29 | 03 | 2017

17 марта 2017 г. состоялась ежегодная конференция "Депо манускриптов", традиционно приуроченная к памятной дате основания Отдела рукописей. С программой конференции можно ознакомиться здесь.

Со вступительным словом к участникам заседания обратится заместитель Генерального директора РНБ В. Р. Фирсов. Он подчеркнул значение старейшего ежегодного научного мероприятия Библиотеки и отметил богатый творческий потенциал коллектива Отдела рукописей, проявляющийся, в частности, в активном использовании интернет-технологий.

Доклады участников конференции вызвали большой интерес слушателей.

И. В. Малинина рассказала о приобретенных в 2016 г. рукописных документах и архивах, в том числе о пополнении архивов литературоведа Дмитрия Евгениевича Максимова и театрального деятеля, директора Ленинградского Отделения Музыкального фонда СССР и издательства "Советский композитор" Петра Цезаревича Радчика. В Отдел рукописей поступил также портрет Петра Великого кисти художника Михаила Шемякина.

Доклад Е. А. Власовой был построен на материалах архива барона, статского государственного советника Франца Карла фон Беркхайма. Сохранившаяся переписка освещает любопытные обстоятельства экономической жизни Крыма в первой половине XIX в. и развития виноделия.

Особое внимание привлек доклад А. И. Алексеева, проливающий свет на многие детали исторических событий февральской революции 1917 г. Основой доклада стали мемуары Леонида Васильевича Ларионова, русского морского офицера, капитана 1-го ранга, участника Цусимского сражения.

М. Г. Иванова посвятила свой доклад композитору, известному произведениями для юных пианистов, – Самуилу Моисеевичу Майкапару (1867–1938). На основании хранящихся в Отделе рукописей документов раскрываются главные сферы его деятельности: композиторская, исполнительская, педагогическая, научно-исследовательская. С.М. Майкапар является автором более 250 произведений. Как пианист с успехом выступал в России и за рубежом, прославился циклом концертов с исполнением 32-х сонат Людвига ван Бетховена. По приглашению А. К. Глазунова Майкапар вел класс фортепиано в Петербургской консерватории.

Доклад Е. А. Михайловой напомнил слушателям о деятельности творческой интеллигенции в трагические дни Ленинградской блокады. Александр Данилович Каменский:был единственным в блокадном Ленинграде концертирующим пианистом, дал более 500 концертов, с начала 1942 года почти каждый вечер играл на Ленинградском радио в прямом эфире. В его домашнем архиве сохранились созданные в военное время произведения современных ему композиторов - Дешевова, Богданова-Березовского, Евлахова, Свиридова, Шостаковича, Мясковского, Гнесина и многих других, - как в автографах, так и в копиях. Эти материалы хранятся в Отделе рукописей РНБ.

М. Г. Логутова познакомила слушателей с актуальной проблематикой исследования произведения «О подражании Христу». По числу изданий эта книга (первый ее список датирован 1424 г.) уступает одной лишь Библии. Она выдержала ок. четырех тысяч публикаций и переведена на 90 языков мира. Полемика об авторе произведения длится более пятисот лет: были выдвинуты более сорока претендентов. Несмотря на то, что в предисловии к одному из изданий XIX в. отмечена бесполезность поисков автора, так как им мог быть только Дух Святой, – в настоящее время большинство исследователей полагает, что автор – августиский монах Фома Кемпийский. В РНБ хранятся 6 списков книги “О подражании Христу", которые дают возможность проследить бытование книги в XV в.

Н. Н. Невзорова сообщила об истории создания и поступления в Библиотеку рукописного сборника стихов Г. Р. Державина. Рукопись (F.XIV.16) подготовлена для электронной публикации на сайте РНБ.

В докладе Ж. Л. Левшиной сделана попытка раскрыть интригующую историю подложной записи дочери Ярослава Мудрого Анны Ярославны в сербском Уставе XIV в. (F.п.I.26) из коллекции П. П. Дубровского. Кодекс положил начало формированию собрания сербских рукописей РНБ.

Заслушан доклад О. М. Ястребовой «Фрагмент медицинского сочинения на персидском языке из собрания Фирковича».

Совместный доклад Д. О. Васильевой и О. В. Васильевой «Пятерица» Низами 1648 г.: «экземпляр очень затейливый, хотя нельзя сказать, чтобы изящный» посвящен персидской книге XVII в. – истории ее приобретения и датировке. В 1876 г. Александр II передал в Библиотеку две персидские книги XVII в., которые были поднесены ему от имени эмира бухарского Музафар ад-Дина. Одна из них – Хамса (Пятерица) Низами в копии 1648 г. До настоящего времени исследователи обращали внимание только на миниатюры, украшающие «Пятерицу», и относили их к бухарской школе середины XVII в. Между тем, при ближайшем рассмотрении очевидно, что миниатюры выполнены несколько позднее даты переписки – в 1650е-1660е гг. Эта датировка подтверждается при сравнении с миниатюрами рукописей, определенно созданных в мастерской бухарского хана Абд ал-Азиза в конце 1660-х гг. К этому же времени относится декоративное убранство «Пятерицы»: начальные заставки, разноцветные поля, кожаное покрытие внутренних сторон переплета. С внешней стороны переплет покрыт фрагментами иранского бархата первой половины–середины XVII в. В XIХ в. переплет был отреставрирован, видимо, перед отправкой в Петербург.

Заслушан также доклад Е. В. Гусаровой «О четырех эфиопских рукописях из собрания СПбДА».

В завершение научных чтений в залах хранилища Отдела рукописей РНБ состоялось открытие выставки «1917 год: Петроград и Балтийский флот. Документы из фонда Леонида Васильевича Ларионова». Экспонируются уникальные личные документы, фотографии и другие материалы, посвященные переломному этапу в истории России.

Российская национальная библиотека © 2017