Российская национальная библиотека

Информация как общественное достояние: обеспечение доступа в библиотеках

Законодательное обеспечение формирования общего информационного пространства СНГ
Пшенко К.А.

Уважаемые участники конференции!

Прежде всего хотел бы выразить искреннюю благодарность оргкомитету за предоставленную возможность выступить на конференции, посвященной обсуждению важнейших проблем и перспектив развития библиотечно-информационной сферы Содружества Независимых Государств.

Исторически сложившаяся общность культур Содружества Независимых Государств является для всех очевидным фактом. Потребность сохранения и развития исторически взаимосвязанных библиотечно-информационных структур государств Содружества проявляется в настоящее время как одно из важнейших направлений межгосударственных интеграционных процессов. Эти процессы призваны восстановить деформированную социокультурную среду, разорванные межбиблиотечные связи стран Содружества с учетом норм международного права, опыта глобальных информационных связей.

Необходимы правовые условия для согласованной работы библиотек в государствах - участниках СНГ, так как библиотечно-информационная сфера является одной из основных в процессе информационного обеспечения системы образования.

Учитывая это, Межпарламентская Ассамблея приняла модельный Библиотечный кодекс для государств - участников Содружества Независимых Государств, подготовленный Библиотекой Ассамблей Евразии.

Этот документ заложил основы совместимого нормативно-правового обеспечения библиотечной сферы, прежде всего, в области прав граждан на библиотечное обслуживание, целей и задач библиотек всех типов, обязанностей государства по развитию библиотечной сферы. Создан определенный прецедент права. Более подробно о совместной работе библиотеки Таврического дворца и Секретариата Совета МПА СНГ расскажет Ирина Владимировна Чигарева. Я же хочу остановиться на нерешенных проблемах формирования общего информационного пространства СНГ над решением которых в настоящее время работает МПА СНГ и другие межгосударственные органы Содружества.

Интеграция и сотрудничество библиотек Содружества тормозится рядом серьезных причин:

  • недостаточным финансированием библиотек;
  • медленным развитием взаимодействия библиотек всех уровней в библиотечно-информационном обслуживании населения, в использовании новых технологий и единых компьютерных сетей, в научной, информационно-библиографической деятельности;
  • неудовлетворительным состоянием издания и распространения литературы на различных языках народов СНГ.
  • в странах СНГ не решена проблема информационного взаимодействия формирующегося гражданского общества с органами центральной и региональной власти, не стал прозрачным процесс разработки и исполнения бюджета, особенно плохо обеспечено информацией местное самоуправление.
  • не во всех странах Содружества русский язык используется в полной мере как язык межнационального общения.
  • отсутствие должной информационной поддержки борьбы с терроризмом, широкой информации о деятельности специальных органов в этой области. Средства массовой информации России и других стран СНГ должны создавать положительный образ миротворческих сил СНГ, всех участников борьбы с терроризмом.

Налаженные информационные связи облегчают проведение политики, направленной на защиту общих интересов. В то же время свободный обмен информацией предполагает право граждан каждой страны на защиту частной жизни.

Одним из путей развития правовых основ формирования общего информационного пространства СНГ является разработка модельных законов Межпарламентской Ассамблеей СНГ и принятие на их базе национальных законодательств. В этом плане нами делается немало. Так, к началу 2004 г. было разработано и принято более 140 модельных законов, среди которых можно выделить, имеющие непосредственное отношение к обсуждаемым сегодня проблемам: "О принципах регулирования информационных отношении в государствах - участниках СНГ" (25.05.1993 г.), "О трансграничном спутниковом телевизионном радиовещании и международном спутниковом информационном обмене" (15.06.1998 г.), "О научно-технической информации" (13.06.2000 г.), "О международном информационном обмене" 26.03.2002 г.), "О персональных данных" (16.10.1999 г.), "Об электронной цифровой подписи" (19.12.2000 г.), "О телекоммуникациях" (15.11.2003 г.),. "О праве на доступ к информации" (17.04.2004 г.), а также обращение Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ "О предотвращении информационных войн" (6.12.1997 г.). Продолжается работа над созданием модельного Информационного Кодекса для стран Содружества. Целью Кодекса является правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере и обеспечение информационной безопасности всех сфер жизнедеятельности общества, а также исправление недостатков существующего законодательства в сфере информации и уточнение его положений, в том числе и соответствующих положений Конституции с целью избежания двойственного толкования и дальнейших недоразумений.

Одной из важнейших задач информационного обеспечения законотворческой деятельности МПА СНГ является создание и поддержание в актуальном состоянии централизованного фонда правовой, аналитической и справочной информации.

С 1993 года в Секретариате Совета МПА СНГ формируется и поддерживается централизованный фонд законодательных актов государств - членов Ассамблеи. Фонд активно используется при разработке модельных законов комиссиями МПА, а также национальными парламентами.

В настоящее время в метабазе хранятся данные о более чем 9000 законодательных актов (с 1990 года) государств-членов МПА. База актуализируется как за счет официальных периодических изданий -ведомостей парламентов, сборников законов и постановлений, присылаемых в Секретариат Совета СПА, периодической выборки данных о новых законодательных актах из установленных в Секретариате автоматизированных полнотекстовых баз правовой информации Республики Беларусь, Казахстана и России, а также из правовых сайтов сети Интернет.

В месте с тем нам предстоит еще большая дальнейшая работа в этой области.

Мы также считаем необходимым шире освещать деятельность МПА СНГ в печатных и электронных средствах массовой информации государств - участников СНГ, в том числе за счет расширения информационного взаимодействия с международными ассоциациями и союзами журналистов, активно использовать возможности МТРК "Мир" для организации цикла теле- и радиопередач о деятельности Ассамблеи, включая выступления лидеров парламентов по основополагающим вопросам развития Содружества.

Межпарламентская Ассамблея СНГ регулярно проводит конференции по развитию правового обеспечения общего информационного пространства стран Содружества совместно с Министерством информационных технологий и связи, Региональным Содружеством в области связи (РСС).

В рамках ежегодного Петербургского международного экономического форума активно работает "круглый стол" по проблемам развития информационного сектора России и стран СНГ, регулярно проводятся встречи Председателя Совета МПА СНГ с представителями средств массовой коммуникации.

В странах СНГ быстро расширяется число пользователей глобальной сети Internet. Здесь, на мой взгляд, приходится учитывать два аспекта данного процесса. С одной стороны, Internet стал уникальной по своим возможностям коммуникационной сферой, обеспечивающей перспективное взаимодействие подключенных к нему пользователей. Это позволило осуществить революционные прорывы в работе СМИ, в информационном обмене, технологиях библиотечного обслуживания, дистанционного обучения и т.д. С другой стороны в российском сегменте сети Internet и других стран Содружества для привлечения молодежи, выставляются сайты с откровенно порнографической продукцией, пропагандой сепаратизма и религиозного экстремизма, с помощью грубого искажения исторических фактов, клеветнических выпадов и т.д. Для стран Содружества необходимо принятие новых правовых актов по защите своих интересов в информационной сфере.

В этом году Постоянная Комиссия МПА СНГ по культуре и информации в рамках выполнения программы разработки модельных законодательных актов и рекомендаций для государств - участников Содружества Независимых Государств, инициированных Советом Федерации Российской Федерации в 2004 году подготовил проекты модельных законов "Об информации, информатизации и защите информации" и "О почтовой связи", которые будут представлены для утверждения в Комиссию по информационной политике Совета Федерации в ноябре текущего года. Это позволит укрепить и расширить правовую базу информационного обмена стран Содружества.

Вместе с тем, на наш взгляд, необходима комплексная программа развития информационного обмена стран СНГ. Ее могли бы разработать совместно со специалистами Министерства культуры, связи и информации совместно с аналогичными министерствами стран СНГ. Программа могла бы включать четыре основных раздела.

  1. Развитие совместных информационных центров СНГ, включая правовое обеспечение.
  2. Повышение роли русского языка, как средства межнационального общения, увеличение изданий учебников и литературы на русском языке для учебных заведений стран СНГ при одновременном развитии вещания и публикаций на языках народов СНГ в регионах России.
  3. Расширение возможностей влияния гражданского общества на власть с помощью Закона о доступе к информации, гарантирующего гражданам получение информации о разработке новых и исполнении действующих нормативных актов, о работе законодательной, исполнительной и судебной власти. Информационное взаимодействие власти и граждан позволит уменьшить коррупцию, повысить эффективность государственного управления. Развитие взаимовыгодного сотрудничества сторон Содружества, межгосударственная интеграция требуют повышения качества информационных процессов.
  4. Необходимо разработать единый словарь государственных терминов и понятий, используемых в информационном обмене. До сих пор различные министерства и ведомства России, не говоря уже о других странах СНГ по-разному понимают такие ключевые понятия как интеграция, зона свободной торговли, коммерческая и некоммерческая информация, коммерческая тайна и т.д. Создание единого банка данных и компьютеризация обмена информацией необходимы для получения объективной картины о положении дел в СНГ, анализа и прогнозирования процессов интеграции.

Спасибо за внимание.

Информация о конференции
Программа и тексты докладов

Наверх