К 250-летнему юбилею Российской Академии художеств

Страницы:  1   2 

В 1911 г. увидели свет открытки по фотографиям А.Н.Павловича, много лет сотрудничавшего с издательством Общины: интерьеры Академии и, в частности, академической Библиотеки.

А.Н.Павлович. Начало главной лестницы. А.Н.Павлович. Скульптура на лестнице. А.Н.Павлович. Библиотека А.Н.Павлович. Читальня при библиотеке

Читальные залы Библиотеки можно видеть и на открытках иных издательств. Одна из них сохранила память о том, что именно в стенах академической Библиотеки организовалось и с 1908 г. действовало Общество библиотековедения.

Открытые письма, посвященные Академии, продолжали выпускать и в дореволюционном Петрограде. Свидетельствуя о стесненных обстоятельствах военных лет, они отличаются от предыдущих образцов неотчетливой печатью и картоном невысокого качества.

Академия Художеств Библиотека Императорской Академии Художеств Библиотека Императорской Академии Художеств

Академия художеств вновь показывается на открытках лишь во второй половине 1920-х гг., по мере восстановления в стране издательского дела. И вот то же самое изображение, которое можно видеть на открытке «Петроград. Академия Художеств», А.Кононов использует уже под названием «Ленинград. Гос. Академия Художеств». Но, разумеется, нельзя было обойтись лишь репродуцированием старых образцов под современными наименованиями. Открытку, композиционно близкую к предыдущей — вид на Академию с другого берега Невы — в конце 1920-х - начале 1930-х гг. выпускает ГИЗ. В то же время выходят, а затем неоднократно переиздаются, в разных цветовых оттенках, и другие открытки ГИЗа.

Государственная Академия Художеств Высший Художественно-Технический Институт Академия Художеств

С открыткой, на которой изображен вид на главный вход в Академию, связана забавная опечатка: в тираже ОГИЗа-ИЗОГИЗа она ошибочно названа «Аничков мост. Одна из фигур раб. скульптора Клодта».

На фотографии В.В.Преснякова Академия служит скорее фоном, тогда как и фотографу, и зрителю гораздо интереснее наблюдать за горожанами, собравшимися на гранитных ступенях спуска к воде. Эту открытку отпечатали — если верить указанным на оборотной стороне цифрам — в немыслимом количестве экземпляров: как минимум, пять раз тиражом по 10.000 и один раз — тиражом в 15.000 единиц (при этом фамилия фотографа указана только в одном из шести тиражей).

В.В.Пресняков. Набережная Невы и здание Академии Художеств СССР Набережная Невы у здания Института пролетарского искусства

Собрание РНБ показывает, что в отечественной открытке первых трех десятилетий XX в. Академия художеств была отражена достаточно многогранно: открытые письма знакомили с архитектурой ее фасада и интерьеров, с видами библиотечных залов и с произведениями из фондов Музея Академии. Открытки советского периода примечательны еще и тем, что они несут яркий отпечаток времени структурных перестроек и переименований Академии: на оборотной стороне разных тиражей одной и той же открытки можно прочитать: и «б. Академия Художеств, ныне ВХУТЕИН», и «Академия Художеств СССР», и «Институт пролетарского искусства (бывш. Академия художеств СССР)»…

Страницы:  1   2 

© Российская национальная библиотека, 2007