МЕЖДУНАРОДНОЕ БЮРО ПРОСВЕЩЕНИЯ, МБП
— основано в 1925 в Женеве как частная организация при Институте педагогических наук им. Ж.Ж. Руссо. С 1929 первая межправительственная организация в области образования. С 1947 сотрудничает с ЮНЕСКО. СССР, БССР и УССР стали членами МБП с 1954. С 1969 МБП стало составной частью ЮНЕСКО и обслуживает все государства - члены этой организации. Бюро имеет Совет, состоящий из 24 государств, избираемых Генеральной конференцией. МБП организует (1 раз в 2 года) тематические сессии Международной конференции по образованию, проводит педагогические исследования, в частности в области сравнительного анализа систем образования, и публикует их результаты; поддерживает базы данных: IBEDoc о состоянии образования в странах - членах ЮНЕСКО; IBECent о центрах педагогической документации и исследований и тезаурус ЮНЕСКО - МБП по образованию; пополняет международную педагогическую библиотеку (подразделение МБП). Бюро возглавляет Международную сеть информации по вопросам образования ИНЕД (International Network for Educational Information - INED, с 1977, Женева), в которой участвуют информационные центры по образованию 96 стран - членов ЮНЕСКО.

Осн. публикации МБП издаются на английском и французском языках: ежеквартальный "Бюллетень Международного бюро просвещения" (c 1985; ранее выходил как "Педагогическая документация и информация", c 1927); "Международный ежегодник по образованию" (c 1933); серии "Исследования и обзоры по сравнительной педагогике" (c 1927), "Педагогические науки" (c 1982), а также различные информационные и справочные издания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 139)
Ч34(0)

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕТСКОЕ И ЮНОШЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
— Первой попыткой создания международного объединения детей и молодёжи было создание протестантскими деятелями европейских стран и США в 1855 Всемирного альянса ассоциаций молодых христиан. К концу 19 в. детское движение в форме религиозных, военно-спортивных и других детских и юношеских организаций существовало в ряде европейских стран. В 20 в. наибольшее распространение получил скаутизм (в т.ч. и в России). На рубеже 19 и 20 вв. с развитием революционного движения в мире возникли детские и юношеские организации, получившие общее название "демократические". В 20-е гг. часть из них объединилась в пионерское движение. В советской России была создана массовая Пионерская организация (1922). В эти же годы в Австрии, Великобритании, Швеции и других странах детские социалистические группы объединились в Социалистический интернационал воспитания. В европейских странах стали также популярными отряды "красных соколов", названных под влиянием "Песни о Соколе" М. Горького (с 1933 до середины 40-х гг. они не действовали, а в 1953 оформились в международное движение "Соколы", которое образовало в 70-е гг. единую организацию с Социалистическим интернационалом воспитания).

Развитию коммунистических организаций способствовала деятельность Коминтерна и Коммунистического интернационала (КИМа), но в середине 30-х гг. решением КИМа детские организации были распущены. После 2-й мировой войны пионерские и подобные им организации возникли во всех странах социалистического лагеря, а также в Австрии, Италии, Финляндии, Франции и др. В 1958 эти организации объединились в Международный комитет детских и юношеских организаций. С начала 90-х гг. после распада СССР большинство пионерских организаций прекратили деятельность (в Рос. Федерации правопреемницей Пионерской организации стал Союз пионерских организаций - Федерация детских демократических организаций), либо утратили своё значение. В начале 21 в. по-прежнему большим влиянием в мире пользуются скаутские организации. Распространены также конфессиональные организации, пацифистские (в т.ч. Международные детские летние деревни, "Фонд Саманты Смит", "Дети как миротворцы", "Дети как учителя мира"), экологические отделения партии "Зелёных" и др., многочисленные ученические, студенческие и другие образовательные организации. Наряду с ними существуют экстремистские объединения (милитаризованные, неофашистские, националистские, т.н. бритоголовые и т.п.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 139-140)

См. также Детская общественная организация,Детское движение, Молодежь, Самодеятельные объединения детей и молодежи

Ч422(0)

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
— реализация (осуществление) прямых связей и совместной деятельности с иностранными и междунарордными учреждениями и организациями в области образования в соответствии с действующим законодательством и национальными интересами страны.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 51)

См. также Болонский процесс, Глобализация образования

Ч30е(0)ж

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ЛЕТНИЕ ДЕРЕВНИ (Children's International Summer Villages)
— организация пацифистского направления. Созданы в 1951. Работа ведётся в формах летних лагерей для детей с 11 лет и семинаров для этих же воспитанников, но уже по достижении ими 17-18 лет. Члены - св. 40 стран участвуют постоянно и св. 50 стран участвуют в некоторых программах. Местопребывание - Ньюкасл (Великобритания).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 140)
Ч422(4/8)113.858.1

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
— подразделяются на межправительственные и неправительственные. В обеих группах существуют организации универсального, межрегионального и регионального характера.

Межправительственной организацией является единственная организация универсального характера - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Программы образовательного характера занимают значительное место в деятельности Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). На региональном и межрегиональном уровне работа в области образования проводится специализированными учреждениями политических и экономических межправительственных организаций. Для Европы такой организацией является Совет Европы (осн. в 1929; местопребывание - Страсбург, Франция). В его рамках действует комитет по образованию; в секретариате имеется директорат образования, культуры и спорта.

К межрегиональным учреждениям относятся Организация экономического сотрудничества развития (осн. в 1961, ведёт историю с 1948; местопребывание - Париж), Организация арабских государств по вопросам образования, науки и культуры (осн. в 1964; секретариат в Тунисе), Организация министров образования стран Юго-Восточной Азии (осн. в 1965; секретариат в Бангкоке, Таиланд) и др.

Неправительственных организаций (международных, региональных, субрегиональных) в мире насчитывается св. 2 тыс., но только менее половины из них ведут активную работу. Св. 110 организаций получили тот или иной статус при ЮНЕСКО.

Среди них в качестве примера можно назвать несколько организаций (ниже указаны даты основания и места пребывания секретариатов):
- Международная ассоциация университетов (1950, Париж);
- Международный совет по образованию взрослых (1973, Торонто);
- Международная федерация по физическому воспитанию (1923, г. Челтнем, Великобритания),
- Всемирная организация дошкольного воспитания (1948, Прага),
- Международное общество художественного воспитания (1951, г. Коршам, Великобритания),
- Международное общество музыкального образования и воспитания (1953, Лондон),
- Международный совет по педагогическому образованию (1953, Вашингтон),
- Всемирная ассоциация по педагогическим исследованиям (1953, современное название с 1977, г. Гент, Бельгия),
- Всемирный совет обществ сравнительно-педагогических исследований (1971, Париж),
- Международная ассоциация учебной и профессиональной ориентации (1951, Белфаст, Ирландия),
- Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (1967, Москва),
- Международная ассоциация лиц, работающих с неблагополучными детьми (1951, Лозанна, Швейцария),
- Европейская ассоциация по коррекционному образованию (1971, Осло) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 140)
Ч30е(0)л

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Москва, ул. Красноказарменная, 14, корпус "Ж", строение 1. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИНСТИТУТ)
— Москва, ул. Годовикова, 9, строение 25. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Москва, Ленинградский просп., 17. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
— Воронеж, ул. Плехановская, 11. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

МЕЖОВ Владимир Измайлович (1830-1894)
— библиограф. Автор более 100 библиографических работ, в т.ч. капитальных трудов "Русская историческая библиография..." за 1800-1854 (т. 1-3, СПБ, 1892-93), за 1865-1876 (т. 1-8, СПБ, 1882-90) и других, работ по краеведческой библиографии, археологии, языкознанию и др. Составил несколько книготорговых каталогов, являющихся наиболее полным библиографическим указателем середины 19 в. М. принадлежит заслуга в составлении сводных библиографических указателей литературы по педагогике и народному образованию за 1859-88, сохраняющих значение до настоящего времени.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 381)
Ч33(2)7-8

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ, МПС
— отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как гл. элементы содержания образования, так и взаимосвязи между предметами. МПС формируют конкретные знания учащихся, раскрывают гносеологические проблемы, без которых невозможно системное усвоение основ наук. МПС включают учащихся в оперирование познавательными методами, имеющими общенаучный характер (абстрагирование, моделирование, аналогия, обобщение и пр.).

Организация учебно-воспитательного процесса на основе МПС может касаться отдельных уроков (чаще обобщающих), темы, подчинённой решению межпредметной проблемы, нескольких тем различных курсов, целого цикла учебных предметов или устанавливать взаимосвязь между циклами.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 140)

См. также Интегрированные уроки,Преемственность в обучении

Ч312.115

МЕКТЕБЫ (араб. мактаб - место, где пишут)
— начальные конфессиональные школы у мусульман. Возникли в 7-8 вв. в Аравии. Распространились в странах Ближнего и Среднего Востока. В 9- 10 вв. появились в Средней Азии, Азербайджане, Поволжье и Сибири. Создавались обычно при мечетях. В М. обучались только мальчики 7-13 лет; срок обучения 5-7 лет; роль учителя выполнял мулла - выпускник медресе. В России М. рассматривались как школы типа церковно-приходских.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 140)

См. также Мусульманская культура

МЕЛАНХТОН (Melanchthon) ФИЛИПП (1497-1560)
— немецкий педагог-гуманист, деятель Реформации в Германии, сподвижник М. Лютера. Преподавал в Тюбингенском (с 1517) и Виттенбергском (1518, профессор с 1524) университетах. Разработал систему обучения, проникнутую идеями гуманизма. Для осуществления своих педагогических идей предложил латинскую школу как единый тип общеобразовательного учебного заведения для всех германских земель, где победила Реформация. Планировал также создание "высших школ" (гимназий), образцом которых стала школа в Нюрнберге (1526). Составил пособие по греческой грамматике (1518; в начале 17 в. выдержало св. 40 изданий), хрестоматию (1525), учебники по мн. предметам. Инициатор издания первого государственного школьного устава (для латинских школ Саксонии), положившего начало школьному законодательству. По проектам М. с середины 30-х гг. 16 в. было перестроено преподавание во мн. университетах Германии, открыты протестантские университеты. За многолетнюю педагогическую деятельность М. назвали "наставником Германии".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 381)

См. также Тротцендорф

Ч33(4Ф)

МЕЛИКОВ Г.
см. Зардаби

МЕЛЬНИКОВ Михаил Алексеевич (1887-1976)
— педагог, методист начальной школы, действительный член АПН РСФСР (1951). С 1906 учитель в Можарской сельской школе. С 1913 на научно-педагогической работе в Чебоксарах, Рязани, Москве; в 1936-44 в Наркомпросе РСФСР. В 1944-60 в системе АПН (директор НИИ методов обучения, вице-президент, академик-секретарь). Автор программ трёхлетнего начального обучения, книг для чтения, кинофильмов, картин по развитию речи учащихся, учебников и методических пособий по русскому языку для начальной школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 381)
Ч33(2)7-8

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович (1834-1907)
— химик, деятель образования, разносторонний учёный, член-корреспондент Петербургской АН (1876). Св. 35 лет преподавал в Петербургском университете, Технологическом институте, на Высших женских (Бестужевских) курсах и др. Открыл (1869) периодический закон химических элементов, один из осн. законов естествознания. Автор классических учебных руководств: "Органическая химия" (1861; Демидовская премия Петербургской АН) - первого русского оригинального учебника по этому курсу; "Основы химии" (ч. 1-2, 1869-71) - первого учебника, построенного на основе периодического закона. Автор фундаментальных исследований по народному просвещению, тесно связанных с потребностями развития производительных сил России.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 382)
Ч486.57г(2)

МЕНЕДЖЕР
— профессионал, задачей которого является организация конкретной работы в рамках определенного числа работников, функционально подчиненных ему.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)
Ч489.36

МЕНЕДЖМЕНТ в образовании, МЕНЕДЖМЕНТ педагогический
— "менеджмент" имеет перевод "управление", "заведование", то есть в прямом смысле слова ничем от "управления" не отличается. Понятие М. по отношению к понятию "управление", следует рассматривать как часть по отношению к целому. Термин изначально приложим к сфере управления бизнесом. Синонимы термина: управление, руководство. М. - способ, манера общения с людьми; искусство управления; особого рода умелость и административные навыки. Это управление образовательным процессом, федеральными, региональными, муниципальными органами образования, а также внутришкольное управление.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 322-326)

— комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 79)

См. также Внутришкольное управление, Руководство школой, Управление образованием, Управление школой

Ч34к

МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
см. Менеджмент в образовании

МЕНТАЛИТЕТ, ментальность (от позднелат. mentalis - умственный)
— образ мыслей, совокупность умственных навыков, духовных установок и культурных традиций, присущих отдельному человеку или человеческой общности. Термин "М." ввёл в научный оборот американский философ Р. Эммерсон (1856). М. - это специфический тип мышления. М. отражает уровень индивидуального и коллективного сознания. М. рождается в подсознании, но постепенно впитывает в себя то общее, что складывается из природных данных и социально обусловленных элементов и в конечном итоге выражается в представлении о жизни и окружающем мире. В отличие от быстро изменяющихся идеологических установок и общественных взглядов, М. носит более постоянный характер, поскольку отражает устойчивые привычки, нравы и формы поведения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 140)

См. также Ментальность

МЕНТАЛЬНОСТЬ
— универсальная форма организации знаний человека, определяющая возможности познания и управления поведением. Знания, представленные ментальным опытом, являются средством, которое мобилизуется в ответ на новую информацию с целью овладения ею, исходит из адаптивных механизмов познания и жизнедеятельности.
(Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. С. 200)

См. также Менталитет

МЕНЧИНСКАЯ Наталия Александровна (1905-1984)
— психолог, член-корреспондент АПН СССР (1968), д-р педагогических наук (1952), профессор. С 1932 в Институте психологии; в 1937-81 зав. лабораторией психологии учения и умственного развития школьника; в 1955-65 заместитель директора. М. выявлены осн. закономерности процесса усвоения знаний, исследованы и психологически обоснованы эффективные приёмы работы над учебным материалом.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 382)
Ч33(2)7-8

МЕРКУРЬЕВ Станислав Петрович (1945-1993)
— специалист в области математической и вычислительной физики, декан физического факультета ЛГУ с 1980 года, ректор СПбГУ с 1985 года, д. член РАН с 1987 года.
(Станислав Петрович Меркурьев: К 60-летию со дня рождения. - СПб., 2005. С. 3-5)
Ч481.411
Ч484(2)711.9-СПб

МЕСРОП МАШТОЦ (362-440)
— армянский просветитель, создатель армянской письменности, основоположник национальной школы и педагогической мысли. В 394 принял духовный сан. В 405-406 создал алфавит, полностью отразивший звуковой состав армянской речи. Перевёл (совместно с другими) Библию на родной язык. Основал национальные школы во всех областях Древней Армении. Написал первый учебник армянского языка и разработал методику преподавания. Положил начало армянской профессиональной поэзии и музыке.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 382)
Ч33(2Ар)

МЕТОД (от греч. methodos - путь исследования или познания)
— совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 79)
Ч312.5

МЕТОД ПРОЕКТОВ
— система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. М.п. возник во 2-й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесён в общеобразовательную школу. В основе М.п. - концепция прагматистской педагогики, провозгласившей "обучение посредством делания" (Д. Дьюи). Подробное освещение М.п. получил в работах У.Х. Килпатрика, Э. Коллингса (США).

В 20-х гг. М.п. стал частично применяться в практике отечественных школ - сначала опытных, затем и в некоторых массовых. Сторонники М.п. (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина и др.) провозгласили его единственным средством преобразования школы учёбы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. Были разработаны (1929-30) комплексно-проектные программы, в которых учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний под руководством учителя подменялось работой по выполнению заданий-проектов, в т.ч. таких, как "Поможем ликвидировать неграмотность" и пр. Универсализация М.п. была осуждена в Постановлении ЦК ВКП(б) "О начальной и средней школе" (1931) и в дальнейшем в практике отечественной школы М.п. не применялся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 140-141)
Ч421.269.9

МЕТОД РЕЙТИНГА
— определение оценки деятельности к.-л. личности или события. В последние годы начинает использоваться как метод контроля и оценки в учебно-воспитательном процессе.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 79)
Ч312.8

МЕТОД ЦЕЛЫХ СЛОВ
— способ обучения грамоте; возник в начале 20 в. в США и связан с особенностями английского языка (в котором до 80% односложных слов, существительные не склоняются и т.д.). Метод требует зрительного запоминания большого количества слов и их графического изображения без расчленения на звуки и буквы. В России этот способ применялся в 1918-31 при комплексной системе обучения. В чистом виде в русских школах не использовался, хотя и был выпущен ряд букварей, построенных по этому методу.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 141)
Ч426.11-25

МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
— прикладная отрасль теории воспитания, которая изучает направления и принципы, формы и методы организации воспитательной работы.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

См. также Воспитательная работа

Ч313

МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
— частная дидактика, теория обучения определённому учебному предмету. На основе изучения разных форм взаимодействия преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету М.у.п. разрабатывает и предлагает преподавателю определённые системы обучающих воздействий. Эти системы воплощаются в содержании образования, раскрываемом в программах и учебниках; реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения. М.у.п. тесно связана с дидактикой и опирается на её общие положения. Основываясь на принципах воспитания, методика раскрывает цели обучения предмету, его значение для развития личности школьника.
Для разработки эффективной системы педагогического воздействия М.у.п. опирается на данные педагогической психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логики, кибернетики (особенно при разработке элементов программированного обучения). При обосновании системы школьного курса используются знания по логике и истории науки, науковедению.
Реформы отечественной системы образования в конце 80-х гг. поставили перед М.у.п. такие проблемы, как изменение её "рецептурного", описательного характера, повышение роли эксперимента, выявление путей формирования самостоятельности и творческой активности учащихся в учебной деятельности, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Актуальной проблемой М.у.п. является устранение перегрузки учащихся. Развитие новых технологий обучения, осуществление компьютеризации обучения обусловливают необходимость исследований, направленных на разработку учебных программ с применением ЭВМ, языков программирования, определением места компьютера в каждом учебном предмете и роли учителя, выявление соотношения компьютерного и других видов обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 141)
Ч426

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА в образовательных учреждениях Рос. Федерации
— часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели М.р.:
- освоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся;
- повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; - обмен опытом.
М.р. осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов. Осн. направления, содержание и формы М.р. определяет педагогический совет учебно-образовательного учреждения. Координационный центр и рабочий орган педагогического совета - методический совет.

В городских и крупных сельских школах создаются методические объединения (комиссии) по предметам и циклам предметов, по виду воспитательной работы. Такие объединения могут быть общешкольными или - в необходимых случаях - дифференцированными по ступеням обучения. В рамках объединений организуются семинары, конференции, педагогические чтения и т.п. Одна из осн. форм М.р. - посещение открытых уроков и внеклассных занятий с последующим педагогическим анализом и обсуждением.

Учителя малокомплектных школ работают, как правило, в межшкольных методических объединениях, создаваемых органами образования на базе опорных школ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 141)

См. также Экспериментальные школы

Ч421.46

МЕТОДОЛОГИЯ
  1. система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности;
  2. учение о научном методе познания;
  3. совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416-417)

— учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
(Психолого-педагогический словарь-спавочник. Сост. Лобейко Ю.А., Борозинец Н.М. - М., Ставрополь, 2004. С. 181)
Ч30в

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ
— система знаний о методах педагогических исследований.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 95)

— учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 417)

— это учение о педагогическом знании и о процессе его обретения, т.е. учение о познании.
(Перченок Р.Л. Основы педагогики. - М., 2003. С. 13)
Ч30в

МЕТОД ПРОЕКТОВ
— форма организации обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, разработанных совместно с учителем и учащимися в процессе обучения, с учетом окружающей реальности и интересов детей.
(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 80)
Ч312.5

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
— совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. М.в. в теории и практике воспитания всегда являлись дискуссионной проблемой. Для обозначения одних и тех же явлений часто как синонимы используются термины: методы, принципы, приёмы, средства и пр. Практически в каждом обществе, образовательном учреждении, у каждого педагога складывается своё представление о М.в. Например, в системах авторитарного воспитания предпочтение отдаётся методам внушения, приказания, требования, наказания и пр.; демократическому стилю воспитания более свойственны убеждение, приучение, поощрение, личный пример и др. Трудность классификации М.в. объясняется тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателя и воспитанника). В педагогической практике и теории наиболее традиционными М.в. принято считать методы убеждения, приучения, поощрения, воспитания на личном примере, наказания и пр.

В России после 1917 предпринимались попытки к разработке новых подходов к М.в. (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко). В процессе дискуссии 60- 70-х гг. 20 в. выявились значительные разногласия по проблеме содержательных характеристик М.в. Так, в классификации Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова и Ф.Ф. Королёва акцентировалось внимание на методах убеждения, упражнения, поощрения и наказания. Т.А. Ильина и И.Т. Огородников выделяли методы убеждения, организации деятельности учащихся, стимулирования их поведения. В учебном пособии "Педагогика школы" под ред. Г.И. Щукиной (1977) рассматривались методы разностороннего воздействия на чувства, волю и сознание учащихся, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, выполнявшие функции регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Т.Е. Конникова выделяла методы формирования нравственного опыта в поведении и деятельности, формирования нравственного сознания, поощрения и наказания, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачёв и Л.Ю. Гордин - организации детского коллектива, убеждения и стимулирования.

В практике педагог может и не задумываться, каким конкретным методом он пользуется, однако в сложной ситуации он испытывает потребность в овладении системой М.в., которая поможет решить данную задачу. Применение отдельного М.в. часто зависит от случайных факторов (состояние ребёнка, внешние обстоятельства и пр.) и сложно поддаётся планированию. Выбор же системы М.в. определяется закономерными факторами (уровнем зрелости коллектива, возрастными особенностями, степенью развития воспитанников и др.) и представляет собой качественные изменения осн. параметров воспитательного процесса.

При выборе системы М.в. необходимо учитывать, что воспитательный процесс всегда протекает как взаимодействие между воспитателем и воспитанником, которое осуществляется в рамках воспитательной системы.
С учётом этого можно выделить три группы М.в.:

методы изменения деятельности и общения воспитанников (введение новых видов деятельности и общения, усложнение их содержания и совершенствование их форм);

методы изменения отношений в коллективе (демонстрация новых отношений, более притягательных для детей по сравнению с прежними, - стиля жизни, социально-психологического климата, "поля" коллектива и пр.);

методы изменения компонентов воспитательной системы (определение новых педагогических целей, коллективных целей, представлений коллектива о себе самом, о своём месте в окружающем мире, о перспективах развития и пр.).

Все три группы помогают создавать наилучшие условия для развития личности каждого воспитанника.

(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 141-142)

— совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 417)

См. также Прием воспитания

Ч313.2

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ в педагогике
— приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система М.и. определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования.

М.и. в педагогике подразделяются на:

- общенаучные, собственно педагогические и методы других наук; - констатирующие и преобразующие;
- эмпирические и теоретические;
- качественные и количественные;
- частные и общие;
- содержательные и формальные;
- методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;
- методы описания, объяснения и прогноза;
- специальные методы;
- методы обработки результатов исследования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 141)
Ч486.63-268

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
— способы, с помощбю которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 417)

См. также Аттестация педагогических и руководящих кадров,Контроль

Ч312.8
Ч34к

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
— система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Понятие "метод обучения" отечественные педагоги трактовали по-разному. Одни понимали его как "способ передачи другим познаний" (Д.И. Тихомиров) или относили к нему "вообще все способы, приёмы и действия учителя" (К.В. Ельницкий). Другие рассматривали метод обучения как "совокупность координированных приёмов преподавания" (С.А. Ананьев) и т.д.

М.о. - категория историческая, они изменяются с изменением целей и содержания образования. Американский педагог К. Керр выделяет четыре "революции" в области М.о. в зависимости от преобладающего средства обучения (1972). Первая состояла в том, что учителя - родители, служившие образцом, уступили место профессиональным учителям; сущность второй - замена устного слова письменным; третья ввела в обучение печатное слово; четвёртая, происходящая в настоящее время, предполагает частичную автоматизацию и компьютеризацию обучения.

Эмпирический подход к проблеме М.о. привёл к большому разнобою в номенклатуре методов у разных авторов без научного обоснования числа, системности, необходимости, достаточности, принципов классификации и границ применения М.о. Исследования педагогов и психологов показали, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трёх уровнях: осознанного восприятия и запоминания; применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации; творческого применения. М.о. призваны обеспечить все уровни усвоения. В настоящее время М.о. в практике многих учителей обеспечивают усвоение знаний и способов деятельности гл.о. на первых двух уровнях. Одной из причин недостаточного внедрения М.о., обеспечивающих творческое применение знаний, является слабая разработанность теоретической концепции М.о., которой свойственны описательность, эмпиризм. В 70-80-е гг. осуществлены попытки многоаспектного и комплексного подходов к изучению М.о. (А.Н. Алексюк, Ю.К. Бабанский, И.Д. Зверев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 141)

— способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 417)

— упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются способности к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний (например, рассказ, объяснение, лекция, иллюстрация и демонстрация, упражнение и др.).
(Соломахо П.Э. Общая и профессиональная педагогика. - М., 2002. С. 16)
Ч312.5

МЕТОДЫ ТАГУТИ
см. Тагути методы

МЕХТИ-ЗАДЕ Мехти Мамед оглы (1903-1984)
— азербайджанский педагог, организатор народного образования, действительный член АПН СССР (1967). В 1952-54 и 1960-80 министр просвещения Азербайджанской ССР. Осн. работы по общей педагогике, истории школы в Азербайджане.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 382)
Ч33(2А)

МЕЧ Сергей Павлович (1848-1936)
— географ-методист, педагог, писатель. Св. 30 лет преподавал в учебных заведениях Москвы, читал публичные лекции по географии. Систему преподавания строил на подходе к географии как "живой науке о Земле"; в методике обучения главным считал творческое развитие учащихся. Труды и учебники по географии, в т.ч. книга "Россия. Учебник отечественной географии" (1887; к 1917 выдержал 30 переизданий) и хрестоматия (1888; к 1923 -15 переизданий). Его уроки, лекции и учебные книги отличались популярным изложением сложных научных материалов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 382)
Ч426.43г(2)

МЕЩЕРЯКОВ Александр Иванович (1923-1974)
— дефектолог, д-р психологических наук (1971). Сотрудник НИИ дефектологии АПН СССР (с 1952, с 1961 зав. лабораторией). Один из организаторов специального учебно-воспитательного учреждения - Детского дома для слепоглухонемых (1963). Разрабатывал систему обучения и воспитания слепоглухонемых детей. Доказал возможность компенсации сложного дефекта путём развития высших психических функций на основе единственного сохранного (осязательного) анализатора. Гос. премия СССР (совместно с И.А. Соколянским, 1980).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 382)
Ч430.3

МЁЙМАН (Meumann) ЭРНСТ (1862-1915)
— немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. С 1897 профессор философии и психологии в Цюрихе, Кёнигсберге, Мюнстере, Галле, Лейпциге, Гамбурге, один из основателей журналов: "Архив общей психологии" (1903) и "Журнала экспериментальной педагогики" (1905). Считал, что экспериментальная педагогика придаст общей педагогике эмпирическое основание, а эмпирическому изучению подлежат объект воспитания (ребёнок, подросток, юноша), общие закономерности и индивидуальные особенности развития ребёнка, способы организации работы в школе и др. Труды по экспериментальной педагогике.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 381)
Ч33(4Ф)

МИД (Mead) МАРГАРЕТ (1901-1978)
— американский этнограф и социолог, основатель этнографии детства как самостоятельной научной дисциплины. Сотрудник, затем куратор (1964-69) отдела этнологии Американского музея естественной истории. Профессор антропологии Колумбийского университета (с 1954) и университета Фордем (1968-70). Автор монографий и статей по этнографии, а также по социальной, возрастной и дифференциальной психологии, теории воспитания, социологии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 382)
Ч33(7США)

МИЖУЕВ Павел Григорьевич (1861-1932)
— педагог, публицист. Преподавал в 6-й петербургской гимназии и различных вузах С.-Петербурга. В 1902-24 библиотекарь Петербургского технологического института. Историк педагогики, автор трудов по истории западноевропейской и американской школы конца 19 - начала 20 вв., вёл хронику по вопросам просвещения за рубежом в педагогических журналах. Автор биографий выдающихся людей (в т.ч. Я.А. Коменского, 1896) в серии "Нашему юношеству о хороших людях", популярных книг по экономике, истории, государственному праву и др. Составил учебники по французскому языку и англо-русский словарь (1928).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 382)
Ч33(2)52

МИКЕЛЬСОН, Микельсонс (Mikelsons) Робертс (1889-1973)
— латвийский педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1957). В 1947-56 заместитель министра просвещения Латвийской ССР. Директор НИИ школ Министерства просвещения Латвийской ССР (1956-68). Один из организаторов подготовки педагогических кадров, один из инициаторов историко-педагогических исследований в республике.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 382)
Ч33(4Лат)

"Микрополь"
— ТОО, Москва. Детская литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

МИЛЛЕР Фёдор Богданович (1818-1881)
— переводчик, поэт. Стихи для детей, в т.ч. хрестоматийное "Раз-два- три-четыре-пять, Вышел зайчик погулять" (1851).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 382)
Ч493

МИЛЛЬ (Mill) ДЖОН СТЮАРТ (1806-1873)
— английский философ-позитивист, экономист и общественный деятель. Осн. педагогические взгляды М. изложены в его речи (1867) при вступлении на пост ректора университета в Сент-Андрусе (Шотландия), в которой он отстаивал принцип сочетания естественно-научного и гуманитарного образования. Сам М. явился объектом педагогического эксперимента, проведённого его отцом, философом Джеймсом Миллем, который стремился дать сыну с 3 до 14 лет разностороннее гуманитарное и естественно-научное образование, воспитав в нём чёткость, последовательность, самостоятельность мышления. Результатом эксперимента было чрезвычайно раннее интеллектуальное развитие М., едва не приведшее его на грань психического расстройства.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 382)
Ч33(4Вл)

МИЛН (Milne) АЛЕН АЛЕКСАНДЕР (1882-1956)
— английский писатель. Книги для детей "Винни-Пух" (1926), "По соседству с Пухом" (1928) - русский пересказ Б. Заходера под названием "Винни-Пух и все-все-все" (1960); стихи, пьесы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 382)
Ч426.21,6(2)33-англ.

МИЛОСЕРДИЕ
— сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность М. - равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие. С древности в различных культурных традициях М. осмысляется как важное, если не фундаментальное условие человеческого общежития, существенное нравственное требование. В конфуцианстве человеколюбие - жень - считалось основой добродетели, а заботу о людях (шу) Кун-цзы (Конфуций) называл одним из основных жизненных принципов. Деятельное сострадание отстаивал в своих законах индийский царь Ашока. В христианстве М. приобретает этически особое значение как одна из трёх - наряду с верой и надеждой - богословских добродетелей. М. - инициативное чувство и активное действие. В М. человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения, М. составляет долг человека: в М. человек призван осуществить нравственный идеал. На это указывает заповедь любви. Однако М. - не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования. В М. человек ограничивает себя, жертвует собой ради другого. М. предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, а в последовательном своем выражении - деятельное участие в жизни другого.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 142)

См. также Аскетизм, Заповедь любви, Совершенство

МИЛЬТОН, Милтон (Milton) ДЖОН (1608-1674)
— английский поэт и мыслитель, публицист, политический деятель. В 1644 по просьбе С. Хартлиба, главы кружка последователей Я.А. Коменского, опубликовал трактат "Об образовании", где излагал принципы воспитания и образования будущих правителей государства. Идея трактата - возрождение некоторых образовательных принципов Платоновской академии. Писал о необходимости широкого образования народа и соединении в обучении теории с практикой. Составил учебник латинской грамматики. Существующие университеты предлагал заменить более демократичными колледжами. После Реставрации (1660) это предложение было реализовано в т.н. академиях диссентеров - колледжах университетского типа для религиозных нонконформистов, которым был закрыт доступ в Оксфорд и Кембридж.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 382)
Ч33(4Вл)

МИЛЮКОВ Павел Николаевич (1859-1943)
— русский историк и политический деятель конца 19 - начала 20 вв., лидер русского либерализма, ученик В.О. Ключевского. В области образования выступал за автономию университетов, за независимое от государства распространение высшего школьного образования в провинции. Занимался преподавательской и исследовательской деятельностью.
(Томас М. Бон Русская историческая наука /1880 г. - 1905 г./ Павел Николаевич Милюков и Московская школа. - СПб., 2005. С. 7, 9)

См. также Московская школа

Ч489.2
Ч33(2)52
Т

МИМИКА (от греч. mimikos - подражательный)
— выразительное движение мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. Нередко М. учителя действует на учащихся гораздо сильнее, чем слова. Дети "читают" лицо учителя, угадывая его настроение, отношение, поэтому педагог должен уметь показывать только то, что относится к делу.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 86)

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (МНП)
— центральное государственное учреждение в России (1802-1917), созданное с целью "воспитания юношества и распространения наук". Ведало учебными заведениями (кроме военных, духовных и других ведомственных), учёными обществами, Академией наук и (до 1863) цензурой. Одной из важнейших задач МНП считалось учреждение университетов. До 1810 подчинялось непосредственно императору под общим надзором Сената. С 1810 все вопросы управления народным образованием предварительно вносились на рассмотрение Государственного совета, а с 1812 и Комитета министров. Руководящим органом МНП при его возникновении было Главное правление училищ, являвшееся Советом министров. В 1817 при нём был учреждён Учёный комитет (в 1831 упразднён; в 1856 вновь восстановлен). Исполнительным органом МНП являлся Департамент народного просвещения, образованный в 1803. После 1815 МНП преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения (1817), в котором объединялось управление церквами всех вероисповеданий, научными учреждениями и учебными заведениями. В 1824 вопросы православия были переданы в ведение Синода. В 1918 МНП прекратило своё существование.

Периодическим органом МНП был "Журнал Министерства народного просвещения" (1834-1917).

Министры:

1802-10 - П.В. Завадовский,
1810- 1816 - А.К. Разумовский,
1816-24 - А.Н. Голицын,
1824-28 - А.С. Шишков,
1828-33 - К.А. Ливен,
1833-49 - С.С. Уваров,
1850-53 - П.А. Ширинский-Шихматов,
1853-58 - А.С. Норов,
1858-61 - Е.П. Ковалевский,
июнь - декабрь 1861 - Е.В. Путятин,
декабрь 1861-66 - А.В. Головнин,
1866-80 - Д.А. Толстой,
1880-81 - А.А. Сабуров,
1881-82 - А.П. Николаи,
1882-97 - И.Д. Делянов,
1897- 1898 - временный управляющий Н.М. Аничков,
1898-1901 - Н.П. Боголепов,
1901-02 - П.С. Ванновский,
1902-04 - Г.Э. Зенгер,
1904-05 - В.Г. Глазов, 1905-06 - И.И. Толстой,
1906-08 - П.М. Кауфман,
1908-10 - А.Н. Шварц,
1910-14 - Л.А. Кассо,
1914-15 - Д.Д. Кузьмин-Караваев (и.о.),
1915-16 - П.Н. Игнатьев,
1916 - февраль 1917 - управляющий Н.К. Кульчицкий,
март - июль 1917 - А.А. Мануйлов,
июль - август 1917 - С.Ф. Ольденбург,
сентябрь - октябрь 1917 - С.С. Салазкин.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 142)
Ч34(28)к211

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации
— федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в области образования и осуществляющий управление в области образования (см.Управление образованием), научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующий деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Министерство образования РФ взаимодействует с другими органами исполнительной власти, а также РАН, РАО, другими научными и общественными организациями. Осн. задачи министерства образования РФ: осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования и удовлетворение потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда; разработка системы управления и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в образовательных учреждениях; реализация кадровой политики и научной деятельности в области образования; разработка и утверждение федеральных требований к содержанию образования; создание системы оценки деятельности образовательных учреждений; совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования; осуществление информатизации; обеспечение нормативно-правового регулирования отношений в области образования, научной деятельности и аттестации научных и научно- педагогических кадров высшей квалификации; организация и развитие международного сотрудничества; организация государственной аттестации научных работников и специалистов научных организаций и научных подразделений высших учебных заведений.

Осн. функции Министерства образования РФ: министерство разрабатывает и реализует федеральные целевые программы в области образования (см.Образовательные программы); обеспечивает контроль за реализацией законодательства Российской Федерации в области образования; осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности органов управления образованием субъектов РФ; выступает учредителем в отношении находящихся в его ведении образовательных учреждений и организаций; разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях; определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях; координирует деятельность государственных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам определения объёмов и структуры подготовки специалистов, а также определяет порядок организации их подготовки по профессиональным образовательным программам; ежегодно устанавливает для находящихся в ведении министерства образовательных учреждений контрольные цифры и порядок приёма всех категорий обучающихся и студентов; устанавливает порядок приёма граждан в государственные учреждения профессионального образования и перевода учащихся из одного учебного заведения в другое; определяет перечень учебной и учебно-методической литературы и разрабатывает программы выпуска этой литературы; организует с участием других заинтересованных лиц работу с детьми и подростками с девиантным поведением и отклонениями в физическом и умственном развитии для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации; оказывает методическую помощь органам опеки и попечительства, ведёт централизованный учёт детей, оставшихся без попечения родителей; организует разработку государственных образовательных стандартов (см. Стандарты образовательные) и утверждает их федеральные компоненты, устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке образовательных программ, учебных планов и курсов и осуществляет государственный контроль совместно с другими органами управления за качеством образования; разрабатывает и утверждает положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений РФ, о золотой и серебряной медалях, об экстернате, осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений, разрабатывает и утверждает формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации; организует федеральную систему подготовки и переподготовки педагогических кадров; устанавливает порядок аттестации педагогических и руководящих кадров; открывает в государственных высших учебных заведениях и научных организациях аспирантуру и докторантуру; присваивает ученые звания профессора, доцента научно- педагогическим работникам образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования и учёное звание профессора научным работникам научных учреждений и организаций.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 142-143)

См. также Образовательные программы, Стандарты образовательные,Управление образованием

Ч34(2Р)к211

МИНСКИН Ефим Маркович (1906-1986)
— педагог, организатор и пропагандист внешкольного воспитания. В 1929 создал на Украине Станцию детских развлечений и стал её директором. Впоследствии станция была реорганизована в Дом художественного воспитания детей, а в 1935 на его базе открыта первая в СССР детская игротека (с 1941 центральная детская игротека Наркомпроса УССР). В 1946 создал игротеку при московском городском Доме пионеров и в течение 20 лет руководил ею. Организовал прокатный фонд детских игр, игротеки-передвижки и т.д. По его инициативе при московском Дворце пионеров и школьников была создана детская фабрика игр.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 382)
Ч33(2)7-8

"Мир детства"
— издательская фирма, ООО, Москва. Детская, оздоровительная, развивающая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

МИРИЕВСКИЙ Ф.И.
см. Янкович де Мириево

"Мир ребёнка"
— издательство, ЗАО, С.-Петербург. Детская (художественная) литература, серийные издания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

МИРЗА ШАФИ
см. Вазех

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
— целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

В основе М. лежит миропонимание, т.е. совокупность определённых знаний о мире. На основе таких знаний и представлений возникли, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности.

В М. входит также и мировосприятие, которое выражено в определённых идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии.

М. всегда насыщено чувственными отношениями. Это может быть ощущение гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворённость или неудовлетворённость реальностью. Важнейшей оценкой М. является степень его истинности. Но М. можно оценивать и с точки зрения его систематичности, широты охвата социальной практики, глубины и всесторонности осмысления жизни, а также с точки зрения эффективности решения проблем конкретного человека. При этом могут возникнуть противоречия между различными ценностными характеристиками М. Пессимистическое М. может на конкретном этапе развития общества наиболее глубоко отражать состояние современной культуры и т.о. стать стимулом к более глубокому отображению недостатков реальности, сконцентрировать усилия на их преодолении. Такого рода М. способствовало выходу общества из кризиса и тем самым стимулировало его развитие. С другой стороны, оптимистическое М. может быть слабо обоснованным, не раскрывающим реальных проблем, а потому дезориентирующим. М. всегда связано с переживаемыми обществом стадиями его развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.

В М. могут проявляться как догматизм, так и скептицизм. И, как всегда в жизни, существует наиболее адекватно отображающая суть дела позиция разумного критицизма. Догматик абсолютно уверен в правильности всех положений, лежащих в основе его М., и не способен учесть к.-л. критику извне. Скептик, в отличие от догматика, напротив, во всем сомневается, и эти сомнения блокируют возможности реально опереться на к.-л. прочные мировоззренческие установки. М. скептика постоянно меняется, он не в состоянии иметь достаточно целостное М. Наиболее правильная позиция - выработать целостное М., ориентируясь на исторически сложившиеся традиции, и ассимилировать в нём всё разумное, что имеется в других мировоззренческих ориентациях. Ни одна мировоззренческая позиция не могла оставаться неизменной под давлением реальной истории. И наиболее глубокие из них потому и выжили, что смогли ассимилировать в себе всё ценное, всё мировоззренчески значимое, что давала история мировой культуры.

М. не всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его "Я", определяют жизненные позиции, его совесть.

М. отдельной личности, социальной группы, определённого общества или эпохи хотя и оказываются взаимосвязанными, существенно отличаются друг от друга как по особенностям процесса их формирования, так и по своему содержанию.

М. может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта или в результате взаимодействия различных мировоззренческих установок, либо осознанно, посредством теоретической разработки фундаментальных идей, иде- алов, принципов.

М. человека нередко базируется на его непосредственном жизненном опыте. На разных этапах развития культуры возможности получения информации, конечно, различны, но существует обыденная жизнь, обыденное сознание, в рамках которого может формироваться М. Такое М. всегда характеризуется недостаточной систематичностью, эклектичностью. Оно содержит в себе фрагменты разрозненных, недостаточно обоснованных знаний, элементы философии и мифологии. М. такого рода существует в обществе как многовариантное, оно сильно зависит от изменений, происходящих в общественном сознании, от слухов, расхожих мнений, от уровня культуры субъекта, его социального положения. Оно может быть как религиозным, так и безрелигиозным. Его содержание существенно меняется в зависимости от условий жизни человека.

В обществе издавна существовало и сознательное стремление выработать целостное и обоснованное М., в рамках которого была бы осмыслена вся история человечества, его познавательная и преобразовательная деятельность, его культура и нравственные ориентиры. Сознательное стремление выработать такого рода М. проявляют различные социальные группы людей, политические партии, которые видят в нём основу не только духовного единения, но и программ конкретных действий по преобразованию общества.

В любом обществе есть много разнообразных доктрин, которые по-разному осмысливают современную культуру, всю историю человечества и его будущее. Каждый человек свободен в выборе своего М., однако он не может быть свободным от общественных отношений. В демократическом обществе вопрос о М. каждого человека является его личным делом без к.-л. ограничений.

В М. человека всегда проявляются черты соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представления о реальности.

На протяжении мн. тысячелетий в духовной жизни первобытного общества господствовало мифологическое М. Неразвитость языка, отсутствие возможностей выразить абстрактные понятия, неумение древними людьми различать связи части и целого, а также причинно-следственные и пространственно-временные связи и другие - всё это приводило к тому, что М. того времени было слабо систематизировано, включало в себя значительную долю образных и эмоциональных компонентов. В мифе закреплялись все нормы поведения и т.д. Индивидуальный опыт был не в состоянии повлиять на миф. Традиционность мифологического М. имела жизненно важное значение для первобытного общества.

По мере распада мифологической культуры мировоззренческие аспекты духовной жизни общества стали концентрироваться в возникающей в это время особой форме общественного сознания - философии.

В истории европейской культуры стремление к рационально обоснованному М. выявилось наиболее чётко в Древней Греции. Здесь родилась философия как вид теоретического, доказательного и систематизированного размышления над мировоззренческими проблемами. Философия античного мира сразу стала плюралистической.

М. средневековой Европы сложилось в результате синтеза христианства и античной культуры. Его формирование сопровождалось интенсивным взаимодействием многочисленных религиозных верований. М. этой эпохи обладало определённой целостностью. Важнейшие противоречия средневековой культуры, выраженные в противостоянии вечного и временного, священного и греховного, небесного и земного, жизни и смерти, души и тела и т.д. получали своё разрешение в обращении к Богу. Магическое единство человека и природы, символическое значение всего происходившего в мире, вера в чудеса и знамения определяли не только миропонимание, но и мироощущение людей.

Идеологи Просвещения считали средние века временем, потерянным для развития человечества. Они видели в этом времени только проявление невежества, фанатизма и тирании. Человек сам творит свою судьбу. Человечество закономерно совершенствуется, развивая промышленность, культуру, науку, технику. Знания - та сила, которая даёт возможность использовать природные богатства, увеличивая не только физическую силу человека, но и его интеллектуальные способности. Эти общие черты эпохи Просвещения определили новый стиль мышления.

Современные представления о мире сложились, по сути дела, целиком на основании достижений науки 20 в.: теории относительности, квантовой механики, космологии, биологии, синергетики и др. Однако на фоне колоссальных изменений 20-е столетие оказалось веком эскалации насилия, ознаменовалось огромным количеством социальных конфликтов, противостоянием народов. Широкое применение науки и техники показало, что они способны обернуться против человека.

20 в. демонстрирует нам беспрецедентную динамику. С начала века население мира увеличилось более чем в 3 раза, объём промышленного производства - почти в 20 раз. Во многие десятки раз возросли информационные потоки. Видение реальности и её проблем было существенно различным в начале и конце века.

Сегодня существует огромное многообразие философских построений. Однако не многие из них претендуют на создание целостного М. Всё более популярной становится точка зрения, что в силу огромных масштабов и разнообразия современных научных знаний и их быстрого приращения целостное М. вообще невозможно сегодня построить. Но именно для нашего времени характерно всеобщее признание ценностей демократии и прав человека, его экономической и политической свободы, свободы совести и выбора М. Все осознают огромное значение науки не только для практической деятельности общества, но и для его духовной жизни. Религия сегодня в полной мере признаёт высокое предназначение научного знания и с Вместе с тем высокая оценка науки причудливо сочетается с широким распространением суеверий и современных мифов, нередко облаченных в научные одежды. Наших современников беспокоит возрастание духовной апатии и нравственного нигилизма. Большинство людей на планете охватывает тревога за будущее, Это чувство вызывается прежде всего гл. проблемами современности: как выжить человечеству и как уменьшить социальную несправедливость в отношениях между людьми и народами? Дать человеку ориентиры для самостоятельных действий в сложном и противоречивом мире - гл. задача выработки М.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 143-144)

— система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют напрвленность его деятельности.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 417)
Ч313.50

© Российская национальная библиотека, 2006