Российская национальная библиотека
Онлайн-консультант

Ежегодный международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения-2011»
12 апреля 2011 г., г. Санкт-Петербург

12 апреля в Российской национальной библиотеки состоялось заседание международного научно-творческого симпозиума Бражниковские чтения, ежегодно проводящегося в Санкт-Петербурге в память о выдающемся исследователе древнерусского певческого искусства Максиме Викторовиче Бражникове — основателе современной научной школы русской музыкальной медиевистики.

В организации и проведении симпозиума Бражниковские чтения — 2011 приняли участие Российская национальная библиотека, Санкт-Петербургская государственная консерватория, Российская библиотечная ассоциация, Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук.

Тема Бражниковских чтений – 2011 «Церковно-певческие традиции Русского Севера». Как особый пласт певческой культуры, церковное пение Русского Севера сложилось в эпоху русского средневековья. Оно формировалось, прежде всего, в монастырях, которые были не только центрами духовной и хозяйственной жизни. Монастыри принимали на себя роль создателей и хранителей русской христианской культуры. Именно поэтому в большинстве обителей, книжному делу придавалось больше значение. В Российской национальной библиотеке хранятся книжные собрания двух крупнейших северных монастырей – Соловецкого и Кирилло-Белозерского. Здесь же находятся фонды и других, немонастырских северных книжных центров – библиотеки Новгородского Софийского собора, Санкт-Петербургской Духовной академии, старообрядческие коллекции Новгорода и Пскова и др.

Среди многочисленных рукописных книг Отдела рукописей РНБ, существенное место занимают книги певческие, создававшиеся для совершения богослужения. Результаты исследования книжных комплексов и отдельных памятников певческого искусства были представлены в докладах заседания. Основное внимание было уделено библиотеке Соловецкого монастыря, где находится самый многочисленный комплекс певческих книг. В докладах были рассмотрены состав Соловецкой «музыкальной» библиотеки и высказаны наблюдения, сложившиеся в процессе подготовки каталога рукописей (И. Ф. Безуглова); изложена история работы по первому научному «Описанию знаменных и нотных рукописей церковного пения, находящихся в Соловецкой библиотеке…», осуществлявшаяся в XIX веке выдающимся ученым С. В. Смоленским (М. П. Рахманова); на основании характерных особенностей почерков писцов представлены группы рукописных памятников XVI столетия (Ф. В. Панченко). Четыре доклада заседания были посвящены северным подвижникам, причисленным к лику святых: преподобным Зосиме и Савватию (А. Н. Кручинина), святителю Филиппу (Н. В. Рамазанова), преподобному игумену Иринарху (О. В. Панченко), преподобному Михаилу Клопскому (Ю. В. Шеронова). Завершилось заседание докладом М. С. Егоровой «Поэтика «святости и света» в последовании Введения во храм Пресвятой Богородицы», в котором поэтическая организация текстов службы Введения была рассмотрена сквозь призму поэтики музыкальной.

По традиции в Отделе рукописей РНБ была открыта выставка «Нотированные рукописи Соловецкого монастыря». Здесь были представлены певческие книги, содержащие особый «Соловецкий роспев», созданный в монастыре, показаны песнопения, записанные разными типами нотаций (знаменной, демественной, нотолинейной); продемонстрированы различные музыкально-теоретические руководства, использовавшиеся иноками. В экспозицию вошли службы соловецким святым – преподобным Зосиме и Савватию, и митрополиту Филиппу, а также, содержащиеся в соловецких рукописях, многолетия русским царям, от Ивана IV до Петра I. Открытие выставки включало не только визуальное знакомство с экспонатами. Здесь звучали древнерусские песнопения в исполнении ансамбля «Ключ разумения» (художественный руководитель – Наталия Мосягина).

А.И. Алексеев