Копирайт: Есть ли автор у газеты?

Оцифровка периодики
Photo by Good Good Good on Unsplash

Статья об общественном достоянии получилась не только полезной, но и вызвала вопросы по поводу копирайта на разные виды материалов.

Первый из них: Хотелось бы прочитать аналогичные развернутые разъяснения о газетах и журналах. Отдельно об отечественных и зарубежных.

Учитывая, что практически ни в одной библиотеке России нет юристов по авторскому праву, тем более зарубежному, есть смысл поговорить о нём подробнее. Сразу скажу, что я не юрист. По долгу службы приходится проводить много времени разбираясь, что можно и что нельзя, а также кому и почему. Я не буду разбирать права на разные типы статей и иллюстраций, хотя понятно, что интервью, обзор новостей, реклама и результаты научных исследований имеют свои особенности, а постараюсь ответить на вопрос.

Начнем с того, что копирайт дословно — не авторское право, а право копирования. Если говорить по-простому, то авторское право принадлежит тому, чьим творческим трудом создано произведение, а право на копирование может принадлежать кому угодно. Поскольку мы говорим о газетах и журналах, пусть произведением будет статья. Тот, кто написал ее — автор и он навсегда останется им. При этом в зависимости от того, какой и с кем договор он заключает для публикации этой статьи, право на публикацию = копирование авторской работы может быть передано:

  1. Организации, для которой написана статья. Если автор — сотрудник газеты и написание статей — его работа, то его права как сотрудника и газеты как работодателя записаны в трудовом договоре (или аналогичном документе). Это самый распространенный вариант. Результаты творчества в этом случае на языке закона называются служебным произведением.
  2. Изданию или издательскому холдингу. Например, автор — свободный фотограф. Журнал хочет поместить его фотографию на своих страницах. В этом случае заключается другой договор. Он называется лицензионным. Автор предоставляет лицензию на публикацию и другие действия с его работой на территории, в пределах и объеме, которые выбирает сам. Лицензия может быть исключительной или неисключительной, бессрочной или ограниченной по времени действия, безвозмездной или с выплатой вознаграждения.
  3. Кому угодно или всем сразу. Существует так называемая открытая лицензия, которая оформляется договором присоединения. Если честно, я никогда не видела, чтобы кто-то её использовал.
    На практике, если автор хочет разрешить пользоваться своей статьёй или фотографией, или любым творческим продуктом, всем, бесплатно и навсегда, он присоединяется к одной из лицензий Creative Commons. Исторически американские, сегодня лицензии Creative Commons получили самое активное распространение по всему миру. Технически это реализуется совсем просто. Зашел на сайт СС, выбрал тип лицензии и разместил маленький логотип в конце статьи. Или еще проще — опубликовал своё творчество на сайте, который поддерживает лицензии СС (например, Medium или Unsplash).

Choose a License. Want to license your work with Creative Commons, but not sure where to start, or which license is right for you? Use…

Теперь про права самих газет и журналов. Они, в соответствии с российским законодательством, являются составными произведениями. Собственно “авторское” право на них не распространяется по естественной причине. У газеты или журнала нет единого автора. Номеров много, в каждом — масса авторских материалов. А вот правом на копирование своих материалов периодическое издание вольно распоряжаться по своему усмотрению. И копирайт действует не на каждый номер, как в Америке, а на всё издание в целом. Иначе говоря, чтобы газета официально перешла в общественное достояние в России, надо дождаться “смерти” издающей организации и потом подождать еще 70 лет. Альтернативный вариант — заключать договор с издающей организацией пока она жива, чем много лет с успехом занимается, например, Российская национальная библиотека.

Многие зарубежные газеты и журналы, понимая ценность своих архивов, переводят их в цифровую форму и отрывают для исследователей и просто любителей старины бесплатно.

Почему? Потому что это позволяет газете или журналу по-прежнему контролировать использование, привлекать новых читателей, а также собирать данные. Сегодня данные — это не только ключ к прогрессу, но и новый товар.

В Соединенных Штатах правообладатели обладают значительными юридическими правами на защиту своей интеллектуальной собственности. Однако, библиотеки имеют свои привилегии, позволяющие проводить оцифровку газет и журналов. Лишний раз стоит упомянуть, что главный Копирайт Офис США (Бюро регистрации авторских прав) является подразделением Библиотеки Конгресса, и у американских библиотекарей нет проблемы поиска правообладателей.

Существует в Америке и правовая доктрина, поддерживающая миссию библиотек, «разрешая нелицензионное использование произведений, защищенных авторским правом, при определенных обстоятельствах». Называется она честное (справедливое, добросовестное) использование. Иначе говоря, произведение, защищенное авторским правом, использовать можно, при условии, что цель отличается от первоначальной и её можно определить как «критика, комментарии, репортажи, обучение, стипендии и исследования». Эти меры защиты подпадают под действие статьи 107 Закона об авторском праве США.

4 критерия проверки “пригодности” доктрины для использования.

  1. цель и характер использования. В большинстве случаев использование произведения в некоммерческих или образовательных целях обычно подпадает под законное использование. Оцифровка газеты, которая изначально создавалась для продажи и получения дохода, и ее бесплатное цифровое представление как исторический артефакт для исследователя обычно подпадает под добросовестное использование.
  2. характер работы, защищенной авторским правом. Это немного сложнее определить. Приведу пример. Использование песни для создания новой песни вряд ли будет считаться добросовестным использованием. А цифровая копия газеты как первичный исходный документ для исследователя выглядит очень даже добросовестно.
  3. количество и существенность части, используемой по отношению к работе, защищенной авторским правом, в целом. Другими словами, взять 90% чужой работы и выпустить ее в свет как новое произведение — это совсем несправедливое использование. Если объем работы, не защищенной авторским правом, превышает объем работы, защищенной авторским правом, то оцифровка считается добросовестным использованием.
  4. влияние использования на потенциальный рынок или стоимость работы, защищенной авторским правом. Проще говоря, снижает ли использование работы, защищенной авторским правом, ее ценность на рынке. Оцифровка газеты или журнала, которые распроданы много лет назад, никак не влияет на рынок. Исследователи используют оцифрованные газеты в научных целях, и даже охотники за редкими номерами журналов не страдают. Для них важно владение артефактом, а не доступ к содержанию.

Но если американская библиотека захочет сделать оцифрованные газеты доступными в Интернете, ей потребуется разрешение от издателя газеты, даже если разрешение на оцифровку произведения не требуется. В соответствии с разделом 108 с) Закона об авторском праве США, библиотека может сохранять защищенные авторским правом газеты в цифровом виде после того, как она сначала попробует приобрести новые (неиспользованные) экземпляры. Если они недоступны или цена на них завышена, библиотека может заменить ветхие экземпляры фотокопиями, микрофильмами или цифровыми экземплярами. Печатные копии или копии на микрофильмах могут использоваться так же, как и любые другие произведения, но закон ограничивает использование цифровых копий помещением библиотек. Как и в России, в Америке цифровую копию нельзя использовать за пределами библиотеки.

А что, если нужно оцифровать отдельные статьи неизвестных авторов из журнала, который перестал выходить? Ответ на вопрос об оцифровке статей из журналов зависит от статуса авторских прав на эти отдельные выпуски. Библиотека или владелец веб-сайта делает их доступными в Интернете, хотя это и нарушение. С другой стороны, если рядом нет никого, кто мог бы обеспечить соблюдение прав, потенциальная выгода от публикации статей может заставить владельца веб-сайта принять на себя риск. В этом случае может быть полезно сопроводить такие материалы на сайте примечанием об отказе от ответственности, т.е. предложить владельцам авторских прав заявить о себе, и добровольно удалить статью из Интернета, если владелец авторских прав возражает против ее доступности на сайте. Предупреждение всегда работает на библиотеку. Например, в законе США есть требование: на бланке заказа для изготовления копий для пользователей и в том месте, где этот заказ принимается, должно быть сообщение об охране авторских прав в соответствии с требованиями копирайта.

Российское авторское общество, которое теоретически могло бы помочь библиотекам в решении правовых вопросов, занимается преимущественно правами музыкантов, исполнителей и тиражирования декоративно-прикладного искусства.

В США для решения сложных вопросов существует Центр проверки авторских прав (CCC).

Он продвигает авторское право на уровне услуг по лицензированию, контенту, программному обеспечению и предлагает готовые решения по ежегодным лицензиям, оплате за просмотр, обучению и развитию международного партнерства. Центр имеет филиалы в странах ЕС, Великобритании и Японии, поддерживает национальные центры авторского права в Латинской и Южной Америке. Среди партнеров Центра проверки авторских прав наряду с издателями, образовательными и академическими организациями — OCLC, компания ExLibris, Британская библиотека.

Про расчет срока действия прав и их охраны читайте предыдущую статью. Как в России, так и за рубежом, газеты и журналы подчиняются общим правилам, а об отличиях мы поговорили сегодня.

Ольга Барышева