На главнуюФонды и коллекцииСтраницы историиАрхитектураИстория в лицахПоиск

ЭСТАМПЫ В БИБЛИОТЕКЕ
в XIX - первой половине XX в.

Эстамп - это произведение художественной графики, отпечаток на бумаге изображения, сделанного на печатной форме. Такие оттиски издавна присутствуют в библиотеках мира: и как гравированные иллюстрации в книгах, и как отдельные листы. Гравюры находились и в составе коллекции братьев Залусских, легшей в основу фондов Императорской Публичной Библиотеки. В "Описи книг, привезенных из Варшавы", которая датирована 10 февраля 1797 г., значатся 8 малых ящиков с "естампами и атласами". К концу 1810 г., то есть ко времени подписания императором Александром I рескрипта об открытии Библиотеки "на пользу общую", в ней хранились эстампы, картины, портреты и ландкарты: "12 папок, 43 связки и 42 свертка".


И.Амман. Резчик по
дереву. 1560-е

К началу XIX в. интерес к изобразительному искусству в российском обществе резко вырос. То, что печатная графика заняла достойное место в фондах Библиотеки, во многом является заслугой Алексея Николаевича Оленина - директора Библиотеки и президента Академии художеств. Существующее собрание гравюр следовало организовать так, чтобы стало возможным использовать его. Поэтому в 1812 г. по просьбе Оленина в звании почетных библиотекарей утвердили двух художников, "способных к смотрению за эстампами и знающих рисовальное и гравировальное искусство". В 1815 г. поручение "привести в систематический порядок … собрание эстампов и сделать оным надлежащую опись" было дано помощнику библиотекаря Ивану Андреевичу Крылову.

По настоянию Оленина 29 июля 1813 г. увидел свет особый циркуляр, которым гражданскому губернатору С.-Петербурга была предписана обязательная отправка в Библиотеку двух экземпляров любых выходящих гравированных материалов.

Тем не менее до 1840-х гг., когда директором Библиотеки стал Дмитрий Петрович Бутурлин, ситуация с хранением эстампов почти не изменилась. Хотя их поступления были незначительными, фонд все же увеличивался, а попытки упорядочить его не были доведены до конца. Положение изменилось благодаря энергичной деятельности библиотекаря Василия Ивановича Собольщикова. Именно он, один из первых знатоков изобразительного искусства в Библиотеке, заложил основы нынешнего Отдела эстампов. О проделанной им работе подробно говорится в архивном документе:

"…Собрание эстампов, состоящее из 50 000 листов, приведено в следующий порядок:
1. Эстампы с именами граверов или с монограммами разделены на школы: немецкую …, итальянскую …, голландскую …, французскую …, английскую … и русскую. … Сверх школ образовался еще отдел граверов малоизвестных ….
2. Эстампы, на которых не означено имени гравера, разделены по содержанию….
3. Чтобы предохранить эстампы от повреждения и растраты и дать портфейлям правильную форму все собрание наклеено на … бумагу одинакового формата. …"

Для хранения этого собрания были сделаны низкие шкафы с выдвижными полками, на которые легли основательно сделанные папки, закрытые каждая специальной шторкой. Эта работа пришлась на период, когда в мире только начинали разрабатываться основные методы гравюроведения. В 1821 г. вышло классическое руководство библиотекаря Венской королевской библиотеки, художника и гравера Адама Барча, которое, без сомнения, тщательно изучал Собольщиков. В 1859 г. при осмотре крупнейших библиотек Европы он мог убедиться, что организация фонда эстампов в С.-Петербурге вполне соответствует современному уровню.
К.К.Булла. В.В.Стасов за рабочим столом. 1880-е - 1890-е
К.К.Булла. В.В.Стасов за рабочим столом.
1880-е - 1890-е
Преемником Собольщикова стал Владимир Васильевич Стасов - с 1855 г. его добровольный помощник, а впоследствии, с 1872 г., заведующий Отделением изящных искусств и технологии, в котором во второй половине XIX в. хранилась печатная графика. Стасов занимался и комплектованием, и обработкой фондов, и обслуживанием посетителей.

К середине XIX в. собрание эстампов, состоявшее первоначально из иностранных гравюр, стало пополняться и русскими произведениями. Они поступали в соответствии с законом об "обязательном экземпляре", покупались, нередко их приносили в дар - целыми коллекциями или отдельными листами - частные лица и учреждения.

Приобретениями ценнейших собраний в середине XIX в. Библиотека в первую очередь обязана деятельности директора Модеста Андреевича Корфа. Каждый год приносил Библиотеке множество графических материалов, о самых значительных из которых можно узнать из ежегодных "Отчетов": в 1851 г. поступили оттиски с гравированных досок времени Петра I; в 1852 г. в составе "Древлехранилища" М.П.Погодина были получены гравюры, а В.И.Даль подарил собрание лубочных листов; в 1857 г. была куплена коллекция портретов Г.Ладдея. С 1850-х гг. наряду с эстампами Библиотека комплектуется и материалами, которые выполнены уже в новой технике печати - фотографии.

Во второй половине XIX в. Отделение изящных искусств и технологии помещалось в зале № XV, на втором этаже соколовского корпуса, за нынешним Залом социально-экономической литературы. В "Путеводителе по Императорской Публичной Библиотеке" 1860 г. говорится: "XV-я зала … низка и мала, и почти вся заставлена шкафами, но тем не менее очень хорошо освещается четырьмя окнами … Две лестницы, ведущие на верхнюю галерею, скрыты между шкафами, которые разделяют эту залу поперек на две половины".


Вид на Отделение изящных искусств и технологии из зала № XIV

Экспонирование эстампов было всегда характерно для Библиотеки. В 1850-е гг. в Отделении было устроено 4 постоянных выставки, по две в каждой из частей зала. Первая из них появилась в 1851 г., когда был сделан низкий длинный шкаф для хранения коллекции эстампов. Над ним, в спроектированных Собольщиковым особых витринах - подвижных рамках - были помещены выдающиеся гравюры итальянской, немецкой, нидерландской (голландской и бельгийской) и французской школ. Затем в 1856 г. в той же половине зала была организована вторая экспозиция, о которой "Отчет" с гордостью сообщал, что подобной ей "до сих пор не существует еще ни в одном музеуме, ни в одной библиотеке европейской: это - собрание образцов всех граверных способов, или всех родов гравюры". Она была расположена за стеклами, на поворачивающихся рамах, прикрепленных к двум большим шкафам по всей их длине и высоте.

В 1857 г. выставки украсили и другую половину зала. Одна из них представляла "Галерею Петра Великого" - собрание, которое В.В.Стасов до конца своей жизни с огромной энергией комплектовал и описывал. Как сообщал "Отчет" того года, "оно расположено, в систематическом порядке, по типам, на вертикальной поверхности книжных шкафов …, за стеклами, и представляет более 200 разных портретов, начиная от произведений высокого художественного достоинства и нисходя до самых грубых литографий и даже лубочных картин". Другая выставка показывала посетителям Библиотеки основные этапы развития русской гравюры, коллекция которой в Библиотеке к этому времени значительно увеличилась. Для этого был устроен специальный шкаф, подобный тому, в котором хранились и демонстрировались произведения иностранных мастеров. В витринах нового шкафа отечественные произведения были расположены в хронологическом порядке.

Экспозиции образцов гравировальных техник, русской гравюры и петровских портретов, пополняясь, оставались постоянными до 1920--х гг.

Витрина, украшенная слепком с античной статуи
Витрина, украшенная слепком с античной статуи

Эстампы были доступны обозрению посетителей Библиотеки не только в самом Отделении, но и в примыкающем к нему зале № XIV (ныне - Зал социально-экономической литературы), и в предназначенном для художественных занятий зале № XII (ныне - Зал литературы и искусства). В 1852 г. в каждом из них было устроено по четыре витрины пирамидальной формы, украшенных сверху слепками с античных статуй. В неподвижной нижней части застекленных витрин помещались библиографические редкости, а во вращающейся верхней - "примечательные эстампы".

С 1850-х гг. фонд эстампов используется все более интенсивно. В единственный тогда читальный зал, который находился на первом этаже Библиотеки, в корпусе Соколова (ныне - одно из помещений Отдела рукописей), богато иллюстрированные издания и собственно эстампы не выдавались. С ними можно было ознакомиться на втором этаже в зале № XII (так называемая "Ларинская зала", ныне - Зал литературы и искусства), который с 1857 г. был отведен для художников. В зале был установлен большой стол с пюпитрами для рисования. Особый билет для пропуска на занятия выдавал заведующий Отделением; в 1858 г. число посетителей зала достигло 1 413 человек.

В 1862 г. в Библиотеке открылся новый читальный зал, спроектированный Собольщиковым (ныне - Ленинский зал): в нем был запланирован и "кабинет для художественных работ", в котором выдавались бы "роскошные издания с эстампами и иллюстрациями … и … эстампы на отдельных листах". Однако художники были вытеснены из этого зала, и их обслуживание постепенно перешло собственно в Отделение изящных искусств и технологии, где они не только получали материалы, но могли рассчитывать и на консультацию такого специалиста, как В.В.Стасов. Среди посетителей Библиотеки были тогда известные художники (И.Е.Репин, М.А.Антокольский и др.), крупные ученые, а также коллекционеры. В числе последних был и Д.А.Ровинский, по завещанию которого в 1897 г. Библиотеке были переданы гравированные иностранные портреты из его коллекции.

После смерти В.В.Стасова в 1906 г. место заведующего Отделением изящных искусств и технологии занял Николай Дмитриевич Чечулин. При нем была сделана попытка систематизировать и упорядочить многочисленные поступления прежних лет. Среди новых материалов, пополнивших фонды Библиотеки в первые десятилетия XX в., особо выделяется собрание А.В.Олсуфьева.

В 1918 - 1930 гг. Отделением, в которое входил и так называемый "Кабинет эстампов", заведовал Михаил Леонидович Лозинский. На рубеже 1910-х - 1920-х гг. собрание Библиотеки значительно пополнилось за счет эстампов, которые поступали преимущественно из Государственного книжного фонда, концентрировавшего передачу материалов из бывших частных собраний и ликвидированных учреждений. Так, в 1919 г. Библиотека получила собрание видовых гравюр Н.К.Синягина и собрание русских портретов В.Я.Адарюкова, а также 7 томов английских гравюр XVIII в. С каждым годом все больше прибывали произведения советской графики, особенно - плакаты, как в порядке "обязательного экземпляра", так и от собирателей. В 1930 г. было образовано самостоятельное Отделение эстампов. Положение ценнейшего фонда было тяжелым: в 1932 г. в нем работал 1 человек, который выполнял "все функции по своему отделению как технического, так и консультационного порядка". Материалы находились в двух залах среди книжных шкафов "без какой-либо хронологической или логической последовательности". Не удивительно, что в 1932 г. возникло предложение о передаче собрания гравюр четырем музеям: ленинградским Эрмитажу и Русскому музею, московским Музею изобразительных искусств и Третьяковской галерее. К счастью, фонд удалось отстоять, а с 1936 г. в работе Отделения произошли положительные изменения: началась систематизация и инвентаризация материалов, стали осуществляться каталогизационные, научные и методические работы.

Отдел  эстампов. 1947
Отдел эстампов. 1947
В годы Великой Отечественной войны самая ценная часть фондов была эвакуирована в город Мелекес, где эстампы демонстрировались на выставках и помогали проиллюстрировать доклады сотрудников Отделения. Параллельно выставочная работа и обслуживание читателей - художников, агитаторов, лекторов - продолжалось и в блокадном Ленинграде.

Осенью 1945 г. фонды вернулись в Библиотеку, и Отделение эстампов возобновило работы по систематизации, шифровке, инвентаризации и каталогизации тысяч единиц хранения.

В 1951 г. это подразделение Библиотеки, с 1934 г. относившееся к Отделу фондов и обслуживания, перешло в непосредственное подчинение дирекции и стало именоваться Отделом изобразительных искусств. Отдел получил самостоятельные права, новые оборудование и помещение (во второй половине XIX в. это было Отделение изящной словесности - зал № VI на первом этаже корпуса Росси). Фонд был первично разобран, и уточнена очередность его обработки.

Отделение изящной словесности. 1887
Отделение изящной словесности.
1887
Отдел изобразительных искусств. 1951
Отдел изобразительных искусств. 1951

К концу 1950-х гг. сложилась система каталогов и картотек Отдела и определились основные принципы его функционирования как комплексного отдела - осуществляющего хранение и обработку материалов, а также обслуживание читателей - которые актуальны и в его сегодняшней деятельности.

История Отдела эстампов показывает, что хранящиеся в нем разнообразные материалы и коллекции стали основой для многих научных исследований. С ними работали и читатели, и сотрудники Библиотеки - крупные ученые, которые заложили принципы отечественного гравюроведения, обосновали правила хранения и научного описания эстампов. Благодаря усилиям и таланту выдающихся деятелей отечественной культуры сформировался нынешний Отдел эстампов - особое подразделение Библиотеки, выполняющее одновременно и библиотечные, и музейные функции.

Фонды и коллекции Отдела эстампов

print@nlr.ru
© Российская национальная библиотека, 2003