Греческие рукописи

Четвероевангелие

Четвероевангелие.
90-е гг. XIV в. Москва. Писец Никон Радонежский (?)

O (115 x 85). 208 л.
Пергамен. Чернила, киноварь, краски.

Мелкий каллиграфический устав.
Заставки балканского (на л. 1 об.) и тератологического (на л. 6 об.) стилей. Заоловки, указания чтений на полях и небольшие инициалы киноварные.

Евангелие Погодинского собрания является памятником конца XIV в., скромным по художественному убранству, но исключительно изящным по графическому исполнению. Г. И. Вздорнов, рассматривая декор рукописи, пришел к выводу о ее московском происхождении, а также о том, что почерк и манера оформления роднит этот манускрипт с рукописями Никона Радонежского. Никон (ок. 1395-1427) настоятельствовал в Троице-Сергиевом монастыре после смерти своего учителя Сергия Радонежского. При Никоне, который был рачительным хозяином, в монастыре развилось книгописание, однако живописной мастерской еще не было. Поэтому главное внимание при создании книги было обращено не на орнаменты, а на письмо. Почерк рукописи исключительно красив и ясен. Выписывая каждую букву, писец проделал поистине ювелирную работу.

Рукопись поступила в ИПБ в 1852 г. в составе собрания М. П. Погодина.

Шифр: РНБ. Погод. 21.

Цифровая копия документа

<<    >>

Чтение в неделю "св. праотец". Заставка тератологического стиля
(РНБ. Погод. 21, л. 6 об.-7)