Российская национальная библиотека
Онлайн-консультант

Информационно-библиографический отдел
Историческая справка

Императорская Публичная библиотека — одна из первых библиотек мира включила в свои уставные документы положения, обязывающие библиотекарей оказывать читателям справочно-библиографическую помощь, хотя этот термин был введен лишь после 1917 года. Кандидаты на должность библиотекаря должны были иметь «нужные сведения в библиографии» и знать иностранные языки, в особенности греческий и латинский.
В досоветскую эпоху виды помощи читателям назывались по-разному: поиски сведений, помощь советами, библиографическими указаниями, руководство занятиями. В то время состав и организация фондов библиотеки, а также состояние ее справочно-библиографического аппарата были еще недостаточно совершенны. Это ограничивало справочно-библиографическое обслуживание.

Идея создания Справочного Бюро, как самостоятельного отдела, носилась в воздухе. Однако такое Справочное Бюро, где должны были работать только библиографы, обслуживающие читателей, было официально открыто лишь в 1918 году. Официальной датой создания отдела считается 1 октября 1918 года.
В начале своей работы Справочное Бюро было задумано как подразделение междубиблиотечного абонемента. Сотрудники Справочного Бюро должны были сообщать читателям, в какой библиотеке имеются нужные им книги, для чего необходимо было сотрудничать с другими библиотеками (главным образом Москвы). Справочно-библиографическая работа в современном понимании ( подбор литературы на определенную тему, уточнение сведений в произведениях печати, ведение картотек, составление библиографических списков) в ведение Бюро по первоначальному замыслу не входило. Жизнь заставляла сотрудников Справочного Бюро расширять рамки своей деятельности, т.к. читатели обращались к ним с запросами на самые разные темы. Необходимо было выполнять и библиографические разыскания. В это время, время активной пропаганды книги составляются рекомендательные списки литературы, выпускается «научно-библиографический бюллетень», создается справочный аппарат, в который входят: справочная библиотека, картотека научных библиотек Ленинграда, картотека «Персоналия», «Топография» и т.д.

В 20-годы Справочно-библиографическое бюро с его собственными картотеками находилось на площадке перед входом в читальный зал рядом с каталогами. Это место было самым оживленным в библиотеке.
Библиографы помогали читателям ориентироваться в библиотеке. Также они выдавали библиографические справки. Устные справки занимали видное место в работе библиографа. Сотрудник Бюро дежурил через день, в остальные дни работал над письменными запросами. Работа библиографов нервная, требующая постоянного внимания, памяти и подвижности. С 1929 г. библиограф дежурил уже по 8 часов в день, вместо прежних 4-х.

В 1930 г. на основе Справочно-библиографического Бюро был создан Консультационно-библиографический сектор, очень быстро переименованный затем в отдел (КБО), который объединил все виды библиографических работ: справочно-библиографическую, рекомендательную и научно-вспомогательную.

1939 г. — год больших перемен в Публичной библиотеке. Начинается дифференцированное обслуживание читателя. Справочно-библиографическая работа приближается к отраслевому принципу. Создаются специализированные пункты в читальных залах. Создание специализированных пунктов качественно улучшило работу с читателями, способствовало повышению квалификации библиографов. Объем работы требовал увеличения числа сотрудников. По сравнению с 1930 годом, когда работало 12 человек персонала, в 1940 г. штат увеличился в 5 раз.

Во время Великой Отечественной войны ( 1941-1945 гг.) справочно-библиографическая работа сотрудников библиотеки приобрела особую важность. В январе 1942 г. из-за холодов и бомбежек читальные залы закрываются. Вместо 8 читальных залов был открыт только один. Приостановилась деятельность отраслевых справочных пунктов. Было сохранено дежурство лишь одного библиографа, который отвечал на устные вопросы читателей по всем отраслям знаний. Несмотря на то, что число библиографов сократилось в несколько раз, выдача справок и выполнение сложных запросов не прекращалось. Изменилась читательская аудитория. Вместо ученых и студентов в библиотеку пришли фронтовики — военные инженеры, врачи, политработники. За справочной помощью стали обращаться сотрудники учреждений и предприятий, выполнявших срочные заказы. Ответы на большинство письменных запросов посылались полевой почтой.

С осени 1941 г. до первых послевоенных лет библиографы КБО принимали участие в работе по созданию коллекции материалсв и картотеки «Ленинград в Великой Отечественной войне». После прорыва и снятия блокады увеличилось количество библиографических запросов по литературе и искусству. Возобновился подбор материалов к постановкам ленинградских театров, по восстановлению художественных и исторических зданий.

В 1945 г. было восстановлено сотрудничество в справочно-библиографической работе с другими библиотеками и научными учреждениями Ленинграда. С марта 1945 г. постоянно возобновились дежурства на отраслевых справочных пунктах. В 1946 г. вернулась довоенная система справочных пунктов : 4 отраслевых справочных пункта в научных читальных залах и справочный пункт универсального профиля в общем читальном зале.

В 1949 г. Публичная библиотека получила здание бывшего Екатерининского института, построенного в 1804-1806 г. по проекту Дж.Кваренги (Фонтанка, 36). В 1950 г. после перевода в это здание общего читального зала были открыты 4 отраслевых пункта, аналогичных по своему профилю справочным пунктам научных читальных залов. На каждом справочном пункте в зале существует свой локальный фонд справочно-библиографических пособий.

В 1950 г. в ГПБ — первой среди библиотек СССР — были организованы занятия с читателями в семинаре по изучению основ библиографических знаний.

В 1977 г. СБО переименован в Информационно-библиографический отдел (ИБО). Начало информационной работы относится к 1957 году, когда читателей, главным образом докторов наук, сотрудники СБО раз в месяц информировали о новых отечественных и зарубежных книгах, а также об очередных номерах журналов, поступивших в ГПБ, освобождая ученым время для их научной работы.

В 1986 года в состав Информационно-библиографического отдела вошла Группа использования каталогов.
В 1998 году в рамках отдела были открыты 2 Интернет-класса.
В 1999 году в составе отдела появился Центр правовой информации.
В 2001 году при поддержке Всемирного Банка открыт Информационно-сервисный центр.
В 2002 году открыт участок доступа к электронному каталогу.
2004 год — создание Виртуальной справочной службы "Спроси библиографа".

В 2007 году под руководством ВСС ИБО была создана распределенная онлайновая справочная служба КОРУНБ, в которой на данный момент участвуют 27 библиотек России.

В июле 2014 г. на сайте РНБ была открыта служба онлайн-консультирования, работающая в режиме реального времени. На вопросы пользователей отвечают библиографы Информационно-библиографического отдела.

В ноябре 2014 года была запущена Виртуальная справочная служба Группы использования каталогов – сервис «Не могу найти книгу».

В настоящее время все услуги ИБО предоставляются посетителям библиотеки на двух площадках – в Главном и Новом зданиях. Отдел активно работает с удаленными пользователями, предоставляя услуги в онлайновом режиме, а также создавая электронные библиографические пособия.