Российская национальная библиотека
Онлайн-консультант

Этнографический жанр в русской фотографии 1860-е - 1900-е гг.

Изобретение фотографии дало новый способ изображения для этнических типов, костюмов и быта различных народностей России, способ, характеризовавшийся, с одной стороны, замечательной точностью, и с другой, обладавший мощной художественной потенцией и позволявший фотографу создать емкие психологические образы и бытовые картины. Трудами русских фотографов: и прославленных мастеров, и безвестных ремесленников, и просто любителей - создана обширная галерея этнических типов, населявших Российскую империю. Одними из первых ценность фотографии при этнографических исследованиях отметили ученые. В 1858 г. Императорское Географическое общество присудило малую золотую медаль за статистико-этнографическое исследование Воронежской области, к которому прилагался альбом типов и костюмов, снятых фотографом М.Б.Тулиновым. Фотограф Петр Пятницкий в 1867 г., отвечая интересу общества к славянам на Балканах, активно боровшимся в этот период против турецкого владычества, создает «Фотографический сборник церковных древностей и типов славян Европейской Турции». Обширный альбом из 80 фотографий содержал, кроме отлично выполненных пейзажей и снимков культового зодчества, целый комплекс портретов и групп славян Боснии и Герцеговины разных социальных слоев.

Петербургский фотограф А.И.Деньер, известный своими работами в области фотопортрета, издает в 1865 г. «Альбом фотографических портретов августейших особ и лиц, известных в России», в 12-ти тетрадях, и почти в каждой тетради в дополнение к портретам дает изображение различных этнических типов России. Иногда это были павильонные снимки самого Деньера - например, в мартовской тетради была помещена группа «самоеды»; иногда Деньер использовал кадры других фотографов - снимок «Джигиты на восточном берегу Черного моря», помещенный в январской тетради, создан фотографами Главного штаба Кавказской армии.

Каррик, Василий (Вильям) Андреевич (1827-1878).
Мордовская девушка у крыльца.
Петербургский фотограф В.А.Каррик, по образованию художник, разрабатывал новые жанры художественной фотографии, занимался фоторепродуцированием картин и достиг больших успехов в этом сложном виде павильонных съемок, но его все более увлекали съемки с натуры. Начав в 1860-х гг. с серии «уличных типов» жителей Петербурга и пригородов, он затем значительно расширил географию своих поездок, побывав в Новгородской губернии, в Финляндии, а в 1871 и 1875 гг. во многих губерниях Поволжья. В его работах «...везде русский человек стал сам по-своему, а не поставлен нарочно» - так писал о работах Каррика секретарь фотографического отдела Русского технического общества В.И.Срезневский.

Начиная с 1850-х гг. Публичная библиотека (ныне - РНБ) активно комплектуется фотографиями, и когда вышел в свет каталог В.В.Стасова «Фотографические и фототипические коллекции императорской Публичной библиотеки» (1885), фонд фотографий имел уже значительный объем, в том числе и в части «народные типы и портреты».

Туркестанский альбом.Нехорошев, Н.
Сыр-Дарьинская область. Кибитка. Жилище киргиза.
Высокую оценку Стасова заслужил «Туркестанский альбом», поистине уникальный по новизне заключенного в нем материала и широте охвата темы. Издание это чрезвычайно редкое, т.к. было создано всего в шести экземплярах. Критик справедливо пишет, что «в такой систематической полноте не была у нас представлена ...ни одна часть нашего государства». Состоящий из четырех частей: археологической, этнографической, промысловой и исторической, альбом дает исключительно полную картину жизни среднеазиатского региона, всего разнообразия его населения, как в этническом, так и в социальном отношении, его обычаев, обрядов, празднеств, игр и развлечений, промыслов и т.д. Конечно, одному фотографу было не под силу совершить такое грандиозное предприятие в тяжелейших походных условиях и в столь короткие сроки. Съемки велись группой фотографов под руководством ученого-ориенталиста А.Л.Куна около двух лет, и в 1872 г. работа была завершена. Известно, что большинство снимков принадлежат фотографу Н.Нехорошеву, владельцу фотоателье в Ташкенте, и военному фотографу подпоручику Г.Кривцову, снимавшему в основном виды и типы Хивы и Коканда.

Особо отмечает Стасов и монументальное пятитомное издание фотографий «Амур, Восточная Сибирь, Западная Сибирь и Урал». Стасова поразили «полные пленительных красот» пейзажные фотографии, являющие «неисчерпаемое богатство картин, можно сказать, почти вовсе незнакомых не только Европе, но и самим русским». Но и этнические фотографии необыкновенно интересны и разнообразны: натурные снимки отдельных фигур, а чаще групп, в национальных костюмах, с детьми, собаками, оленями, орудиями труда, рядом со своими жилищами давали полную, развернутую картину жизни населения азиатской части России.

Как бы дополнением к этому уникальному альбому является трехтомное собрание снимков амурского фотографа В.В.Ланина «Альбом Амура и Уссурийского края», выполненный в 1875-76 гг. Весь 3-й том, названный в рукописном оглавлении «Типы и фигуры», состоит из изображений народностей, населявших материковую часть этой окраины России, а также остров Сахалин.

Шедевром как в художественном отношении, так и в отношении технического мастерства исполнения Стасов справедливо считал альбом работавшего в Одессе в 1870-е гг. фотографа Ж.Рауля «Collection de types des Peuples de Russie, Roumanie et Bulgarie», заключавший в себе более 200 фотографий видов и типов. Рауль выпустил в свет небольшое количество полных экземпляров этого альбома, поступавшего в основном, как пишет Стасов, «в собственность царственных особ или больших научных учреждений». Экземпляр РНБ предназначался первоначально для поднесения датскому королю Христиану IХ.

Виды и типы Донского округа.Болдырев, И.В. (1850-1898).
Казачки поливают огород. Цимлянская станица.

Автору еще одного из описанных Стасовым в каталоге альбомов не приходилось ни странствовать с поисковыми партиями в тайге, как В.В.Ланину, ни двигаться по следам еще не отшумевших военных экспедиций, как фотографам «Туркестанского альбома». И.В.Болдырев свою серию «Виды и типы 2-го Донского округа» снял в родных местах и создал всестороннюю картину казачьей жизни трех донских станиц, запечатлев этнический облик казаков, прохождение воинской службы и т.д.

Уникальный альбом передал в 1878 г. в библиотеку бывший министр внутренних дел Л.С.Маков. «Альбом костюмов России» был составлен из огромного количества, 532 фотографий, собранных по всей России, и имел целью способствовать созданию при введении общей воинской повинности возможно более народной формы обмундирования. В результате получилась не только коллекция мужского костюма целой России, но одновременно и галерея мужских типов всех народностей, населявших обширную страну. Кроме того, здесь представлены многочисленные фотографические заведения, известные мастера: часть жителей Киевской губернии снимал И.Кордыш, жителей Нижегородской губернии - А.О.Карелин, в Одессе работал М.Краевский, в Виннице - И.Хмелевский и т.д

Значительное количество фотографий этнографического жанра продолжало поступать в библиотеку в конце 1880-х - 1900-е гг. Достаточно назвать коллекцию из 87 крупноформатных фотографий «Типы восточных народностей» (1890-е гг.), где изображен широкий спектр этнических типов среднеазиатского региона, исключительно интересны картины народных праздников, религиозных церемоний, ученья детей и т.п. Подлинной энциклопедией жизни Кавказа явилось восьмитомное собрание снимков Д.И.Ермакова. Известно, что уже в 1870 г. этот мастер прислал в Петербург Географическому обществу свою коллекцию видов турецкой части Армении. «Каталог фотографических видов и типов Кавказа, Персии, Европейской и Азиатской Турции. Фотографии Д.И.Ермакова», вышедший из печати в Тифлисе в 1896 г., содержал перечень восемнадцати тысяч фотографий, любую из которых можно было заказать. В 1890-е гг. членом Русского фотографического общества в Москве А.К.Завадским создан альбом «Виды Малороссии»; тот же регион представлен в «Альбоме Малороссии» (1895 г.) фотографа университета св. Владимира И.Кордыша, члена Киевского отдела Географического общества.

Уже в ранний период развития фотографии рядом с именами мастеров-профессионалов начинают появляться имена любителей. Интересен с этой точки зрения «Алтайский альбом». О нем с похвалой отзывался в своем каталоге Стасов, хотя он не указал, что эти снимки выполнены женщиной-фотографом Л.К.Полторацкой, получившей за них серебряную медаль Русского Географического общества.

Мастерством фотографа постепенно овладевали ученые, члены различных экспедиций, военные. Не всем фотографам-любителям удавалось достичь профессионального уровня, но без их работ картина этнического состава многонациональной России была бы неполной. Альбом «Виды и типы Хивинского ханства» (1873 г.) создавался в тяжелых условиях, приближенных к походным, подпоручиком Г.Е.Кривцовым. Снимки не очень хорошо сохранились, но все же представляют большой интерес для ученых: географов, этнографов, археологов. Писатель и этнограф М.А.Круковский представлен материалами двух его этнографических экспедиций: в Белоруссию в 1898 г. и на север, в Олонецкую губернию, в 1899 г. Коллекция «Виды и типы северо-западной Монголии» исполнена во время экспедиции Русского географического общества 1879 г. А.В.Адриановым. Представлены на выставке и материалы путешественника П.Е.Островского, побывавшего на Енисее в 1894 и 1897 гг. Русское географическое общество активно привлекало к своей работе даже студентов. Свидетельством тому являются два альбома студента Петербургского университета В.К.Костко - фотолетопись его поездки в 1903 и 1904 гг. по заданию Общества в Могилевскую область.

Рауль, И. Симбирская губерния. Черемисские крестьяне с граблями.
Многие из представленных на выставке фотографий вызывали живейший интерес культурного общества, экспонировались на всероссийских и зарубежных выставках. Современники отмечали, например, что Русский отдел Парижской международной географической выставки 1875 г. пользовался огромным успехом у публики. Этнограф В.Н.Майнов в своем отчете пишет об этом так : «...были дни, когда число посетителей доходило до 12000 человек в день; многие приходили по десяти раз, просили разрешения читать, делать выписки, снимки с рисунков, фотографий и карт, а 11 человек художников просиживали по целым дням в продолжение двух месяцев за этнографическими альбомами, из которых они срисовывали разные типы». Именно на этой выставке туркестанскому генерал-губернатору К.П. фон Кауфману, по распоряжению которого создавался «Туркестанский альбом», был присужден диплом за отличие. Ж.Рауль, А.О.Карелин, И.В.Болдырев, Л.Г.Полторацкая и др. в разное время удостаивались высоких наград.

Таким образом, на протяжении более чем полувека в Публичной библиотеке была создана представительная коллекция снимков этнографического жанра, развитие которого является одной из интереснейших страниц в истории становления фотографического искусства в России.