По Санкт-Петербургской губернии на поезде  
Города и дачные местности на открытках начала XX века 
Санкт-Петербургская губерния

Балтийская железная дорога (Балтийская линия Северо-Западных железных дорог)
Ораниенбаумская ветвь (Балтийская железная дорога)
Варшавская железная дорога (Варшавская линия Северо-Западных железных дорог)
Витебская (Московско-Виндаво-Рыбинская) железная дорога
Ириновская (Ириновско-Шлиссельбургская) узкоколейная железная дорога
Николаевская железная дорога
Приморская (Сестрорецкая приморская) железная дорога
Озерковская линия (Приморская железная дорога)
Финляндская железная дорога

В 1837 г. по территории Cанкт-Петербургской губернии была проведена первая в России Царскосельская железная дорога. К началу XX в. через губернию проходили уже 8 железных дорог. Они связывали столицу не только с прочими городами губернии, но и с многочисленными дачными местностями. Летом туда устремлялись горожане самого разного достатка, и тогда пригородное движение в обоих направлениях вырастало в несколько раз по сравнению с другими сезонами. Так, по сведениям на 1896 г., в феврале из города выбыло лишь 92 773 человека, тогда как в июне число выехавших стало втрое большим - 313 299 человек.

Развитие дачной жизни отразилось в русской почтовой открытке, которая в 1900-х - 1910-х гг. переживала время своего расцвета. Среди различных ее жанров одним из важнейших всегда была видовая открытка; и несомненно, что тысячи отдыхающих петербуржцев охотно приобретали карточки с изображениями того места, где они проводили летние дни. Дачники сообщали о своем времяпрепровождении другим дачникам, они поздравляли родных с именинами, приглашали в гости тех, кто остался в городе…

В фонде Отдела эстампов РНБ хранятся сотни открытых писем начала XX в., которые доносят до нашего времени облик многих дачных местностей в окрестностях Петербурга и городов С.-Петербургской губернии. У каждого - своя особенность, свое неповторимое "лицо": Красное Село с военным лагерем, обрывистые берега реки Оредеж в Сиверской, гатчинские дворцы и парки, неспешная жизнь уездной Луги… Часто на открытках запечатлен вокзал: являясь, как правило, примечательным архитектурным сооружением, он кроме того был важным (иногда и центральным) элементом всей дачной жизни.

Иногда видовые открытки печатали непосредственно на фотобумаге, иногда они репродуцировали оригинальный фотографический снимок. Издателями их были самые разные организации и частные лица: от известной на всю Россию Общины Св. Евгении до владельцев местных магазинов. Благодаря им столетие спустя можно с необычайной отчетливостью увидеть весь этот исчезнувший мир: паровоз дает гудок у станции, и горожане идут по аккуратным дорожкам поселков, вдыхая запах зеленой листвы и близкого озера…

А.В.Ярцева

 
 
© Российская национальная библиотека, 2004