Российская национальная библиотека
Онлайн-консультант

Русские художественные меню второй половины XIX - начала XX века

Художественные меню, над оформлением которых во второй половине XIX - начале XX в. работали и одаренные дилетанты, и выдающиеся художники, давно выполнили свое непосредственное назначение. Сегодня они, напоминая об изысканных трапезах, занимают достойное место среди произведений графики малых форм.

Коллекция меню, хранящаяся в Отделе эстампов Российской национальной библиотеки, складывалась на протяжении долгих лет. Она включает в себя около ста экземпляров, часть из которых появилась в Библиотеке еще в XIX в., а часть поступила в нее уже после 1917 г. В собрании, несмотря на его небольшой объем, можно найти множество интересных, редких и ранних образцов художественных меню.

Меню 1850-х гг. представляют собой небольшие листы, декорирован-ные тонким, изящным орнаментом, иногда соединенным со сценками из придворной жизни. Они были исполнены ко дням бракосочетаний высочайших особ и к коронационным торжествам 1856 г. Эти работы - самые ранние из представленных - как правило, не подписаны.

Хорошо известные имена стали появляться под изображениями на листках с меню уже в следующем десятилетии. В 1866 г. М.Зичи сделал рисунок для обеда, данного в честь недавнего вступления в брак наследника престола. В 1867 г. М.Микешин разработал сложную аллегорическую композицию, посвященную чествованию прибывших в Петербург славянских делегаций. Интересны работы А.Шарлеманя, выполненные в 1860-х - 1870-х гг. под очевидным воздействием распространенного в те годы "неорусского" направления.

Невиданным ранее богатством цвета и пышностью, едва ли не чрезмерной, отличаются меню, подготовленные к коронации 1883 г. Листы, созданные тогда В.Васнецовым, раскрывают не только его талант исторического художника, но и поистине неисчерпаемый дар орнаменталиста.

При оформлении меню художники, как правило, не изменяли прославившему их жанру. Так, в 1880-х гг. Л.Лагорио создавал на полях меню поэтичные пейзажные зарисовки. Живым наблюдением военного быта была проникнута отточенная графика баталиста Н.Самокиша, "проиллюстрировавшего" меню завтраков, которые происходили во время поездки августейшего семейства на Кавказ осенью 1888 г.

Меню ужина на бале у Его Императорского Высочества московского генерала-губернатора великого князя Сергея Александровича 20 мая 1896 г. по случаю коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны. Васнецов, Виктор Михайлович (1848-1926)

Особой праздничной торжественностью отмечены изображения на меню парадных обедов и ужинов, которые состоялись в дни коронации Николая II в 1896 г. Почетные и прибыльные заказы на их исполнение получили такие видные мастера, как А. и В.Васнецовы, избравшие для своих работ столь любимые обоими древнерусские мотивы, а также А.Бенуа и Э.Липгарт.

С подобающим великолепием проходили и пасхальные трапезы московского дворянства, которые удостаивала своим присутствием императорская чета. Основу превосходных рисунков, выполненных по этому случаю И.Нивинским в 1900 г. и С.Ягужинским в 1903 г., составляют национальные мотивы, преломленные сквозь призму утонченной культуры рубежа веков.

Поводом к появлению впечатляющих образцов художественных меню служили визиты иностранных высокопоставленных лиц. Целый ряд интересных меню возник благодаря юбилеям частных лиц, годовщинам основания учебных заведений, полковым праздникам. Часто над ними работали не очень именитые художники, однако бывали и исключения: среди авторов встречаются имена тех же Н.Самокиша и Э.Липгарта. Н.Каразин - знаменитый писатель и иллюстратор - художественно оформил меню обеда, устроенного в 1887 г. И.Айвазовским. Архитектор И.Гальнбек разработал для листка с меню ужина в лейб-гвардии Финляндском полку орнамент, в котором ярко отразились стилистика модерна. Изображение красавицы в русском наряде, характерное для творчества С.Соломко, было выполнено им для международной конференции Красного Креста.

Называя кого-либо автором меню, следует подразумевать, что им был создан только оригинальный рисунок. Воспроизведение этого оригинала украшало и оживляло карточки с перечнями блюд, лежавшие на столах, накрытых на несколько сотен кувертов. В большинстве случаев такие меню изготавливались способом хромолитографии на крупнейших отечественных печатных предприятиях. Результаты, ими достигавшиеся, и сейчас вызывают восхищение. Художественные меню позволяют по-новому взглянуть на знакомые имена и вспомнить о ныне забытых художниках. Они убедительно дополняют картину развития малых форм графики в эпоху, когда русское общество, по словам современников, утверждалось в мысли, "что все, окружающее человека в жизни, должно быть не только полезно, но и красиво".

Алина Ярцева