22 | 01 | 2018

Электронный каталог

04

Лаборатория кодикологических исследований

03

Сектор восточных фондов

Восточное рукописное собрание Российской национальной библиотеки насчитывает 27 тысяч единиц хранения, сформированных в 52 фонда.

Самыми древними рукописями являются четыре древнеегипетских папируса, относящиеся к X в. до нашей эры. Они представляют собой фрагменты «Книги мертвых» и происходят из Фиванского некрополя.

География происхождения рукописей охватывает обширную территорию от Японии до Испании, от Эфиопии до Санкт-Петербурга. Собрание прекрасно иллюстрирует историю развития письма и рукописных традиций на Востоке — родине древнейших цивилизаций и мировых религий. В фондах представлены не только древнеегипетские, но и грузинские и коптские папирусы, книги на пальмовых листьях, камнях, коже, пергамене, деревянных дощечках, бересте, коре пальмы, на бумаге, вышитые на шелке и нарисованные на холсте. Многие рукописи собрания можно рассматривать с точки зрения искусства книги: они переписаны каллиграфическими почерками, украшены миниатюрами и орнаментами, заключены в художественные переплеты. Велико число рукописей редких по содержанию и даже уникальных, представляющих неизвестные ранее сочинения. Чрезвычайно широк тематический диапазон. В большинстве культурно-языковых книжных комплексов можно найти произведения художественной литературы, исторические, философские и религиозные сочинения, словари, трактаты по языкознанию, точным и естественным наукам: математике, географии, астрономии, медицине.

В количественном отношении лучше всего представлены еврейская (иудейская), мусульманская и христианская книга Востока.

ОР РНБ. Ф. 923 (ОСВР, Дорн), № 41
Коран. Фрагмент.

ОР РНБ. Ф. 923 (ОСВР, Дорн), № 41
Коран. Фрагмент: Суры 3–4, 11–19, 51–55, 69–74, 98
Ок. 1400 г. Северная Африка. Арабский яз.
Пурпурный пергамен. Серебро, золото.
93 л.

Рукопись поступила в 1805 г. в составе коллекции П. П. Дубровского.

Собрание еврейских рукописей насчитывает 18 тысяч единиц хранения и является одним из самых больших в мире. О ценности еврейского фонда говорит один факт: в нем хранятся двенадцать из восемнадцати известных ныне в мире древнейших датированных рукописей. Наибольшее число памятников еврейской письменности происходят из стран Ближнего Востока и относятся к X – XV вв. Среди них — неизвестные стихотворения Самуила Нагида и Ибн Габироля, труды по языкознанию Ибрахима ибн Баруна и Иехуда Хайюджа, сочинения основоположника еврейской светской науки Саадии Гаона, философские трактаты Исаака Исраели и Йакуба ал-Киркисани, а также многие другие труды средневековых авторов, извлеченные из забвенья.

Наиболее известные из еврейских рукописей Библиотеки — библейские кодексы и фрагменты, представляющие прежде всего художественную и историко-культурную ценность. В первую очередь это «Последние пророки» 916 г. («Codex Babilonicus Petropolitanus») — самая старая датированная еврейская рукопись, год переписки которой не вызывает никаких сомнений у исследователей, и она же – первая из известных рукопись с вавилонской системой огласовок.

Это и Пятикнижие, переписанное в Каире в 929 г. и украшенное пятью иллюминованными страницами. Древнейшее точно датированное золотое орнаментальное убранство Пятикнижия, включающее два изображения семисвечника-меноры и предметов интерьера скинии Завета, поражает высоким уровнем исполнения и отдельными элементами напоминает элементы декора Коранов аббасидского времени.

Еще один раритет — «Петербургский кодекс» 1010 года — древнейший полный датированный список древнееврейской Библии (Сodex Petropolitanus, Codex Leningradensis, Leningrad Bible или Cairo Bible), украшенный 16-ю иллюминованными листами.

Как упомянутые здесь, так и другие, более поздние иллюминованные библейские рукописи, написаны на пергамене. Но есть в Отделе и весьма раннее Пятикнижие с арабским переводом, написанное на необычной темной толстой бумаге тем же переписчиком, который работал над «Петербургским кодексом».

Кроме рукописей восточного происхождения в собрании имеются и еврейские книги, созданные в Европе. Например, молитвенник, переписанный и украшенный в Германии в 1480 г., и «Мишне Тора» Моисея Маймонида — итальянская рукопись конца XIV или XV века.

ОР РНБ. Ф. 915 (Индийские рукописи. Новая серия), № 26. Каммавача

ОР РНБ. Ф. 915 (Индийские рукописи. Новая серия), № 26
Каммавача (Слова обязанностей).
16 л.

Рукопись на языке пали, содержит перечень обязанностей буддийских монахов и монахинь. Письмо черной краской на позолоченных металлических пластинах, повторяющих по форме пальмовые листья. Пластины-листы защищены деревянными золочеными крышками и завернуты в парчовый чехол.

Рукопись поступила в 1890 г. – дар П. де Бутелье, французского консула в Мандале, затем в Гельсингфорсе (Хельсинки).

Хорошо представлена в Отделе рукописная книга ислама. Самые ранние из 2-х тысяч арабских кодексов и фрагментов — Кораны куфического письма VIII – XI веков и фрагмент уникальной генеалогии арабских племен IX века (части этой же рукописи хранятся в Париже и Берлине). Среди уникумов можно назвать также комментарий на «Метафизику» Аристотеля, трактат о лекарствах врача X века Ибн ал-Джаззара, два тома «Книги листков» ас-Сули, целый комплекс рукописей мутазилитов — последователей одного из самых ранних религиозно-философских движений в исламе. Неизвестное политическое сочинение (возможно, арабский перевод «Политики» Аристотеля) переписано и декорировано в «мамлюкском» стиле, характерном для оформления «подарочных» книг в период правления в Египте, Сирии и Ираке мамлюкских султанов (XIV - XV вв.).

Следует упомянуть также «Географию»  ал-Идриси (около 1300 года) с 37 картами и астрономическое сочинение ас-Суфи с изображениями созвездий (1606 г., Иран). Книги на арабском языке писали и переписывали не только в арабских странах, но и в Иране, Средней Азии, Турции, Дагестане и других регионах, где был распространен ислам.

Из более чем 1000 персидских рукописей 140 украшены миниатюрами, начиная с «Шах-наме» 1333 года. (Всего в Библиотеке хранятся 15 списков этой эпической поэмы, общее число миниатюр в них превышает 700.) Особенно хорошо представлена тебризская школа. Некоторые исследователи приписывают тебризцу Султан-Мухаммаду отдельные миниатюры из поэмы Арифи «Гуй ва чауган» («Мяч и клюшка»), переписанной юным шахом Тахмаспом в 1524 – 1525 гг. и оформленной в его мастерской. Два тонированных рисунка из «Дивана» Шахи могут принадлежать руке другого тебризского мастера Мухаммади.

Подписные миниатюры известнейшего исфаханского художника Риза-йи Аббаси вмонтированы в альбом-муракка. Этот альбом заслуживает особого внимания, поскольку содержит прекрасные миниатюры гератской и могольской школ и образцы письма известных каллиграфов, а сам по себе является истинным шедевром искусства оформления книги в Иране.

Многие рукописи и образцы письма созданы выдающимися мастерами калама, такими как Султан-Али Машхади, Шах Махмуд Нишапури, Мир Имад Хусайни. Персидские рукописи впечатляют не только миниатюрами и каллиграфией, но и общим оформлением: орнаментированными полями и заставками, тиснеными и лакированными переплетами.

Наряду со списками известных сочинений Низами, Джами, Саади и других поэтов среди персидских рукописей встречаются и уникальные. Так, например, недавно был выявлен сборник-автограф гератского проповедника Али ас-Сафи.

Некоторые исследователи считают, что один из трех хранящихся в Библиотеке прижизненных списков произведений узбекского поэта Алишера Навои переписан самим автором. Многие из его книг переписаны в Иране. Большая часть из 400 тюркских рукописей была создана в Средней Азии и Турции. Из турецких рукописей особого внимания заслуживает подборка произведений художественной прозы, в первую очередь любовно-криминальная «Повесть о Сефер-бей-заде» — уникальное сочинение, действие которого происходит в Стамбуле в XVII веке.

Мусульманские рукописи представлены не только кодексами, но и всевозможными документами: фирманами шахов Ирана и османских султанов, ярлыками крымских ханов, купчими, письмами, вакуфными (вкладными) документами. Красотой оформления выделяется грамота султана Османа II, выданная в 1618 г. семейству иудейки Киры.

В количественном отношении христианская книга Востока значительно уступает и мусульманской и иудейской. В Отдела насчитывается около 700 кодексов и 150 документов, что составляет 3% от всего восточного фонда. Несмотря на это, комплекс христианских рукописей представляет собой безусловный интерес со многих точек зрения, и особенно своими художественными и эстетическими достоинствами.

Из 40 сирийских рукописей 13 относятся к первому тысячелетию. Наиболее древняя из них (она же самая старая датированная рукопись в Библиотеке) — сирийский перевод «Церковной истории» греческого автора Евсевия Кесарийского, переписанный «грешным Исхаком» в 462 г. Определенный интерес представляют коптские и эфиопские книги и фрагменты. Среди 237 грузинских рукописных книг VIII – XIX вв. наиболее известно Тбетское евангелие 995 г., в которое вставлены византийские миниатюры XI в. Среди армянских рукописей особенного внимания заслуживает Гимнарий, переписанный в 1645 г. в Кафе (Феодосии) мастером Николайсом и им же украшенный. Впечатляет география мест переписки армянских книг: Эчмиадзин, Нахичевань, Константинополь, Львов, Каменец-Подольск, Москва, Санкт-Петербург, Исфахан.

Большой интерес представляют 100 арабо-христианских рукописей, самые старые из которых — Послания апостола Павла 892 г. с миниатюрой и фрагмент арабского перевода сочинения Ефрема Сирина в списке 885 – 886 гг.

Значительно скромнее представлены рукописи, ксилографы и изобразительные материалы из стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, из других районов распространения буддизма.

Четыреста индийских рукописей написаны на различных языках (санскрите, пали, хинди и других.) на индийской и европейской бумаге, на пальмовых листьях и даже на металлических пластинах.

В Отделе хранятся также 300 китайских, 70 маньчжурских, 60 японских, 160 тибетских, 39 монгольских и 14 калмыцких письменных памятников и рисунков.

Среди восточных фондов есть и личные архивы, содержащие документы и переводы на восточные языки XX в. (Пейсах, Бернштейн, Марголин).


Российская национальная библиотека © 2018