РНБ Российская национальная библиотека

Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4 (электронная версия)

 

Кроленко Александр Александрович [Первонач. фамилия Кролик. Изменена по разреш. Врем. пр-ва 24 июля 1917]

(6.08.1889, Ромны Полтавской губ. — 7.08.1970, Ленинград), юрист, книговед, издатель, в ПБ 1926—29.

Родился в семье владельца мех. мастерской. В 1906 окончил ромненское реальное училище и по семейной традиции поступил в Петерб. Технол. ин-т. В 1907 перешел на юрид. фак. Петерб. ун-та, к-рый окончил в 1911 с дипломом 1-й степени. Его канд. работа "Идеи законодательного творчества и закономерности развития права в новейшей юриспруденции" издана отд. кн.
В 1912 К. стал пом. присяж. поверенного Петерб. окр. судебной палаты. В 1914 в нач. мировой войны призван в армию, но служил недолго; в 1915 поступил юрисконсультом в Техн. орг-цию (после 1917 — Зав.-техн. орг-ция) М-ва земледелия. Здесь работал до 1920.
В 1920—21 заведовал библ. отд. Политуправления ПВО. С этого времени его жизнь тесно связана с кн. в разл. аспектах: книгоизд., теорет., пед. В нач. 1920-х он активно занимался общими вопросами библ. дела, в частности, разработал тему "Библиотечная культурно-просветительная работа, ее сущность, задачи, методы", анкету по этой проблематике для ее использования в библ. учреждениях Петрограда.
В нач. 1920 акад. Н. А. Котляревский пригласил К. в кооператив. изд-во "Наука и искусство", где он приобрел первый опыт ред.-изд. работы. Вершиной деятельности К. в этом направлении было зав. изд-вом "Academia", созд. им 31 дек. 1921. Здесь он сумел проявить незаурядный талант организатора, понимание книги как комплексного произв. ред., художника, типографа. Изд-во специализировалось на выпуске худож., мемуар. и науч. (гуманитар. профиля) лит. К. собрал вокруг него лучших переводчиков, художников книги. Его заслугой как издателя явилась разработка плана сер. изд. В февр. 1929 изд-во было акционировано и переведено в Москву, где в 1937 слилось с Госиздатом. В моск. период существования "Academia" осн. принципы его, сформулир. и разработ. К. в Ленинграде, сохранялись.
В 1926 К. стал внештат. науч. сотр. НИИ книговедения при ПБ (с 1928 — штат.). Иссл. деятельность его в Ин-те шла в нескольких направлениях: теория и методика книговедения, экономика книгопр-ва и книгораспространения, пропаганда кн. и ее формы, вопросы кн. оформления. Привлечение К. к работе Ин-та основывалось на том, что в кач-ве зав. изд-вом "Academia" он "проявил такие большие теоретические знания в области книжного дела, благодаря которым ему удалось сделать издательство "Academia" одним из культурных учреждений по организации и выпуску изданий". Одновременно он обогатил кн. рынок хорошими образцами изд. в смысле их ред. и техн. оформления. С 1926 К. был преп. Ленингр. техникума печати. Составил курс лекций по общим вопросам книговедения.
В ин-те К. в 1929 стал пред. секции экономики и соц. роли кн. В ряде секций выступил с докл. по ключевым вопросам книговедения: "Вопросы экономики книги при учете книжной продукции" (1927), "Схемы по учету книжой продукции" (1927), "Научная разработка книжного дела на Западе" (1927), "Экономика и политика калькуляции цен на книги" (1927), "Проблемы экономики книги и их изучение" (1928), "Основные проблемы книговедения, их систематика и методы изучения" (1928) и др. Содержание этой науки он трактовал очень расширительно, вводя в него текстологию, полиграфию и др. смежные отрасли знания. Каждая тема, разрабатываемая К.-книговедом, несла осн. мысль: "Главное задание, выдвигаемое в области книгопроизводства, это предельное повышение полезного действия книг на того читателя, для которого они предназначены".
В Ин-те провел ряд эксперимент. иссл. по воздействию внешнего оформления кн., в частности, обложки, на читателя и покупателя. В комис. по кн. оформлению и иллюстрированию он выдвинул тезис о единстве и взаимодействии всех элементов кн. и их подчиненности содерж. В мае 1928 его избрали канд. в чл. Совета художников-графиков; в 1929 он был чл. жюри конкурса обложек, в мае 1933 участвовал в совещ., посв. принципам оформления и иллюстрирования изд. ЛО ГИХЛ.
К. много занимался изучением чит. спроса, библиопсихол. проблематикой. На эту тему писал тр. "Изучение читателя и покупателя" (не закончил), осн. положения к-рого были одобрены Н. А. Рубакиным. К теме библиопсихологии возвращался неоднократно, в 1954 выступал с ней в Акад. пед. наук.
Помимо выступлений в НИИ книговедения, К. читал докл. и лекции по книговедч. проблематике в др. учреждениях: Ин-те истории искусств, Театр. ин-те, где в 1954—55 прочел курс "Основы редакционно-издательского дела". В дек. 1928 в Рус. библиогр. о-ве прочитал докл. "Чем должна быть общая теория книговедения в качестве особой науки". К. разработал проект журн. "Книговедение", гл. целью к-рого считал популяризацию теорет. и практ. знаний по книговедч. проблематике.
Деятельность К. в Ин-те книговедения оценивалась очень высоко, в частности, говорилось, что "большинство докладов, прочитанных А. А. Кроленко, представляет собою законченный и самостоятельный материал <…> Все доклады представляют ценный материал для печати, который Институт Книговедения намерен постепенно опубликовать <…> А. А. Кроленко соединяет в себе счастливое сочетание богатого практического опыта, большой эрудиции в своей области и способности к самостоятельной творческой и исследовательской работе".
К. был уволен с 12 июля 1929. В нач. 1930-х был занят орг-цией ред.-изд. дела в ленингр. театрах: Акад. театре драмы им. А. С. Пушкина (1932—34), Акад. Малом оперном театре (1934—43). В 1933 подготовил к выпуску 1-й т. очерков по истории сов. театра.
В 1943—49 в связи с консервацией изд. работы в театр. учреждениях вернулся к юриспруденции и вступил в коллегию адвокатов. Однако кн. дело не оставлял до конца жизни. В 1952 вышел на пенсию и, помимо выступлений с докл. и сообщ. по разл. разделам книговедения, работал над моногр. по искусству кн. В 1950-е составил программы курсов "Печать и печатное дело в СССР", "Организация и экономика книгоиздательского дела в СССР". В 1955 в ЛО Всесоюз. науч.-инж.-техн. о-ва изд-в и полиграфии выступил с докл. "Искусство советской книги". Был чл. секции книги и графики Ленингр. Дома ученых. В 1957 прочитал здесь докл. "Радость и огорчения книголюба".
Награжден медалями "За доблестный труд в Великой Отеч. войне 1941—1945" и "За оборону Ленинграда".
Соч.: Идеи законодательного творчества и закономерности развития права в новейшей юриспруденции. СПб., 1913; Краткий конспект по энциклопедии права. СПб., 1913; Проблемы книжной витрины // Книга о книгах. Л., 1929. Вып. 2; Рец. на книгу Г. Зеглера "Manuel d'éditiones de librairie" // Там же; Научные исследования в книжной промышленности // КГ. 1930. 18 марта (вечер. вып.); К истории издания "Моей жизни в искусстве" // Театр. 1961. № 9.
Справ.: Книговедение; Книга.
Лит.: Острой О. С. Издательство "Academia" // Книга: Иссл. и материалы. 1969. Сб. 18; Мартынов И. Ф., Кукушкина Е. Д. Александр Александрович Кроленко // Там же. 1974. Вып. 28; Толстяков А. П. А. А. Кроленко: 100 лет со дня рождения // Памятные книжные даты, 1989. М., 1989.
Арх.: ОР РНБ. Ф. 1120; Ф. 316, д. 67, 100, 101, 315, 367, 386, 387, 393, 436.
Иконогр.: Книга: Иссл. и материалы. 1974. Сб. 28; Памятные книжные даты, 1989.

О. С. Острой