РНБ Российская национальная библиотека

Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4 (электронная версия)

 

Казанский Борис Васильевич

(12.10.1889, г. Новозыбков Черниговской губ. - 4.02.1962, Ленинград), филолог-классик, в ПБ 1913-17.

В 1908 поступил на ист.-филол. фак. Петерб. унта. По окончании учебы К. оставлен при каф. классич. филологии. Одновременно (1 сент. 1913) поступает вольнотр-ся в Отд-ние искусств ПБ. В это же время К. начинает сотрудничать с "ЖМНП", где публикует свои первые работы: рец. на пер. Секста Эмпирика, "Заметки к биографии Севера Александра", "Учение об арсисе и теснее".

1 янв. 1914 переведен в штат в кач-ве пом. секр. Б-ки. С 16 июня 1915 -мл. пом. б-ря в Отд-нии изящных искусств и технологии. Точная дата увольнения К. из ПБ не установлена, но в требовательных ведомостях на выдачу денежного содержания служащим Б-ки за июль 1917 еще значится его фам.

В мае 1917 К. уезжает в Пермь, где участвует в орг-ции Пермского отд-ния Петрогр. ун-та. В Перми К. не только служит экстраорд. проф. на каф. клас-сич. филологии, но и заведует трехмес. курсами для переподгот. учителей. Он является одним из инициаторов создания сб. О-ва ист., филос. и соц. наук при Пермском ун-те и печатает в нем ст., в к-рых предстает не только как глубокий знаток античности, но и как человек с широкими филол. интересами.

Там же в Перми К. начал всерьез интересоваться совр. театром. Он был одним из создателей студии Пермского нар. театра.

В авг. 1920 возвратился в Петроград и поступил на службу в Гос. ин-т истории искусств, совмещая в 1921-30 работу уч. секр. Ин-та с преп-нием на каф. классич. филологии ЛГУ.

В нач. 1920-х К. увлекся теорией немого кинематографа, чему немало способствовала его дружба с Ю. Н. Тыняновым. В 1927 он пишет работу "Природа кино", сыгравшую важную роль в истории отеч. киноведения. Тогда же возник его интерес к пушкинской тематике, он выступал консультантом при озвучивании фильма "Поэт и царь". Проблемы теории и истории театра и кино интересовали К. в течение всей его жизни. Ему принадлежит множество заметок и рец. в "Зап. передвижного театра" о новаторах театра, в частности, о С. Радлове ("Театрально-исследовательская студия", 1923). В 1925 выходит его работа "Метод театра" (анализ системы Н. Евреино-ва), он публикует иссл. об антич. истоках совр. театра ("Аристотель о началах трагедии", "Возникновение театра", "Общественно-исторический смысл древнегреческой трагедии"). Интерес к истокам совр. искусства проявился и в др. работах К. кон. 1920-х ("Идея исторической поэтики", "Этнология народной песни", "Обрядность эпической песни"). В эти же годы К- редактировал сб. "Поэтика" (1927) и сб. "Фельетоны" с Ю. Н. Тыняновым (1928). В 1928 вместе с Тыняновым К- становится одним из инициаторов издания сер. "Мастера совр. лит." и одновременно является ред. кн. о М. Зощенко, И. Бабеле и Б. Пильняке.

В 1934 К--один из основателей Союза писателей СССР, делегат 1-го Съезда писателей.

В 1930-е К. особенное внимание уделял пушкинской теме. К 100-летию со дня гибели поэта выходят его работы о придворных интригах, приведших к трагич. дуэли с Ж. Дантесом ("Пушкин и его время", "Гибель поэта", "О новых документах (О Дантесе)", "Иностранцы о дуэли и смерти Пушкина", "Новые материалы о дуэли и смерти Пушкина"). До конца своей жизни он работал над фундамент, тр. "Гибель Пушкина", оставшимся в рукописи.

Во время Великой Отеч. войны К. пишет рассказы о простых воинах, защищающих свою страну от фашистов ("Счетовод Протасьев", "Стеша - Опро-меть" и др.). После окончания войны продолжает иссл. в обл. классич. филологии, истории и теории театра, становится чл. "Пушкинской комиссии". Не оставлял К. и преп. деятельности: в 1955 - пр. каф. клас. филологии ЛГУ, в 1955-57 - ее зав.

Соч.: Лукиан. Сочинения. Т. 1 (М., 1915); Очерк развития идеи бессмертия в античности //Сб. О-ва ист., филос. и соц. наук при Перм. ун-те. Вып. 1. Пермь, 1918; Культура и сознание //Там же; Введение в изучение религии //Там же; Речь Ленина: Опыт ритор. анализа //ЛЕФ. 1924. № 1; Бытовые основы жертвоприношения в Древней Греции: Религия и общество (Л., 1926); Гибель Пушкина //Звезда. 1928. № 1; Приключения слов (М., 1931); Античные аспекты Тристана и Изольды //Тр. Ин-та яз. и мышления. Л., 1932; Разгаданная надпись (М., 1934); К истолкованию лидийских надписей //Изв. АН СССР. Отд-ние обществ, наук. 1935. № 3; Письмо Пушкина Геккерну //Звенья. М.; Л., 1936; Загадочный отрывок Пушкина //Там же; Разговор с англичанином //Временник Пушкинской комис. М.; Л., 1936; Письма Пушкина //Лит. критик. 1937. № 2; Западно-европейская критика о Пушкине //Там же. № 4; История азбуки //Знание - сила. 1940. № 1-2; Из-под пыли веков //Вокруг света. 1941. № 2; В мире слов (Л., 1958); Нынешнее состояние гомеровского вопроса //Классич. филология. Л., 1959; Историческое значение хеттского (иероглифического) и финикийского текстов в Кара-Тепе //Др. мир. М., 1962.
Лит.: Шкловский В. Б. За 60 лет. М., 1985; Сергеенко М. Е., Сухачев Н. Л. Профессор Б. В. Казанский (1889-1962): Из истории каф. классич. филологии //Вест. ЛГУ. Сер. 2. 1989. Вып. 4, № 23.
Некр.: Временник Пушкинской комис, 1962. М.; Л., 1963.
Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1913, № 61.
Иконогр.: Лич. арх. Н. Н. Казанского.

П. Л. Вахтина