23 | 01 | 2018

Электронный каталог

04

Лаборатория кодикологических исследований

03

Греческие рукописи

ОР РНБ. Греч. 388. Менандр.
Комедия «Фасма». Фрагмент. IV в.

ОР РНБ. Греч. 388
Менандр. Комедия «Фасма». Фрагмент. IV в.
Пергамен. 1 л. Унциал.
Сохранилось 27 неполных строк.

О существовании фрагментов произведений Менандра было известно давно, но рукопись считалась утраченной. Ее обнаружил академик В. К. Ернштедт, специально приглашенный в Императорскую Публичную библиотеку для разбора и описания греческих рукописей, приобретенных у епископа Порфирия (Успенского) в 1883 г. В. К. Ернштедт определил содержание фрагментов и датировал рукопись.

Собрание греческих рукописей Российской национальной библиотеки насчитывает около 1000 единиц хранения и является крупнейшим в России и одним из самых значительных собраний в мире. По объему оно не может сравниться с собраниями Греции, Италии или Франции, но ценность его заключается в том, что в его состав входят известные в науке и важные в историко-культурном отношении памятники. Собрание РНБ выделяется количеством датированных греческих рукописей (только в коллекции епископа Порфирия (Успенского) 142 документа имеют точную дату), а также рукописей, замечательных своим художественным оформлением: миниатюрами, заставками, инициалами.

ОР РНБ. Греч. 239.
Синайский кодекс. Фрагмент: Ветхий Завет, Книга Бытия, 23,19—24,14. Сер. IV в.

ОР РНБ. Греч. 239
Синайский кодекс. Фрагмент: Ветхий Завет, Книга Бытия: 23,19—24,14. Сер. IV в.
Пергамен. 1 л. Унциал. Сохранилось 27 неполных строк.
Пергамен. 1 л. Библейский унциал.

Синайский кодекс – это, по всей вероятности, одна из 50-ти рукописей греческой Библии, которые были изготовлены в середине IV в. по распоряжению римского императора Константина Великого для христианских церквей, созданных в Римской империи после того, как христианство стало государственной религией. Синайский кодекс — самая полная из древних рукописей Нового Завета, основной источник для изучения библейских текстов. Это единственная сохранившаяся рукопись, написанная в 4 столбца. Фрагмент поступил в Библиотеку в 1883 г. в составе собрания еп. Порфирия (Успенского).

Древнейшую часть собрания греческих рукописей составляют 15 папирусных фрагментов III века нашей эры, найденных в XIX в. в Нижнем Египте около развалин древнего Мемфиса, – из коллекции Константина Тишендорфа. Наиболее известен так называемый «Вещий» папирус – фрагмент каталога частной библиотеки. В собрании есть также рукописи античной традиции, написанные на пергамене. Это фрагменты комедий Менандра «Фасма» и «Третейский суд» IVв. нашей эры – древнейшие из дошедших до нас текстов греческого комедиографа.

Рукописные памятники эпохи раннего христианства написаны на пергамене самым древним типом греческого письма – унциалом. Среди них фрагменты старейшего из трех известных списков греческой Библии (Септуагинты) – знаменитого Синайского кодекса IV в.. Синайский кодекс отличается редким способом расположения текста на листе – в четыре столбца. Самый крупный из шести фрагментов Синайского кодекса, ныне находящихся в Отделе рукописей, содержит три столбца текста и начало четвертого.

ОР РНБ. Греч. 219. Четвероевангелие (Порфирьевское Евангелие). 835 г. Константинополь, Студийский монастырь. Писец — монах Николай Исповедник.

ОР РНБ. Греч. 219

Четвероевангелие (Порфирьевское Евангелие). 835 г. Константинополь, Студийский монастырь. Писец — монах Николай Исповедник.

. 344 л. Минускул. Монохромные заставки и инициалы. Запись писца на л. 344 об.

Памятник является древнейшей сохранившейся датированной греческой рукописью. Это также и древнейший датированный манускрипт, написанный минускулом — типом письма, пришедшим на смену унциалу. Первые минускульные рукописи вышли из скриптория константинопольского Студийского монастыря. Новейшие исследования показывают, что этот новый тип письма был создан, вероятно, в одном из монастырей Малой Азии группой образованных монахов во главе с Платоном, будущим игуменом Студийского монастыря, и его племянником, почитаемым восточной церковью подвижником св. Феодором Студитом. На л. 344 писец сделал записи о датах кончины игумена Платона, св. Феодора Студита и других подвижников Студийского монастыря. Рукопись поступила в Библиотеку в 1883 г. в составе собрания еп. Порфирия (Успенского).

Рукописные памятники эпохи раннего христианства написаны на пергамене самым древним типом греческого письма – унциалом. Среди них фрагменты старейшего из трех известных списков греческой Библии (Септуагинты) – знаменитого Синайского кодекса IV в. (см. виртуальную выставку РНБ: Синайский кодекс). Синайский кодекс отличается редким способом расположения текста на листе – в четыре столбца. Самый крупный из шести фрагментов Синайского кодекса, ныне находящихся в Отделе рукописей, содержит три столбца текста и начало четвертого.

В собрании епископа Порфирия (Успенского) в числе датированных памятников находятся две рукописи, имеющие исключительное палеографическое значение. Это знаменитое Порфирьевское Евангелие 835 года, созданное в Студийском монастыре в Константинополе, – древнейшая сохранившаяся греческая рукопись, имеющая точную дату создания, и, одновременно, первая датированная рукопись, написанная новым типом греческого письма, пришедшим на смену унциалу, – минускулом. Не менее известна Порфирьевская псалтирь 862 года, написанная в церкви святого Воскресения в Иерусалиме особым типом письма – палестинским унциалом.

ОР РНБ. Греч. 53.
Четвероевангелие (Пурпурное Евангелие, Евангелие императрицы Феодоры). IX в. Константинополь, императорский скрипторий.

ОР РНБ. Греч. 53

Четвероевангелие (Пурпурное Евангелие, Евангелие императрицы Феодоры). IX в., XIII – XIV вв. (л. 267, 299) и XVII в. (л. 1–11, 91, 128–130, 210, 307, 329, 406). Константинополь, императорский скрипторий.

.Пергамен, пурпур. Бумага (л. 1–11, 91, 128–130, 210, 307, 329, 406). 410 л. Минускул (основной текст) и мелкий унциал (схолии). Основной текст написан золотом, схолии — серебром. Заставки выполнены золотом. Четыре миниатюры добавлены позднее: изображения евангелистов Матфея, Марка и Иоанна – в XIII–XIV вв., Луки – в XVII в. Первоначальный оттенок цвета пергамена неизвестен, в настоящее время он стал темно-фиолетовым, почти черным. Переплет XVII в. — серебро со сканью и стразами.

По преданию, рукопись была написана св. Феодорой, византийской императрицей (ум. ок. 867 г.), супругой императора Феофила, с именем которой связывают восстановление иконопочитания. Однако текст кодекса написан профессиональным писцом, видимо, одним из лучших в императорском скриптории, где только и мог быть выполнен заказ императрицы, потребовавший дорогостоящего пурпурного пергамена и большого количества золота и серебра.

Среди раритетов греческой письменности необходимо отметить несколько замечательных рукописей. Одна из них – так называемый «Codex Petropolitanus», пурпурное Евангелие VI века, купленное императором Николаем II в селе Сармисахлы при содействии Русского Археологического института в Константинополе.

ОР РНБ. Греч. 21.
Трапезундское Евангелие. Фрагмент. X в. Константинополь (?).

ОР РНБ. Греч. 21

Трапезундское Евангелие (Лекционарий). Фрагменты. X в. Константинополь (?).

Пергамен. 15 л. Унциал. 16 миниатюр, орнаментированные инициалы.

Художественное оформление Трапезундского Евангелия относится к так называемому неоклассическому стилю, свойственному греческим манускриптам конца IX – X вв. До недавнего времени считалось, что рукопись была создана в провинции Византийской империи (В. Н. Лазарев). Исследования последнего времени приводят к выводу о столичном происхождении рукописи.

Из византийского императорского скриптория происходит также и пурпурное Евангелие IX века, называемое также Кодексом императрицы Феодоры, написанное золотом и серебром на пергамене фиолетового цвета. По преданию, это Евангелие писала сама преподобная императрица Феодора, известная как защитница иконопочитания в Византии. Рукопись была подарена в 1829 г. императору Николаю I братией монастыря Иоанна Предтечи в Гюмюш-Ханэ (Турция).

Другой роскошный раритет – Трапезундское Евангелие (фрагмент кодекса X в.), содержащее 15 великолепных миниатюр. Рукопись была преподнесена в дар императору Александру II митрополитом Трапезундским Константием в 1858 г.

ОР РНБ. Греч. 216. Псалтирь. 862 (?) г. Иерусалим, храм Св. Воскресения. Писец — Феодор, диакон иерусалимского храма Воскресения.

ОР РНБ. Греч. 216

Псалтирь. 862 (?) г. Иерусалим, храм Св. Воскресения. Писец — Феодор, диакон иерусалимского храма Воскресения.

Пергамен. 350 л. Палестинский унциал. Полихромные и монохромные заставки, концовки и инициалы; полихромная рамка (л. 350). Запись писца на л. 350.

Книга была создана по распоряжению экзарха Тивериады Ноя. Дату написания рукописи, указанную писцом (6370 г. от сотворения мира), некоторые ученые до сих пор оспаривают по причине несовпадения ее с указанием индиктиона в той же записи (индиктион 11) и пытаются датировать кодекс временем более поздним, например, 867 г. или даже позднее. Рукопись, кроме Псалтири, содержит еще несколько текстов, написанных курсивом: генеалогию Иисуса Христа, гимн Иисусу Христу, стихи о Псалтири. В 1975 г. в монастыре св. Екатерины на Синае при ремонте крипты в числе других находок были обнаружены еще 13 листов Порфирьевской псалтири. Рукопись поступила в Библиотеку в 1883 г. в составе собрания еп. Порфирия (Успенского).

Около половины греческих рукописей собрания Библиотеки написаны в византийскую эпоху. Среди них находятся ценнейшие источники по всем отраслям истории и культуры Византии, будь то литература, церковная музыка, медицина, астрология, делопроизводство, церковное право и искусство книги. Вторая половина фонда относится к поствизантийской эпохе, наступившей после падения в 1453 г. Византийской империи. Эти еще мало изученные рукописи донесли до нас интереснейший пласт поздней греческой культуры, продолжающей древние античные и христианские византийские традиции.

Стоит отметить также, что в Российской национальной библиотеке есть еще несколько памятников древней греческой письменности, не являющихся рукописями. Это каменные стелы из Ольвии, украшающие парадную лестницу Библиотеки. Надписи на стелах рассказывают о гражданах Ольвии и их заслугах перед городом, об установлении в Ольвии статуй богов и правителей. Камни были подарены Императорской Публичной библиотеке дочерью графа А. Г. Кушелева-Безбородко и вдовой графа А.И.Мусина-Пушкина графиней Любовью Александровной Мусиной-Пушкиной в 1880 г.

ОР РНБ. Греч. 101/1
Четвероевангелие. XII–XIII вв.

ОР РНБ. Греч. 101/1
Четвероевангелие. XII–XIII вв. Константинополь.
Пергамен. II+158 лл.

Тип письма: минускул. 4 миниатюры в лист, красками с применением золота. Орнаментальные обрамления таблиц канонов, заставки и инициалы. Переплет П. П. Дубровского – доски, обтянутые бархатом с тиснением.

Рукопись из коллекции П. П. Дубровского, поступила в ИПБ в 1805 г.

 

См. также виртуальные выставки РНБ:
Греческие рукописи
Рукописи и редкие издания европейских стран в фондах РНБ. Кипр


Российская национальная библиотека © 2018