Остромирово евангелие

Четвероевангелие

Четвероевангелие. XVI - нач. XVII в.

Q (185 х 140). 426 л.
Бумага. Чернила, киноварь, краски, золото.

Полуустав.
4 миниатюры с изображениями евангелистов (на л.11 об., 115 об., 190 об., 312 об.). Заставки старопечатного стиля с применением красок и золота (на л. 13, 117, 192, 314, 411). Небольшая заставка в золоте перед месяцесловом (на л. 411). Крупные инициалы выполнены в разных стилях, раскрашены чернилами, неяркими красками и золотом. Заголовки вязью золотом. Золото использовано также на первых страницах каждого Евангелия в указаниях евангельских чтений.

Рукопись представляет интерес не только своим художественным убранством, но и отраженной в записях историей бытования в монастырской среде. Евангелие неоднократно переходило из рук в руки, в течение небольшого промежутка времени оно служило для келейного чтения нескольким старцам Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. Книга была вложена в монастырь соборным старцем ризничим Исааком, затем была продана из казны келарю Исайе по прозвищу Любимец. После смерти старца Исайи (ум. 1656 г.) рукопись снова перешла во владение монастыря. Новым владельцем Евангелия стал ученик старца Исайи Герасим Фирсов - известный соловецкий книжник, входивший в оппозиционно настроенный по отношению к церковной реформе патриарха Никона круг соловецких старцев. Герасим Фирсов составил ряд полемических сочинений, которые посвящены доказательствам истинности "прежней веры". Особенно известен его трактат о двуперстии. В 1666 г. Герасим Фирсов был вызван властями в Москву на церковный собор для "увещевания", где неожиданно скончался в 1667 г. Его книги перешли в собственность Соловецкого монастыря.

Рукопись поступила в ГПБ в 1928 г. в составе собрания Соловецкого монастыря в 1924 г.

Шифр: РНБ. Сол. 133/133.

<<    >>

Записи книгохранителей Соловецкого монастыря, раскрывающие историю смены владельцев рукописи
(РНБ. Сол. 133/133, л. 1 об.)