Остромирово евангелие

Евангелист Лука. Миниатюра

Остромирово евангелие. Апракос краткий.
1056–1057 гг.
Один из писцов дьякон Григорий

F (355 х 290 мм). 294 л.
Пергамен. Чернила, киноварь, краски, твореное золото.
Устав трех почерков: 1) л. 2а–24г; заглавия золотом на всех листах рукописи, кроме л. 21а–40г, 131а–154г; 2) л. 25а–294г (включая заглавия, написанные чернилами) – писец диакон Григорий; 3) заглавия золотом на л. 21а–40г, 131а–154г. Текст в два столбца. Л. 1, 57–57 об., 87, 88 об., 125–125 об., 126 об. без текста.
Текст имеет экфонетическую нотацию (на л. 2а–16г, 54б–55б, 140б, 141а, 176в–179б, 211а–211г, 247в); применены знаки: кремасти, оксия, двойная вария, апострофос, телия, гипокрисис.

Художественное оформление.
В книге три миниатюры, выполненные в технике полихромной живописи с применением золота: 1) евангелист Иоанн и Прохор (на л. 1 об.), надписи в составе изображения: «Агиос Иоанн Феолог», «Агиос Прохор»; 2) евангелист Лука (на л. 87 об., этот лист был вшит в рукопись не на своем месте, так как миниатюра должна находится перед л. 89), надписи в составе изображения: «Агиос Лукас», «Симь образомь тельчемь Духъ Святый явися Луце»; 3) евангелист Марк (на л. 126). В миниатюрах на изображенных раскрытых книгах и развернутом свитке в руках Прохора читаются краткие фрагменты евангельского текста.

Украшение рукописи выполнено в старовизантийском стиле: заставки эмальерного (или лепесткового) типа орнамента – одна большая заставка (на л. 2) и 18 малых заставок (на л. 58а, 89а, 127а, 164а, 204в, 210г, 226г, 239г, 243а, 256а, 263г, 267г, 270г, 271г, 274б, 281г, 283б, 288в). Около 250 (242) крупных инициалов, оформление многих из них включает зооморфные и антропоморфные элементы: с «личинами» в фас (на л. 6а, 9в, 17б, 22г, 54б, 64г, 63б, 211а (правленый), 267г, 266в, 290г), с «личинами» в профиль (на л. 27б, 32г), со звероподобными и птицеподобными «масками» (на л. 18в, 19б, 20а, 21а, 22г, 24а, 25б, 28г, 29г, 41г, 51б, 52а, 66г, 131г, 146в, 219б). Около 30 (27) инициалов средней величины (таких, как на л. 42в, 148а, 226г и др.), около 240 малых инициалов (таких, как на л. 202в, 265г и др.). Встречаются малые инициалы, оконтуренные темно-вишневой краской, но оставшиеся не проработанными в цвете (л. 226а и др.). Небольшие буквы золотом в чернильных заглавиях (л. 255б, 259г и др.). Заглавия прописаны твореным золотом по краске темно-вишневого цвета, некоторые заглавия чернилами.

Содержание: Чтения краткого апракоса (л. 2а – 204в): на 50 дней от Пасхи до Пятидесятницы – преимущественно чтения Евангелия от Иоанна, 2 чтения от Луки, 1 чтение от Марка, 1 чтение от Матфея (л. 2а – 56г); на субботы и воскресения от Пятидесятницы до «Нового лета» – Евангелие от Матфея (л. 58а–88б); на субботы и воскресения «Нового лета» – Евангелие от Луки (л. 89а–119в); в субботу и воскресение мясопустной и сыропустной недель – одно чтение Евангелия от Луки и три чтения от Матфея (л. 119в–124в); в субботы и воскресения великого поста – преимущественно чтения Евангелия от Марка, три чтения от Иоанна, одно чтение от Матфея (л. 127–143в); на каждый день страстной недели – преимущественно чтения Евангелий от Матфея и Иоанна, два чтения от Марка, одно чтение от Луки (л. 143в–204в). Евангельские чтения утренние воскресные – 11 чтений (л. 204в–210г). Евангельские чтения по Месяцеслову (л. 210г–288в). Евангельские чтения на разные случаи: «на священие церкви» – заглавие с отсылкой (л. 288в); «в память страху» (л. 288в–289в); «в победу царю на брани» – заглавие с отсылкой (л. 289в–289г); «над черноризцем» – заглавие с отсылкой (л. 289г); «за болящая мужа и жены» – заглавие с отсылкой (л. 289г); «над олеем» (л. 289г–120в); «над бесьнующиимися» – заглавие с отсылкой (л. 290в). Евангельские чтения на часах страстной пятницы (л. 290в–294в).

Кодикологическая характеристика.
Нумерации тетрадей нет. На верхнем поле л. 9 и л. 17 (первые листы 2-й и 3-й тетрадей) темно-вишневой краской проставлены знаки в виде креста неясного назначения.
Нумерация листов в правом верхнем углу чернилами арабскими цифрами. Л. 90 и 91 ошибочно пронумерованы арабскими цифрами карандашом на нижнем поле соответственно как л. 89 и 90.

Пергамен (телячья кожа) достаточно тонкий, многие листы не однородны по толщине, имеют шероховатые участки (дефект шлифования). На л. 104, 105, 109, 219 прорезы, зашитые суровыми нитками. На многих листах отверстия овальной формы с утолщенными и жесткими краями (следы поражения животного оводом); если такое отверстие на поле, оно имеет заклейку из тонкой кожи более темного оттенка.

37 тетрадей. Регулярный способ складывания листов в тетрадях учитывает соседство на развороте соответствующих сторон пергамена (волосяной с волосяной, мясной с мясной). Все три миниатюры выполнены по мясной стороне. Два листа с миниатюрами (л. 87 и л. 126) были вшиты в блок книги на фальцах. Все остальные одинарные листы (л. 81, 89, 291–294) фальцев не имеют, скорее всего, первоначально образовывали бифолии, но были разрезаны при позднейшем переплете книги.

Тетради 1 – 10, 12 – 15, 17 – 36 имеют по 8 листов (по 4 бифолия).

Тетрадь 1: л. 1 2 3 4 5 6 7 8
Тетрадь 2: л. 9 10 11 12 13 14 15 16
Тетрадь 3: л. 17 18 19 20 21 22 23 24
Тетрадь 4: л. 25 26 27 28 29 30 31 32
Тетрадь 5: л. 33 34 35 36 37 38 39 40
Тетрадь 6: л. 41 42 43 44 45 46 47 48
Тетрадь 7: л. 49 50 51 52 53 54 55 56
Тетрадь 8: л. 57 58 59 60 61 62 63 64
Тетрадь 9: л. 65 66 67 68 69 70 71 72
Тетрадь 10: л. 73 74 75 76 77 78 79 80
Тетрадь 12: л. 90 91 92 93 94 95 96 97
Тетрадь 13: л. 98 99 100 101 102 103 104 105
Тетрадь 14: л. 106 107 108 109 110 111 112 113
Тетрадь 15: л. 114 115 116 117 118 119 120 121
Тетрадь 17: л. 131 132 133 134 135 136 137 138
Тетрадь 18: л. 139 140 141 142 143 144 145 146
Тетрадь 19: л. 147 148 149 150 151 152 153 154
Тетрадь 20: л. 155 156 157 158 159 160 161 162
Тетрадь 21: л. 163 164 165 166 167 168 169 170
Тетрадь 22: л. 171 172 173 174 175 176 177 178
Тетрадь 23: л. 179 180 181 182 183 184 185 186
Тетрадь 24: л. 187 188 189 190 191 192 193 194
Тетрадь 25: л. 195 196 197 198 199 200 201 202
Тетрадь 26: л. 203 204 205 206 207 208 209 210
Тетрадь 27: л. 211 212 213 214 215 216 217 218
Тетрадь 28: л. 219 220 221 222 223 224 225 226
Тетрадь 29: л. 227 228 229 230 231 232 233 234
Тетрадь 30: л. 235 236 237 238 239 240 241 242
Тетрадь 31: л. 243 244 245 246 247 248 249 250
Тетрадь 32: л. 251 252 253 254 255 256 257 258
Тетрадь 33: л. 259 260 261 262 263 264 265 266
Тетрадь 34: л. 267 268 269 270 271 272 273 274
Тетрадь 35: л. 275 276 277 288 289 290 291 292
Тетрадь 36: л. 283 284 285 286 287 288 289 290
 

Тетрадь 11 имеет 9 листов (л. 81-89), л. 81 и 89 одинарные, л. 87 вшивной на фальце.
л. 81 82 83 84 85 86 87 88 89

Тетрадь 16 имеет 9 листов (л. 122-130), л. 126 вшивной на фальце, л. 125 чистый.
л. 122 123 124 125 126 127 128 129 130

Тетрадь 37 имеет 4 листа, все они одинарные.
л. 291 292 293 294

Разлиновка (по л. 14, 30, 38). Число строк: 18. Поле разлиновки: 232/247 х 213/216 мм. Высота строки по разлиновке: 14/15 мм.

Регулярный тип разлиновки (бифолий):

Отклонения от регулярного типа разлиновки:
на л. 1 с миниатюрой разлиновки нет;
на чистом л. 57 (на котором могла бы быть миниатюра с изображением евангелиста Матфея) разлиновка частичная – внешний периметр (при этом сам лист имеет меньшую по сравнению с другими листами книги ширину на 13–20 мм);
на л. 78 нет внутренней нижней сплошной горизонтальной линии (этот бифолий меньше других листов по высоте);
на л. 87 с миниатюрой разлиновки нет; следы линий, ограничивающих поле миниатюры;
на бифолии 117/118 отсутствует внутренняя нижняя сплошная горизонтальная линия;
на л. 125 частичная разлиновка по внешнему периметру поля текста;
на л. 126 с миниатюрой разлиновки нет;
на бифолии 131/138 корректировка поля разлиновки (нижняя строка разлиновки текстом не заполнена);
на бифолиях 163/170 и 165/168 внешняя нижняя сплошная горизонтальная линия прерывается у сгиба бифолиев.

Способ разлиновки.
Разлиновка производилась по два бифолия по мясной стороне (это хорошо видно на примере тетради 21).

Чернила железистые светло-коричневого цвета; на некоторых листах буквы наведены (вновь обведены) темными чернилами: л. 2а–3б (вест текст чтения в пасхальное воскресение), л. 10в–11а (часть текста фоминой недели), л. 154г–155б (весь текст на «омовение ног»), л. 211а–211г (весь текст чтения «на новое лето»), л 176г (одна буква «ю» в 6 строке снизу), л. 178г (одна буква «к» в 4 строке снизу).

Знаки экфонетической нотации выполнены темно-вишневой краской и золотом (нанесенным на темно-вишневый грунт, для которого использована та же краска); более поздняя правка экфонетических знаков произведена киноварью и чернилами. Материал письма м правка экфонетическиех знаков следующие: на л. 2а–3б знаки написаны киноварью, один знак на л. 3б – чернилами позднейшей обводки; на л. 3в–16г – темно-вишневой краской, один знак на л. 6в частично прописан золотом по темно-вишневому грунту, один знак на л. 11а и 7 знаков на л. 10г поновлены чернилами позднейшей обводки; на л. 54б–55б – киноварью; на л. 140б и один знак на л. 141а – золотом по темно-вишневому грунту; на л. 176в–179б – киноварью; на л. 211а–211г – киноварью; на л. 247в – светло-коричневыми чернилами, которыми написан текст; по одному знаку (все – телия) на л. 131а–247в. – светло-коричневыми чернилами, которыми написан текст. По подсчетам В.М.Загребина, исконных экфонетических знаков в рукописи имеется 361, а 90 знаков более позднего происхождения.

Отчетливо видно соскабливание на пергамене и исправление текста в следующих случаях: на л. 4б в 1-й строке в заглавии на месте написанного чернилами слова «Лукы» ранее было написано другое слово золотом; на л. 11 в маргиналии на внутреннем поле, написанной желтой краской (полторы строки этой маргиналии наведены коричневыми чернилами); на л. 26а в написанном золотом заглавии на месте начального орнаментального знака и на месте буквенной цифири (обозначающей число 74); на л. 32б затертые буквы во 2-й и 13-й строках; на л. 82б в последней строке и на л. 83а в последней строке исправления в золотых заглавиях, сделанные темно-вишневой краской и синхронные с написанием текста; на л. 93б в 1-й строке затертая буква; на л. 226в затерта вся последняя строка.

На л. 211а правка инициала «В», в котором в верхней петле первоначально была изображена «личина», впоследствии закрытая желтой краской и грубоватым орнаментом.

Первоначальный переплет Остромирова Евангелия не дошел до наших дней. Имеющиеся на сгибе бифолиев 6 простригов треугольной формы свидетельствуют о том, что первоначальный переплет имел крепление на четырех ремнях и дополнительное крепление шитьем плетеных капталов. На сгибе видны и другие проколы, следовательно, книга переплеталась неоднократно. При поступлении в 1806 г. в Публичную библиотеку книга имела позднейший бархатный переплет. В середине XIX в. на средства, пожертвованные П.В.Голубковым, придворным ювелиром И.П.Сизиковым по эскизу И.И.Горностаева был изготовлен массивный, украшенный каменьями переплет, который, однако, не самым лучшим образом влиял на пергаменные листы рукописи. С 50-х гг. ХХ в. кодекс хранится в расплетенном виде без переплета в специальном дубовом ларце.

Записи: на л. 294б–294г уставом рукой диакона Григория – «Слава тебе, Господи Царю Небесьный, яко съподоби мя написати Еуаггелие се. Почах же е писати в лето 6564, а оконьчах е в лето 6565. Написах же Еуаггелие се рабу Божию, наречену сущу в крещении Иосиф, а мирьскы Остромир, близоку сущу Изяславу кънязу. Изяславу же кънязу тогда предрьжящу бе власти и отца своего Ярослава, и брата своего Володимира. Сам же Изяслав кънязь правлааше стол отца своего Ярослава Кыеве. А брата своего стол поручи правити близоку своему Остромиру Новегороде. Мънога же лет даруй Бог сътяжавъшуму Еуаггелие се на утешение мъногам душам крестияньскам, дай ему Господь Бог благословение святых евангелист, и Иоанна, Матфеа, Лукы, Марка, и святых праотець Авраама, и Исаака, и Иякова, самому ему и подружию его Феофане, и чядом ею, и подружиемь чяд ею. Съдравьствуйте же мънога лет, съдрьжаще поручение свое. Аминъ. Аз, Григорий диякон, написах Еуаггелие е, да иже горазнее сего напише, то не мози зазьрети мьне, грешьнику. Почахъ же писати месяца октября 21 на память Иллариона, а оконьчах месяца маия в 12 на память Епифана. Молю же всех почитающих, не мозете кляти, нъ исправльше почитайте. Тако бо и святый апостол Паул глаголеть. Благословите, а не кльнете. Аминъ». На л. 1 скорописью не ранее XVI в. – «Еваггелие Софейское апракос».
Печатей, наклеек не имеется.

Реставрация.
Памятник реставрирован в 1955 г. в специалистами Государственной Публичной библиотеки (реставратор Е. Х. Трей).
До реставрации листы книги были сильно покороблены, чему также способствовал и животный клей, нанесенный на корешок рукописи при ее последнем переплете. Все листы имели глубокую волнообразную деформацию, которая начиналась от внутренних полей у корешка и распространялась на весь лист. Глубина деформации доходила до 2 см. На многих листах имелись плавленности от восковых натеков. На некоторых листах имелись разрывы с утраченными участками пергамена. Нижние поля л. 114, 115, 116, 144 были разорваны, разрывы скреплены грубыми наклеенными заплатами, также вызывавшими деформацию. Из-за деформации пергамена возникли трещины на красочном слое, а затем осыпание красок и золота. Больше всего пострадала миниатюра на л. 1: краски лика евангелиста почти полностью осыпались. На миниатюрах л 87 об. и 126 краски пострадали меньше, кроме коричневых тонов. В инициалах в основном осыпались краски синих тонов, а также голубая и белая. Во многих случаях текст, писанный золотом, осыпался – здесь проступает красноватого тона краска. Очевидно, сцепление оказалось недостаточно прочным.

Реставрация заключалась в выпрямлении листов и придании им эластичности и была проведена без применения химических препаратов. Для увлажнения пергамена использовалась только дистиллированная вода. Утраченные части листов заполнены пергаменом. Крупные разрывы скреплены пергаменом, мелкие – прочной бумагой из текстильного волокна и микалентной длинноволокнистой хлопковой бумагой.

Остромирово евангелие поступило в Библиотеку в 1806 г.

Шифр: РНБ. F.п.I.5.

Е. В. Крушельницкая