18 | 01 | 2018

Электронный каталог

04

Лаборатория кодикологических исследований

03

Сектор архивных фондов

Фонды Сектора – 1352 фонда (по состоянию на октябрь 2014 г.; число фондов растет по мере поступления в Отдел новых материалов) – содержат разные по типу и жанру документы в широком хронологическом диапазоне XIII–XXI вв.: русские акты и грамоты, русские архивные документы XVIII–XXI вв., музыкальные, картографические и изобразительные материалы.

Русские акты и грамоты

ОР РНБ. Ф. 532. Основное собрание актов и грамот. Оп. 1. № 134
Жалованная грамота 1549–1550 гг. царя Ивана IV Васильевича протопопу Успенского собора во Владимире Мартыну

ОР РНБ. Ф. 532. Основное собрание актов и грамот. Оп. 1. № 134
Жалованная грамота 1549–1550 гг. царя Ивана IV Васильевича протопопу Успенского собора во Владимире Мартыну.
Это жалованная грамота на право собирать в дополнение к денежному жалованью («денежной руге») «подымное» по деньге с каждого двора со всего Владимирского уезда, а также получать из Боголюбова монастыря по два рубля денег, и по двенадцать четей хлеба, ржи и овса. Право на сборы с Боголюбова монастыря в документе зафиксировано в приписке. Грамота написана на пергамене, заверена двумя дьяками и имеет печать красного воска на красном шелковом шнуре.

В Отделе рукописей хранятся более 20 тысяч грамот и актов XIII–XIX вв. Они находятся в рукописных книгах, в личных архивах, составляют более сорока отдельных фондов, которые продолжают пополняться за счет покупки у частных лиц. Приобретаемые документы представляют собой, как правило, фрагментарные остатки семейных и родовых архивов, а иногда и полноценные частные архивы за три – четыре столетия. Трудно переоценить значение этих материалов для генеалогических исследований, истории сословий, быта, дворянской службы в армии, военно-морском флоте и в государственных учреждениях.

В большом количестве накоплены в Отделе материалы из архивов центральных и местных учреждений XVI–XIX вв. по истории государственного управления и местного самоуправления, по истории церкви, социального, политического и экономического развития России. Они представляют большую ценность и для краеведческого изучения разных городов и регионов.

Внешний вид актов и грамот отражает эстетику своего времени и материальные возможности той социальной среды, в которой они создавались, определенные этапы в развитии делопроизводства. Это может быть покоробленный от древности маленький клочок пергамена с тяжелой свинцовой печатью на шнуре из льняных ниток и с написанным трудночитаемым уставом XIV в. текстом. Многие документы XVII в. имеют вид склеенных из бумажных листов «столбцов»-свитков, исписанных нарочито «кудрявой» приказной скорописью и скрепленных на обороте по каждой склейке вовсе нечитаемой дьячьей подписью. Выделяются своим оформлением царские жалованные грамоты, богато орнаментированные яркими красками и твореным золотом, заполненные красивым полууставным почерком и снабженные государственной вислой печатью из красного или черного воска на серебряном или золотом витом шнуре, иногда помещенной в специально изготовленный бронзовый футляр. Впрочем, внешний вид каждого документа содержит богатую информацию о своих создателях и владельцах, обстоятельствах, при которых он появился, и даже о месте и времени происхождения.

ОР РНБ. Ф. 532, оп. 3, ед. хр. 72
Жалованная грамота императрицы Екатерины II

ОР РНБ. Ф. 532 (Основное собрание русских актов и грамот), оп. 3, ед. хр. 72
Жалованная грамота императрицы Екатерины II на потомственное дворянство семилетнему Александру Данилову сыну Оспенному, от которого ей был привита оспа 14 ноября 1768 г.
Пергамен. 4 листа.

Титул императрицы написан золотом. Текст в рамке, выполненной красками с применением золота. Переплет – картон в парчовой ткани, защитные тканевые прокладки зеленого шелка. Большая государственная печать красного воска в бронзовом футляре на витом шнуре с кистями.

На л. 4 подписи Екатерины II и канцлера князя Александра Голицына.

Жалованная грамота на дворянское достоинство, данная императрицей Екатериной II шестилетнему мальчику-простолюдину, – случай необычный. Дело в том, что этот мальчик переболел оспой, и от него был взят материал, чтобы сделать прививку от оспы самой императрице. В те времена страшная эпидемия уносила жизни миллионов людей. Чтобы приучить своих подданных к «медицинским услугам», Екатерина повелела сделать ей прививку – и не заболела. Так простой мальчик получил дворянский титул и фамилию Оспенный. На его дворянском гербе изображена согнутая в локте обнаженная рука, на которой – большая оспа. Любопытно, что изготовление этого документа заняло целый год и обошлось в 250 рублей – по тем временам весьма значительная сумма, на которую можно было купить деревню с крепостными крестьянами. Грамота в виде диплома – листы ее не бумажные, а пергаменные. Титул государыни написан золотом, тщательно выписан миниатюрный портрет Екатерины. Это прижизненное изображение императрицы, которое она сама, несомненно, видела, когда подписывала грамоту. Документ имеет не только подлинную подпись Екатерины, но и государственную печать Российской Империи – она из красного воска, помещена в специальный позолоченный футляр.

Комплектование фондов приобретением у частных лиц определило большое разнообразие актов и грамот по хронологии, географии происхождения, языковому признаку. В Отделе хранятся договорная грамота Новгорода с Ригой и Любеком об условиях торговли 1269 г., царские и королевские грамоты из разных стран, отразившие международные отношения, многочисленные акты феодального землевладения и крепостного права, национальной политики в Московском царстве и Российской империи и многие другие.

Русские архивные фонды XVIII – XXI вв.

Русские архивы XVIII – XXI вв. составляют более половины всех хранящихся в Отделе рукописей фондов и принадлежат к числу крупнейших собраний документов по истории отечественной культуры, литературы, театра, музыки, изобразительного искусства. Многочисленные и разнообразные архивные документы отражают также богатую политическую и социально-экономическую историю России и Европы, развитие науки и общественной мысли на протяжении трех столетий.

Уникальные исторические, литературные, иконографические и другие материалы сохранились как в личных архивных фондах, так и в коллекциях, и в собраниях отдельных поступлений.

То обстоятельство, что более века Императорская Публичная библиотека являлась главной библиотекой России и была средоточием интеллектуальных и культурных ценностей страны, во многом обусловило полноту собраний материалов по истории России и русской культуры XVIII – начала XX вв. Этот период русской истории представлен документами собрания дома Романовых: начиная с царствования Петра I до отречения Николая II. В этом собрании имеются автографы Петра I, записки Екатерины II, ученические тетради Павла I, записные книжки великих князей.

ОР РНБ. Ф. 1414 (Чуковская Л. К.), ед. хр. 1
Анна Ахматова. Поэма без Героя.

ОР РНБ. Ф. 1414 (Чуковская Л. К.), ед. хр. 1
Анна Ахматова. Поэма без Героя.
1940–1942. Ленинград–Ташкент.
Автограф. 11 л.

В этой тетради записан текст первой сохранившейся редакции «Поэмы без Героя» Анны Ахматовой 1942 года (текст более ранней редакции 1940 года до нас не дошел: альбом с его записью был сожжен Ахматовой в день ареста сына, Льва Гумилева, 6 ноября 1949 года). Тетрадь сохранилась благодаря тому, что в Ташкенте, находясь в эвакуации вместе с Лидией Корнеевной Чуковской, Ахматова решила подарить ей эту тетрадочку с первоначально записанным текстом, а в дальнейшем, приходя в гости к Чуковским или забирая тетрадь на некоторое время к себе домой, вносила туда вновь появлявшиеся фрагменты и исправляла уже существующие строки. Л. К. Чуковская зафиксировала в своем Дневнике (запись за 20 января 1942 года): «Она прочла мне три новых куска: о предчувствии войны (после описания СПБ), в конце “Решки” и в конце “Вступления”. Конец “Вступления” я отвергла, так как там ничего больше не надо, а остальное — прелесть».

Речь идет об уже записанных к тому времени шести строках:

Вступление.

Из года сорокового,
Как с башни на все гляжу.
Как будто прощаюсь снова
С тем, с чем давно простилась,
Как будто перекрестилась
И под темные своды схожу.

1941. август.
Ленинград.

«Отвергнутые» строки были тщательно стерты Ахматовой, но отдельные слова и буквы поддались прочтению на специальном аппарате для чтения стертого карандаша по оставшейся трассе:

А под сводами замурован ..........
Человечески ................................
И .................................................,
Где кровавая ............. карусель
И .................................................

Л. К. Чуковская в течение более сорока лет, несмотря на все перипетии судьбы, бережно хранила эту тетрадь, прекрасно понимая, какую ценность она собой представляет. После смерти писательницы, литературного критика, публициста, правозащитницы, автора широко известных «Записок об Анне Ахматовой» тетрадь была передана дочерью Лидии Корнеевны Еленой Цезаревной Чуковской в Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, куда впоследствии поступила бóльшая часть ее архива.

В Отделе хранятся родовые архивы многих известных дворянских фамилий, игравших заметную роль в государственной, экономической и культурной жизни дореволюционной России. В их числе – поместно-вотчинные фонды Елагиных, Кашкаровых и Мансыревых; семейные архивы Болотовых, Бутурлиных, Вындомских, Голенищевы-Кутузовых, Карабановых, Половцовых, Репинских и многих других.

В архивных фондах сохранились документы таких государственных деятелей как А. Д. Меншиков, кабинет-секретарь Петра I А. В. Макаров, князь Г. А. Потемкин, реформатор государственного устройства М. М. Сперанский (2344 единицы хранения); министры просвещения А. В. Головнин, И. Д. Делянов, А. С. Норов и И. И. Толстой; главы и чиновники других министерств – А. А. Аракчеев, Ф. Ф. Буксгевден, П. А. Валуев, Г. И. Вилламов, П. П. Гагарин, А. Н. Голицын, К. К. Грот, С. П. Жуковский, П. Р. Игнатьев, Ф. П. Корнилов, В. П. Кочубей, Д. И. Лобанов-Ростовский, Н. Н. Новосильцов, Н. И. Панин, Ф. Л. Переверзев, В. К. Плеве, К. П. Победоносцев, А. А. Половцов (1895 единиц хранения), Я. И. Ростовцев, М. И. Семевский, Д. П. Татищев, Н. В. Шаховской.

Развитие дипломатических отношений Российской империи нашло отражение в материалах фондов представителей Министерства иностранных дел Э. Я. и К. Э. Аргиропуло, А. Я. Будберга, М. А. Гамазова, А. М. Горчакова, С. Ю. Дестуниса, Е. В. Ковалевского, Б. Э. Нольде, Н. А. Орлова, Р. Р. Розена, А. И. Чернышева и Г. В. Чичерина; в родовом архиве Румянцевых – донесения и переписка министра иностранных дел с 1807 г. Н. П. Румянцева.

Редкие автографы выдающихся исторических деятелей, таких как М. Б. Барклай-де-Толли, П. А. Строганов и Ф. П. Уваров, декабристы К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, Н. А. Бестужев-Марлинский и А. И. Пестель, хранятся в «Собрании автографов».

Отдел рукописей обладает одним из крупнейших собраний материалов, имеющий отношение к Отечественной войне 1812 г. С первых дней объявления войны Императорская Публичная библиотека приступила к сбору официальных документов, различного рода листовок и воззваний. Позднее были присоединены и другие источники – переписка и воспоминания участников кампании и их современников. Основные комплексы сосредоточены в фондах полководцев и героев Отечественной войны главнокомандующего фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова, генерала А. П. Ермолова, Д. В. Давыдова; военных историков Г. С. Габаева, К. А. Военского (2 тысячи единиц хранения), А. И. Михайловского-Данилевского, Н. К. Шильдера. Собирали документы по истории войны и служащие Библиотеки И. А. Крылов, М. Е. Лобанов, В. Ф. Одоевский.

ОР РНБ. Ф. 1333 (Бродский Е. А.), ед. хр. 670
Бродский Иосиф Александрович. Рисунки из Норенской и Коноши. 1964–1965 гг.

ОР РНБ. Ф. 1333 (Бродский Е. А.), ед. хр. 670
Бродский Иосиф Александрович (1940–1996)
Рисунки из Норенской и Коноши. 1964–1965 гг.
10 л.

Эти рисунки выполнены поэтом, лауреатом Нобелевской премии Иосифом Бродским, в то время, когда он находился в ссылке в Архангельской области «за тунеядство». О напряженной творческой работе Бродского свидетельствует значительное количество черновиков стихов и рисунков, относящихся к периоду ссылки. В этой тетради есть запись, сделанная отцом поэта: «Рисунки из Норенской и Коноши». Среди рисунков виды природы, зарисовки деревенского быта, женский портрет.

Значительная часть документов военной истории – войны со Швецией и Францией, боевые действия на Кавказе, все русско-турецкие войны, Синопское сражение, оборона Севастополя, русско-японская война, события Первой мировой войны – представлена подлинными документами в фондах непосредственных участников событий – генералиссимуса А. В. Суворова, генерал-фельдмаршала И. Ф. Паскевича-Эриванского, адмиралов С. К. и А. С. Грейгов, М. З. Аргутинского-Долгорукова, Л. Х. Бек-Мамедова, А. Е. Врангеля, А. В. Казадаева, В. И. фон Левенштерна, В. К. Мелихова и многих других.

Оригинальные документы, обширные выписки из государственных и частных архивов, исследовательские работы сохранились в фондах историков В. Г. Анастасевича, В. А. Бильбасова, А. Т. Болотова, А. В. Висковтова, М. А. Дьяконова, К. Ф. Калайдовича, Н. И. Костомарова, М. С. Куторги, Л. В. Ларионова, Н. П. Михневича, С. Ф. Платонова (более 7 тысяч единиц хранения), П. И. Савваитова, Н. Д. Чечулина, издателя «Исторического вестника» С. Н. Шубинского и других.

В ряде фондов представлены отчеты о работе различных учреждений: документы Ревизии сенатором А. А. Половцовым Киевской и Черниговской губерний в 1880 – 1881 гг., цензурные и другие материалы. Исследователи истории России начала XX в. широко используют «Собрание документов по истории финансов в России» (1900 – 1908) и «Собрание материалов по истории выборов в I Государственную думу». Сбором документов для последнего по поручению председателя Совета министров С. Ю. Витте в 1905–1906 гг. занимался В. А. Дмитриев-Мамонов.

Многочисленные источники по краеведению представлены в личных фондах Н. П. Анциферова, В. П. Бирюкова, А. Н. Лбовского (архив и собрание составляют около 2 тысяч единиц хранения), В. М. Лосева, Е. Д. Петряева, историка Петербурга П. Н. Столпянского, а также в собраниях П. Н. Тиханова и И. Ф. Тюменева.

Российское востоковедение представлено в личных архивах известных ученых-востоковедов – М. И. Броссе, В. В. Григорьева, К. А. Коссовича, И. Ю. и В. А. Крачковских, Н. Н. Мартиновича, А. Н. Самойловича, А. Л. Троицкой и Н. В. Ханыкова.

В Отделе рукописей хранится фонд знаменитого мореплавателя, флотоводца и ученого-исследователя М. П. Лазарева. Совместно с Ф. Ф. Беллинсгаузеном он командовал кругосветной экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный», которая в 1819 – 1821 гг. совершила великое географическое открытие – достигла берегов Антарктиды и дала ценнейшие материалы о водах и островах антарктического бассейна и центральных частей Тихого океана. В Отдел также находятся архивы участников географических и гидрографических экспедиций по освоению северных районов страны и Северного морского пути – П. Н. Назимова, Н. И. Шарыпова и Б. А. Нольде.

Уникальные материалы для изучения Русской православной церкви, ее богослужебной практики, духовного образования в России и взаимного влияния светской и духовной науки содержат фонды митрополитов Арсения (Могилянского), Ионы (Васильевского) и Филарета (Дроздова), архиепископов Арсения (Верещагина) и Иннокентия (Борисова); профессоров Санкт-Петербургской Духовной академии В. В. Болотова, А. М. Голубева, П. Ф. Николаевского, И. С. Пальмова, Н. В. Покровского, А. И. Садова, Ф. Ф. Сидонского, И. П. Соколова, И. Е. Троицкого, И. В. Чельцова, Г. П. Павского и В. В. Никольского; ректоров этой Академии митрополита Антония (Вадковского), епископов Бориса (Плотникова) и Анастасия (Александрова), протопресвитера И. Л. Янышева. Особый интерес представляют личные фонды профессора Санкт-Петербургской Духовной академии Н. Н. Глубоковского и профессора Киевской Духовной академии, секретаря Православного Палестинского общества А. А. Дмитриевского.

Отдел рукописей Российской национальной библиотеки занимает одно из первых мест по числу, ценности и разнообразию хранящихся в нем автографов русских писателей и поэтов XVIII – XXI вв. Практически вся классическая русская, советская и современная литература представлена более чем 100 фондами и отдельными поступлениями.

В архиве М. Ю. Лермонтова находятся единственный беловой текст «Героя нашего времени», редкий авторизованный список поэмы «Демон», несколько писем и ученические тетради юного поэта, а также большое количество его рисунков, набросков портретов, пейзажей, придающих рукописным материалам этого небольшого архива еще большую ценность.

Почти полное собрание рукописей и писем И. С. Тургенева представлено в его архиве. Среди них – автографы поэмы «Поп» и рассказов из «Записок охотника» с рисунками на полях и проектами обложек, «Бурмистр», «Два помещика», «Певцы», «Дневник лишнего человека», романы «Накануне» и «Новь». Среди адресатов писем – Александр II, П. В. Анненков, Полина Виардо, Д. В. Григорович, А. М. Жемчужников и другие.

Из отдельных поступлений разного времени сформированы фонды Ф. М. Достоевского, А. И. Герцена, М. Е.Салтыкова-Щедрина. В 1891 г. в дар от вдовы писателя А. Г. Достоевской поступили уникальные рукописи: черновые автографы первых трех глав «Дневника писателя» и наборная рукопись Главы 1, представляющая собой широко известную «Речь о Пушкине». В фонде А. И. Герцена выделяется автограф и наборная рукопись статьи 1862 г. «Молодая и старая Россия» за подписью «Искандер», а также его письма В. В. Стасову и копии писем императору Александру II. Из обширного рукописного наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина в Отделе рукописей Библиотеки, в течение более шести десятков лет носившей имя писателя, сохранилось 140 его рукописей. Среди них автобиография, автографы произведений, письма.

Отечественная литература XVIII – XIX вв. нашла отражение также в архивах писателей И. С. Аксакова, К. Н. Батюшкова, В. Г. Бенедиктова, П. А. Вяземского, Н. И. Гнедича, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, А. С. Грибоедова, Г. Р. Державина, И. И. Дмитриева, В. А. Жуковского, И. А. Крылова, В. К. Кюхельбекера, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, В. Ф. Одоевского, В. А. Озерова, И. И. Панаева, А. Ф. Писемского, В. С. Соловьева, А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева.

Небольшими по объему фондами представлено творчество Н. А. Добролюбова и Н. М. Решетникова, авторов исторических романов М. Н. Загоскина и И. И. Лажечникова.

Благодаря коллекциям П. Л. Вакселя и Э. П. Юргенсона, И. И. Ясинского и А. А. Дернова, а также личным архивам деятелей культуры начала XX в. фонды Отдела пополнились уникальными автографами поэтов, писателей, драматургов, критиков, публицистов начала XX в. – Л. Н. Андреева, И. Ф. Анненского, М. П. Арцыбашева, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, В. В. Вересаева, Ю. Н. Верховского, М. А. Волошина, З. Н. Гиппиус, Н. С. Гумилева, С. А. Есенина, Е. И. Замятина, Н. А. Клюева, А. И. Куприна, В. Г. Короленко, С. Я. Маршака, Д. С. Мережковского, А. М. Ремизова, Н. А. Тэффи, К. И. Чуковского и других.

Все литературные течения и объединения XX столетия – символизм, акмеизм, футуризм, ЛЕФ и РАПП, «Обериуты» и «Серапионовы братья» – нашли свое отражение в личных фондах и отдельных поступлениях Отдела. Среди них архивы Андрея Белого, А. А. Блока, В. Я. Брюсова, В. И. Иванова и Ф. К. Сологуба, А. А. Ахматовой и М. А. Кузмина, Д. Д. Бурлюка, В. В. Хлебникова и Е. Г. Гуро, Я. С. Друскина. Архив последнего включает материалы А. И. Введенского и Д. И. Хармса.

Среди документов писателей Советской эпохи есть рукописи как прозаиков старшего поколения, начавших свой творческий путь еще до революции – А. С. Серафимовича, Ф. В. Гладкова, А. С. Неверова, А. П. Чапыгина, М. М. Пришвина, А. Н. Толстого, О. Д. Форш, М. С. Шагинян, так и тех, чье творчество целиком принадлежит советскому периоду: О. Ф. Берггольц, М. В. Борисоглебского, М. В. Исаковского, Б. А. Лавренева, А. Б. Мариегофа, А. И. Пантелеева, Е. Г. Полонской, Л. Н. Сейфуллиной, В. А. Сосноры, Е. М. Тагер, А. Т. Твардовского, Н. С. Тихонова, А. Н. Толстого, Ю. Н. Тынянова, К. А. Федина и многих других.

В дар от самих писателей или их родственников были получены материалы, составляющие архивы В. М. Инбер, М. В. Исаковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, А. С. Новикова-Прибоя (около 1200 единиц хранения), К. Г. Паустовского, Л. И. Раковского, В. А. Рождественского, С. А. Семенова и В. Я. Шишкова.

Творческие рукописи поэтов, прозаиков, драматургов, публицистов, их письма, материалы к биографиям хранятся также в фондах их корреспондентов, близких друзей, в материалах издателей, редакторов, составителей биографических словарей, в собраниях частных лиц. Автографы писателей и материалы о них представлены в архиве «Общества вспомоществования нуждающимся литераторам» (Литфонд) и в личных архивах его деятелей В. П. Гаевского и Е. П. Ковалевского; а также в архиве «Союза взаимопомощи русских писателей». Творческие рукописи поступали также вместе с материалами библиографов и историков литературы, с архивами редакций периодических изданий – журналов «Отечественные записки», «Современник», «Москвитянин», «Русское богатство», «Русское слово» и газет «Новое время», «Русский инвалид».

Значительное число автографов советских писателей и драматургов хранится в архивах К. К. Владимирова, П. Я. Заволокина, А. Г. Островского, М. А. Сергеева, редакций издательства «Советский писатель» и журнала «Звезда», в собраниях П. Н. Медведева, М. С. Половцева.

Литературоведение и лингвистика, также как и этнография, наиболее интенсивно развивавшиеся во второй половине XIX - XX вв. нашли отражение в фондах философа и литературного критика Н. Н. Страхова; источниковеда, историка литературы и библиографа В. И. Саитова; славистов Т. Д. Флоринского и А. Ф. Гильфердинга; филолога и археографа И. В. Помяловского (архив и собрание насчитывают около 6 тысяч единиц хранения); историка и филолога Ф. П. Аделунга; историков литературы Б. Я. Бухштаба, С. М. Боткина, В. В. Буша, В. Р. Ваврика, И. И. Векслера, П. А. Висковатова, Э. Г. Герштейн, Л. Я. Гинзбург, А. Г. Горнфельда (1412 единиц хранения), Я. К. Грота, литературоведов Б. В. Казанского, И. М. Клейнера, Н. О. Лернера и многих других.

История издательского дела и книготорговли, также как и тесно связанные с ними библиография и книговедение представлены в фондах М. О. Вольфа, М. П. и И. П. Глазуновых, Ф. Ф. Павленкова, В. П. Полякова, Г. И. Геннади, П. А. Картавова, М. Я. Лермана, А. В. Мезьер, С. Д. Полторацкого, П. К. Симони, А. Д. Торопова, Б. М. Чистякова и А. Н. Шебунина.

Ценный историко-культурный материал предоставляют личные фонды сотрудников Библиотеки. Среди них архивы директоров – А. Н. Оленина (более 1000 единиц хранения), М. А. Корфа, А. Ф. Бычкова (и его сына, археографа и заведующего Отделом рукописей И. А. Бычкова; 4 тысячи единиц хранения), Н. К. Шильдера, Д. Ф. Кобеко, Э. Л. Радлова, Н. С. Державина (и его сына, литературоведа, театроведа и переводчика К. Н. Державина); а также заведующих отделами, ведущих специалистов и рядовых библиотекарей, почетных членов Библиотеки – А. Г. Биснека, А. И. Бриллиантова, В. Э. Банка, О. Б. Враской, В.Г.Геймана, Я.П.Гребенщикова, О.Д.Голубевой, А.Х.Горфункеля, Ц.И.Грин, О.А.Добиаш-Рождественской, А.Д.Ивановского, В.С. и А.Д. Люблинских, Л.А.Мандрыкиной, М.В.Машковой, Р.И.Минцлова, А.С.Мыльникова, О.О.Огара, И.П.Сахарова, В.В.Стасова, Е.П.Федосеевой, Д.Д.Шамрая.Среди сформированных в Отделе собраний, продолжающих постоянно пополняться, наибольшее по объему – «Собрание отдельных поступлений». В нем широко представлены сборники со списками стихотворений и отрывками прозаических произведений XVIII – XIX вв., документы по истории России, творческие рукописи (поэзия, проза, драматургия), статьи, труды разных лиц по экономике, статистике, истории, технике, естествознанию, медицине, литературоведению, лингвистике, библиографии и книговедению; обширный раздел «Переписка» включает сотни писем разных лиц. Постоянно пополняется новыми документальными свидетельствами и «Собрание материалов о Великой Отечественной войне», в котором хранятся дневники, воспоминания и письма участников войны и жителей блокадного Ленинграда.

Незаменимым источником для изучения исторической и политической обстановки в государстве, движения общественной мысли, литературного и социального быта, нравственного состояния общества остается мемуарная литература. Отдел обладает крупнейшим в России собранием дневников и воспоминаний XVIII – ХХ вв. лиц разных профессий и различного социального положения. Среди них – дневники врача, ректора Медицинской канцелярии И. Я. Лерхе; государственного деятеля и дипломата С. П. Румянцева; генерала участника Отечественной войны 1812 г. А. П. Ермолова; мемуары (годовые «журналы») военного историка А. И. Михайловского-Данилевского; дневники и воспоминания историка литературы, критика, профессора Московского университета С. П. Шевырева; дневники дипломата П. А. Николаи; чиновника министерства финансов Н. Ф. Фан-дер-Флита; антрополога и этнографа, знаменитого русского путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая; поэта С. Я. Надсона; музыкального критика и редактора «Русской музыкальной газеты» Н. Ф. Финдейзена; философа барона Б. А. Вревского; секретаря Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге С. П. Каблукова; философа И. А. Боричевского; директора издательства «Academia» А. А. Кроленко; дневники и мемуары художницы и театрального деятеля Л. В. Шапориной и многие другие.

История отечественного театра, кинематографа и эстрады представлена различными документами в фондах драматических актеров и оперных певцов, режиссеров, театральных художников и административных работников – И. А. Авербаха, Н. П. Акимова, П. З. Андреева и Л. А. Андреевой-Дельмас, Н. Н. Арбатова, А. Н. Бенуа. А. М. Брянского, В. Г. Гайдарова и О. В. Гзовской, В. Р. Гардина, Г. Г. Ге, Е. П. Гершуни, М. В. Добужинского, Н. В. Дризена, С. П. Дягилева, И. В. Ершова, Н. Ф. Монахова, С. Э. и А. Д. Радловых, Н. Н. Ходотова, Ф. И. Шаляпина.

Театральные пьесы (оригинальные и в переводах), хранящиеся в собрании К. П. Ларина, дают представление о репертуаре отечественного театра. Это – свыше 1300 текстов драм, трагедий, комедий, водевилей и скетчей.

Целенаправленное собирание предметов искусства – различного рода рисунков, акварелей, работ маслом – началось в Отделе рукописей со времени его открытия. В различных архивах и собраниях находятся подготовленные к изданию иллюстрации для книг и журналов, рисунки в альбомах и на отдельных листах. Работы отечественных и западноевропейских художников XVI – ХХ вв. находятся в «Собрании рисунков» (1625 единиц хранения). Здесь представлены картины на исторические, мифологические и библейские сюжеты, портреты и шаржи известных деятелей культуры, политические карикатуры, эскизы театральных декораций и костюмов, книжные иллюстрации, пейзажи. В том числе, вещи уникальные – «Живописный лист» начала XVIII в., представляющий флотилию стрельцов перед выступлением «водяным путем на Разина» и «Церемония о погребении Его Императорского Величества Петра Великого и государыни Цесаревны Наталии Петровны» 1725 г.

Портреты современников, книжная графика, эскизы, наброски и макеты книг представлены в личных архивах художников. И. К. Айвазовский, Н. И. Альтман, А. П. Боголюбов, К. П. Брюллов, Ю. А. Васнецов, Г. С. Верейский, С. Ф. Галактионова, А. Я. Головин, В. М. Конашевич, И. Н. Крамской, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, В. Е. Маковский, М. И. Махаев, Г. Г. Мясоедов, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, А. П. Рябушкин, Н. А. Степанов, П. Штелин, – вот далеко не полный перечень фондов классиков русского искусства, хранящихся в Отделе рукописей.

Пронзительны в своей беспощадной точности акварели и рисунки, выполненные в блокадном Ленинграде художниками, запечатлевшими облик героического города, его жителей и защитников. В то суровое время работали Н. М. Быльев-Протопопов, А. С. Ведерников, В. И. Курдов, А. В. Любимова, А. П. Остроумова-Лебедева, Е. Н. Померанцева, Г. П. Фитингоф и С. Б. Юдовин.

Ценными материалами для проведения реставрационных работ являются рисунки с натуры памятников древнерусской архитектуры Изборска, Новгорода, Острова и Пскова, а также выполненные Е. К. Эвенбах (1920) и С. М. Штейнбергом (1939 - 1940) акварельные зарисовки новгородских фресок, частично утраченных в годы Великой Отечественной войны.

«Собрание рисунков и материалов ленинградских художников» в полной мере позволяет увидеть особенности петербургской школы живописи и графики середины XX – начала XXI вв., проследить ее историю и профессиональную преемственность в художественном развитии. Здесь представлены работы В. М. Бомаш, Е. Н. Бузина, И. В. Варзар, В. П. Волкова, Б. Н. Ермолаева, А. Л. Каплана, К. А. Клементьевой, И. Л. Лизак, В. Н. Селиванова, В. А. Тамби.

Фонды скульпторов М. М. Антокольского и И. Я. Гинцбурга, архитекторов Н. Л. и Л. Н. Бенуа, Дж. Кваренги, А. С. Никольского, А. А. Оля и М. И. Рославлева, искусствоведов Н. Р. Собко, Н. В. Петрова, Д. П. Ровинского и Э. Ф. Голлербаха дополняют комплекс изобразительных материалов, становясь необходимым источником для изучения истории и культуры России, пользующимся вниманием не только искусствоведов, но и историков, книговедов, реставраторов.

Многие архивные материалы использовались и продолжают интенсивно использоваться при подготовке различных научных изданий, собраний сочинений классиков, энциклопедий, справочников, специальных исследований. Документы фонда экспонировались и продолжают экспонироваться на различных выставках в России и за рубежом, широко используются для иллюстрирования изданий исторического и литературного наследия наших соотечественников.

 

Российская национальная библиотека © 2018