Всемирный саммит Creative Сommons: Global summit. Заключение

Искусственный Рембранд, 3D, возврат прав и драгоценный пластик

Перед вами заключительная часть моих заметок с Глобального Саммита Креативных Сообществ — вот так забавно переводится Creative Commons. Самое интересное, как всегда, в самом конце. Некоторые темы я, безусловно, разовью в следующих статьях, ибо они требуют гораздо большего погружения, чем это было возможно в рамках очень насыщенного саммита.

1. Дайте мне средство индивидуальной защиты: 3D-печать, движение производителей и кризис общественного здравоохранения, связанный с COVID-19

В этой презентации оценивалась реакция как коммерческой, так и любительской сторон сообщества 3D-печати на кризис общественного здравоохранения, связанный с коронавирусом COVID-19. В США Дейл Догерти из «Make» продвигал план C, в рамках которого добровольцы работали вместе над производством СИЗ. В Канаде образовательная компания по 3D-печати развернулась и создала Канадский щит. В ЕС сеть FabLab стремилась преодолеть разрыв в цепочках поставок. В Австралии и Новой Зеландии 3D-печать использовалась для увеличения количества СИЗ. Рассматривались также проблемы интеллектуальной собственности, медицинского регулирования и ответственности за качество продукции.

2. Как «возвратные» права могут исправить авторское право: восстановление утраченной культуры и получение оплаты создателем

Возврат прав становится одним из наиболее важных инструментов для исправления действующего законодательства об авторском праве. В некоторых странах его срок достигает 100 лет с момента публикации, а тираж может быть распродан в течение например, первых трех лет. Ситуация «есть спрос, но нет предложения» становится довольно частой практикой. Возврат (реверсия) прав может помочь восстановить культуру, которая в противном случае была бы утеряна, одновременно поддерживая создателей, чтобы сделать больше, внедрять лучшие мировые практики и изучать виды механизмов реверсии, которые могут наилучшим образом способствовать развитию открытой культуры. Технически автор заполняет запрос на возврат своих прав например, издательству, которому они были переданы для публикации. Если у издательства нет планов дальше использовать это произведение, и весь доход от него уже получен, то оно оставляет уведомление без ответа и права считаются возвращенными. Иногда (довольно редко) издательство пишет уведомление-протест. В этом случае делать нечего. Но и из такой ситуации можно найти выход. Скажем, автор готов распространять свое произведение на условиях открытой лицензии и уведомляет издательство об этом. В этом случае издательство просто размещает его произведение на своем сайте для свободного чтения. Плюс к карме писателя, плюс к карме издателя. Читатель счастлив. Вот примерная схема действия, которую обсуждали эксперты из разных стран. Они анализировали возникающие возможности реформы законодательства, инструменты и ресурсы, которые понадобятся для их использования, и призвали начать вместе составлять повестку дня для практических действий.

3. Защита данных как общественное движение

Мы живем в обществе, которое все больше ориентируется на данные. Конкретно наши личные данные (не только персональные, но любые, которые мы создаем и генерируем) хотелось бы контролировать самим. По мере того, как компании собирают больше наших личных данных, мы теряем возможности контроля. Решения существуют, и они не только технические (например, возможно редактирование или изменение настроек своих профилей может установить некоторые фильтры). Однако для этого надо обладать определенными знаниями и обладать достаточно высоким уровнем понимания имеющихся ресурсов. Опираясь на работу Элинор Остром в области общего пользования, создан инструмент коллективной деятельности для сообщества, ориентированный на защиту данных, который поощряет сотрудничество и совместное творчество в процессе защиты данных. Эта сессия была направлена ​​на то, чтобы начать дискуссии о том, как мы можем перенести публичное обсуждение личных данных на общественное, рассматривая защиту данных как общее благо.

4. 3D-сканирование в открытый доступ: практическое руководство по оцифровке и обеспечению доступности 3D-работ в коллекциях GLAM

Думаете о включении физических объектов в вашу инициативу открытого доступа? На этой сессии было представлено новое руководство GLAM 3D, предназначенное для того, чтобы провести вас через весь процесс, от выбора объектов до создания сканированных трехмерных изображений и предоставления данных в рамках открытого доступа. К сожалению, язык только английский. Мы обсуждали технические, культурные и правовые факторы, которые следует учитывать, и узнали о передовых опытом успешных инициатив открытого доступа к 3D. Я например, не знала о движении Отсканируй мир, где волонтеры и разных стран делают 3D сканированные файлы объектов культурного наследия по всему миру доступными для всех желающих. Даже просто полюбоваться, например, античными скульптурами — уже огромное удовольствие.

5. Демократия на продажу

Серию ключевых пленарный докладов завершили генеральный директор CC Кэтрин Штилер и член правления Алек Тарковски, говорящие с автором Питером Геогеганом о его грядущей книге «Демократия на продажу». В частности, они обсуждали, как правая идеология, деньги и социальные сети использовались для разрушения современных демократий, особенно в Северной Америке и Европе. В ходе разговора обсуждались связи между борьбой за наши демократии и борьбой за «открытость» и общественные интересы.

6. Открытое воздействие: 10 организаций, которые меняют мир с помощью открытых принципов

Сегодня наш мир сталкивается с серьезными проблемами, от изменения климата до COVID-19. Решение этих проблем потребует широкомасштабного сотрудничества и открытого обмена знаниями. Познакомьтесь с 10 организациями, которые возглавляют движение открытого воздействия, включая Shuttleworth Foundation, Gooru, Убежище2.0, Precious Plastic и Open Streets 880. Лично мне больше всего понравилась утилизация пластика и изготовление из него новых, жутко красивых материалов и изделий. Не надо быть дизайнером, надо просто правильно собирать и утилизировать отходы.

Еще одна прекрасная инициатива Открытые улицы 880, когда на время улицы городов становятся свободным от машин. Это могут быть определенные дни или часы, когда улицы превращаются в открытые пространства для проведения творческих, спортивных, просветительных и развлекательных мероприятий для всех от 8 до 80 лет, отсюда и название.

Полный список участников со ссылками можно посмотреть здесь.

7. Леонардо да Винчи, Томас Эдисон и … искусственный интеллект

Страны принимают различные решения о «своем» искусственном интеллекте, выдвигают идеи, открывающие новый горизонт для обсуждения интеллектуальной собственности. Creative Commons не только не должен стоять в стороне от процесса, но должен играть в нем ведущую роль. Можно ли признать искусственный интеллект создателем творческого и новаторского изобретения или произведения искусства? Кто сможет действовать от имени искусственного интеллекта как создателя? Следует ли нам придерживаться «политики человеческого авторства» в отношении права интеллектуальной собственности? А что он там может изобрести, — скажет скептик. Предлагаю посмотреть и послушать самим.

См. The Next Rembrandt

Итак саммит завешен. Было интересно, но сложно. Начало в 10 утра, окончание в 2 часа ночи (это было один раз, обычно в 11 вечера). Докладчикам из разных часовых поясов было хуже. Чей-то доклад пришелся на 6 утра, чей-то на 3 часа ночи, но все героически пытались подстроиться. Я никогда не участвовала в 100% онлайн конференции такого глобального масштаба. Не все сессии удалось посетить, часть заявленных докладчиков отменилась или не смогла преодолеть технические трудности. Иногда приходилось перескакивать со вкладки на вкладку, потому что заседания шли в одно время, но это даже здорово, и было бы никак невозможно совместить в физическом пространстве. Огромное спасибо организаторам, что в отличие от многих других мероприятий, перенесенных в Интернет из-за COVID-19, саммит был полностью бесплатным для его участников. К сожалению, ни ручек, ни футболок, ни других сувениров привезти не получилось (все равно на всех вас бы не хватило), но я надеюсь, что все еще будет. В самом конце краткая статистическая сводка и, как и обещала, звуки будущего, коллективно созданные во время саммита.

1300+ участников, 200+ докладчиков,

140+ презентаций, 40+ стран.

Common Sounds of the Future

Ольга Барышева