Российская национальная библиотека
Отдел эстампов Выставки online


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО В РОССИИ
конец XIX - начало XX века


История русских открытых писем началась в 70-х годах XIX в. Бланки первых открыток были изданы Почтовым ведомством в 1871 г. Следующие два десятилетия выпуск открытых писем был государственной монополией. На одной стороне открыток - адресной - не разрешалось писать ничего, кроме адреса. На другую сторону, отведенную под место для письма, этот запрет не распространялся. Таким образом у предпринимателей появлялась возможность печатать на открытках рекламные объявления или городские виды.
В 1894 г. частные лица получили право на выпуск иллюстрированных открытых писем. На адресной стороне по-прежнему позволялось писать лишь адрес; обратную сторону теперь, как правило, полностью занимало изображение. Иногда в нем было предусмотрено свободное пространство для письма, но чаще текст приходилось размещать прямо на изображении.
Существенное изменение облик открытого письма претерпел только в 1904 г. Адресная сторона была разделена на две части: одна, снабженная горизонтальными линейками, предназначалась собственно для адреса; другая - для письменного послания. Изображение помещалось на обратной стороне открытки. Обычно именно на ней и сосредотачивается интерес, однако в задачу данной выставки входило показать и другую, адресную сторону открытого письма
Одаренный художник был способен обыграть определенные требования, которые необходимо соблюдались при ее оформлении, и превратить адресную сторону в произведение графического искусства. На ней можно видеть издательские марки работы Л.Бакста, М.Добужинского и Е.Лансере, замечательные рисунки И.Билибина, Г.Нарбута и С.Чехонина.
Представленные открытки были выполнены в годы подлинного расцвета в России графики малых форм, когда театральные программки и пригласительные билеты, книжные и журнальные иллюстрации создавали лучшие художники. Работа крупных, признанных мастеров над адресной стороной открытых писем - это еще одна грань искусства конца XIX - начала XX в.
В 1898 г. свою долголетнюю деятельность по изданию открытых писем начала Община Св. Евгении (ей была посвящена выставка, проходившая в Отделе эстампов в 1997 г.). Участие талантливых художников в работе над оригиналами, тщательный отбор репродуцируемых произведений, постоянное внимание к качеству печати при количественно огромной продукции - благодаря всему этому открытки Общины по праву считаются одними из лучших.
Однако наряду с Общиной Св.Евгении выпуском открытых писем занимались и другие организации и издательства. В том же 1898 г. О.Кирхнер выпустил серию открыток с петербургскими видами по акварелям Н.Каразина. В 1901 г. А.Фельтен издал открытые письма, на которых в технике офорта, весьма редко используемой для открыток, были воспроизведены рисунки другого популярного автора, С.Соломко.
В ряде случаев издание открытых писем преследовало благотворительные цели. Открытки печатались в пользу целого ряда обществ вспомоществования бедным или же учащимся различных учебных заведений.
К примеру, Любаньское общество вспомоществования бедным за год получало от продажи открыток ощутимый доход, сопоставимый с общей суммой членских взносов. В планах Общества было выпустить после 1916 г. до десяти серий открыток, каждая по десять тысяч экземпляров.
Множество открыток начала XX в. представляло собой репродукции картин. Императорское Женское Патриотическое Общество, выпустив в 1902 - 1903 гг. серии, посвященные Эрмитажу и Русскому Музею, поясняло, что наряду с благотворительной задачей это издание стремится познакомить с произведениями искусства широкую публику.
Открытки издавали и сами музеи, и даже сами живописцы: существовало "Издание художников А.В.Маковского и А.И.Лажечникова". Выпуском многоцветных открытых писем, воспроизводящих картины русских и зарубежных мастеров, занималось издательство "Ришар", рижское издательство Ленца и Рудольфа, а также И.Лапин в Париже. Для русского рынка много работало стокгольмское издательство Гранберга.
В условиях очевидной конкуренции издательства стремились найти свою, неповторимую тему для открытых писем. Так, киевский "Рассвет" охотно изготовлял юмористическую продукцию. Кроме того, издательство приобрело исключительное право на издание картин и сепий известного художника В.Котабринского.
С началом I Мировой войны не только изменились сюжеты открытых писем; возникли также и новые издательства. Открытки стали выпускать новообразованные комитеты по оказанию помощи воинам и их семьям, беженцам и всем пострадавшим. Одно из старейших благотворительных учреждений, Императорское Человеколюбивое Общество, образовало особый фонд для содержания лазаретов и убежищ.
В него, в частности, поступили доходы от однодневного сбора, устроенного 15 октября 1914 г. "путем продажи открытого письма патриотического содержания" по рисунку Д.Шарапова: итог сбора равнялся 31.830 руб. 11 коп. Открытки Управления по делам мелкого кредита повторяли известную плакатную серию, посвященную 5 1/2 % военному заему. Чрезвычайно широкое распространение получили в 1914 - 1917 гг. карикатурные открытки, высмеивающие противников России в войне.
События военных лет, вместе с тем, нашли в русской открытке и не столь непосредственное отражение. В 1915 г. было основано "Общество возрождения художественной Руси", которое ставило целью привлечь внимание к древнему русскому творчеству ради его преемственного развития в современности. Издание открытых писем называлось среди лучших способов "внедрять в сознание среднего обывателя художественные древние русские образцы".
Несомненный интерес к истокам национального искусства сказался также в выразительных работах Д.Моора, чьи иллюстрации к сказке А.Ремизова, опубликованные в 1917 г. в альманахе "Творчество", были одновременно выпущены как открытки. Обращением к старине, к традициям иконописи и книжной миниатюры навеяны и образы, которые создал Б.Зворыкин в серии открыток, изданной в Москве А.Постновым.
За пятьдесят лет своего бытования открытки заняли прочное место в повседневной жизни дореволюционной России. Для тех, кто их производил или торговал ими, открытые письма были приносящим выгоду товаром. "Если Вы до сего времени не практиковали в своем магазине продажи художественных открытых писем, то не упустите настоящего благоприятного момента для использования этой отрасли оборота", - говорилось в рекламе одного из издательств в 1916 г.
"Она, потребовав от Вас минимума затрат и риска, с избытком оправдает их именно в настоящее время, весьма благоприятное для продажи открыток". Продавали их и поштучно, и сериями (в этом случае можно было рассчитывать на скидку). Дешевые открытки стоили 1 коп., открытки более высокого качества 5 - 10 коп. Коллекционеры давали объявления: "Обменивается раскрашенными открытками. Высылает в обмен на влюбленные парочки какие угодно и виды Урала и Перми".
Российская Национальная библиотека обладает значительным фондом открытых писем, позволяющим подробно проследить всю историю их развития: от скромных маркированных бланков до многокрасочных художественных произведений. Большинство открыток, показанных на выставке, хранится во внеколлекционном собрании Отдела эстампов. Несколько открытых писем происходит из коллекции А.Пронина, которую Библиотека недавно получила в дар из США. Ряд открыток с интересным оформлением адресной стороны был любезно предоставлен для экспонирования петербургским коллекционером Н.П.Шмиттом-Фогелевичем.

Главная | Отдел эстампов | Выставки
© Российская национальная библиотека, 1999
webmaster@nlr.ru