изданий книжного типа. Его работа по комплектованию, организации и обработке этих изданий была продолжена В. В. Стасовым. В начале 1870-х годов он разделил складированные брошюрные и листовые нотные издания на две группы: инструментальные произведения и вокальные произведения (с русским и иностранным текстами) с инструментальным сопровождением. Внутри групп издания были организованы в алфавитном порядке авторов. В 1908–1919 гг. Л. А. Саккетти, историк музыкального искусства, работал над составлением отдельного каталога нотных изданий.

К 1917 г. нотных изданий насчитывалось свыше 60 тысяч. Они в основном хранились в Отделении изящных искусств и технологии, незначительная часть – в Русском отделении. С 1920-х гг. началась работа по их объединению и выявлению образовавшихся пробелов. Работа велась специалистами-музыковедами А.Н. Римским-Корсаковым (1918–1928) и Б.В. Саитовым (1923–1942). Последний в 1931 г. возглавил только что организованный сектор нот при Отделе фондов и обслуживания. В 1936 г. для организации нотных изданий горизонтального хранения была разработана систематическая схема, основными разделами которой стали «Фольклор», «Вокальная музыка», «Инструментальная музыка», «Произведения для отдельных инструментов». Новые издания вертикального хранения в 1941 г. были переведены на эту систематическую расстановку с разделением по четырём форматам.

В 1949 г. сектор нотных изданий выделен из ОФО в специализированный Отдел нотных изданий, которому было предоставлено специальное помещение в Главном здании, а в 1950 г. все издания были перемещены в новое здание Библиотеки на набережной реки Фонтанки, 36, где был открыт читальный зал и музыкальная комната с фортепиано для проигрывания нот.