Российская национальная библиотека
Онлайн-консультант

Благотворительные фонды: поиск внебюджетных средств для библиотек.
Справочно-методическое пособие.

Фандрайзинг в библиотеке. Методические рекомендации

Алгоритм взаимодействия библиотеки с благотворительной организацией (фондом):

  1. Анализ идеи собственного проекта;
  2. Поиск источников финансирования;
  3. Первичное обращение в фонд;
  4. Написание краткой заявки;
  5. Составление проекта;
  6. Подготовка полной заявки и её оформление;
  7. Подача заявки в фонд;
  8. Участие в конкурсе проектов;
  9. Получение ответа фонда;
  10. Перечисление денег фондом на расчётный счёт заявителя;
  11. Оценка и отчётность.

Прокомментируем названные выше 10 этапов взаимодействия библиотек

  1. Предполагает получение ответов на вопрос: что предстоит модернизировать, создать, получить в результате для нужд библиотеки.
  2. Заключается в систематическом анализе перечня фондов для выявления, какой из них поддержит данную тематику, соответствует ли его интерес намерениям проекта, кому и какие гранты фонд выдавал за последние несколько лет, средний размер выдаваемых грантов и т.д.
  3. Происходит после определения библиотекой инвестора или программы поддержки. Форма такого обращения может быть разной: личная встреча, беседа по телефону, письмо-запрос и т.д.
  4. Заявка должна содержать объяснение: почему библиотека обратилась именно в этот фонд; в чём состоит необходимость реализации проекта, и какова его суть; что предполагается получить в результате, и сколько примерно будет стоить работа; почему именно эта библиотека способна реализовать данный проект.
  5. Составление проекта - сложный креативный и ответственный этап, особенно если учесть, что фонды часто устанавливают лимит (предельный объём) текстовой части.
  6. На этом этапе следует выполнять все требования по формату, которые сформулированы в информационном пакете документов благотворительного фонда. Заявку могут отклонить уже на том основании, что нарушены правила её оформления. Правила оформления и подачи заявок у каждого фонда свои. Например, Институт "Открытое общество" имеет чётко регламентированные единые формы-приложения: информационные и по смете расходов. Описание проекта должно занимать не более пяти страниц и содержать сведения по трём разделам - постановка проблемы; деятельность по реализации проекта, методы и этапы; оценка эффективности проекта. Требуется краткая характеристика специалистов, занятых в организации и осуществлении проекта. Полный комплекс документов подаётся в двух экземплярах в одно из представительств Института.
  7. Подача заявки в фонд не требует особых навыков: можно просто отвезти заявку в офис фонда либо отослать по почте. Пересылка материалов по электронной почте, факсу не допускается.
  8. На этапе участия в конкурсе проектов следует набраться терпения и ждать извещения о результате рассмотрения заявки.
  9. Ответ фонда библиотеке может иметь вид письма с объяснением, почему проект, к сожалению, потерпел фиаско. А может быть в виде почтовой открытки, где напечатан присвоенный проекту индивидуальный номер фонда, а также проставлен штамп "Ваш проект поддержан".
  10. Перечисление денег на расчётный счёт библиотеки осуществляется фондом после того, как он получит письмо/факс с указанием банковских реквизитов библиотеки за подписью руководителя проекта и главного бухгалтера.
  11. Завершающий этап взаимоотношений с благотворителем, который предваряется непрерывным контролем над ходом выполнения проекта. Предстоит составлять письменные и устные отчёты. Заключительный (финансовый и научный) фактографический отчёт, характеризующий степень достижения целей, представляется в установленный срок по завершению проекта.
Наверх