НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Целью Н.о. является становление и развитие личности как в периоды её физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. Системообразующим фактором Н.о. служит общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека. Этим определяется упорядочение множества образовательных структур - основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням, координация по направленности и назначению, обеспечение взаимодействия между ними превращают всю совокупность таких структур в единую систему. Единство целей Н.о. как системы и специфических задач каждого её звена органически сочетается с вариативностью образования, многообразием типов образовательных учреждений, педагогических технологий и форм государственно-общественного управления.

Н.о. как педагогическая система - это совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости. Для каждого человека Н.о. выступает процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно-общественных учебных заведений и путём самообразования. Для государства Н.о. является ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития личности каждого человека. Для общества в целом Н.о. является механизмом расширенного воспроизводства его профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства, ускорения социально-экономического прогресса страны. Для мирового сообщества Н.о. выступает способом сохранения, развития и взаимообогащения национальных культур и общечеловеческих ценностей, важным фактором и условием международного сотрудничества в сфере образования и решения глобальных задач современности. В мировой педагогике понятие "Н.о." выражается рядом терминов, среди которых "продолжающееся образование", "пожизненное образование", "пожизненное учение", "перманентное образование" и др. К понятию "Н.о." тесно примыкает "возобновляющееся образование", означающее получение образования "по частям" в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, чередование образования с другими видами деятельности, гл.о. с работой. В ряде стран действуют региональные, национальные и международные центры, разрабатывающие проблематику и координирующие программы и информационный обмен по вопросам Н.о. (преимущественно в русле образования взрослых). С 1973 действует Международный совет по образованию взрослых. С начала 80-х гг. выходит "Международный журнал непрерывного образования"; с 1994 в Канаде издаётся международный электронный журнал "The International Journal of Continung Education Practice", посвящённый практике Н.о.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 168)

— образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласовынных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 55)

— единая система, включающая все возможные типы учебных заведений, обеспечивающих максимальное развитие способностец человека. Нередко понимается как "продолженное образование", "образование через всю жизнь". Входит в понятие "возобновляемое образование".
(Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. - Уфа, 2004. С. 35)

См. также Дифференциация обучения,Образование

34(2)7

НЕПРИМЕРОВ Николай Николаевич (1921)
— ученый Казанского университета, специалист по фундаментальным наукам, публицистика и статьи об образовании.
(Неримеров Н.Н. Десятитомное собрание научных и литературных трудов. - Казань, 2004. С. 5, 281-294)
Ч30я44
Ш6(2=Р)7я44
Лх-рс2

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ
— лица, не достигшие возраста, с которым связывается наступление дееспособности. В Рос. Федерации несовершеннолетними считаются граждане, не достигшие 18 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают частичной дееспособностью (о лицах до 14 лет см. Дети). Часть сделок они вправе совершать самостоятельно (мелкие бытовые сделки; распоряжение своими заработками, стипендией и др.), а остальные - с письменного согласия своих законных представителей. В случаях, когда законодательством допускается вступление в брак до достижения 18 лет, Н. приобретают дееспособность в полном объёме со времени вступления в брак. Законом также допускается при определённых условиях наделение полной дееспособностью лиц, достигших 16 лет, а также осуществление родительских прав и обязанностей. Н. в возрасте от 14 до 18 лет несут имущественную ответственность по совершённым ими сделкам, а также самостоятельно на общих основаниях отвечают за причинённый ими вред.

В трудовом праве Н. приравниваются в правах к совершеннолетним, законодательством о труде для них устанавливаются льготы (установление рабочего времени, отпуска). Лица с 14 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях, принимаются на работу для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда здоровью (только с согласия родителей). Запрещается также применение труда Н. в тех областях деятельности, которые могут причинить вред их нравственному развитию (например, игорный бизнес). Н. нельзя привлекать к ночным и сверхурочным работам, к работе в выходные дни. Для Н. установлена сокращённая продолжительность рабочего времени (от 16 до 18 лет - не более 36 ч в неделю; от 15 до 16 лет - не более 24 ч); продолжительность ежегодно оплачиваемого отпуска (не менее 31 календарного дня; отпуск используется в любое удобное для Н. время). Н. выплачивается заработная плата в таком же размере, что и взрослым работникам при полной продолжительности ежедневной работы.

По общему праву уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста (см.Уголовная ответственность несовершеннолетних). За совершение отдельных преступлений, указанных в законе, ответственность может наступить и с 14 лет (убийство, изнасилование, разбой и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 168)

См. также Дети, Уголовная ответственность несовершеннолетних, Преступность несовершеннолетних

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ
— более низкий по сравнению с предусмотренным учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования. Н. нельзя отождествлять с неудовлетворительными оценками. Н. представляет собой явление более широкого плана, связанное с существенными недостатками общей культуры и воспитанности личности. Устранение Н. осуществляется двумя путями: путём предупреждения и путём преодоления Н. С понятием "Н." тесно связано понятие "отставание", которым обозначается отдельный элемент Н. (например, пробел в знаниях). Для определения признаков отставания служат различные приёмы опроса, наблюдения за работой и эмоциональными реакциями учащихся на уроках и др. Преодолеть отставание помогают индивидуальные консультации учителя, дополнительные занятия в группах, привлечение к занятиям с отстающими успешно обучающихся одноклассников и др. Важно выявить причины отставания, которые могут быть обусловлены недостатками дифференциации обучения, слабым учётом возможностей и интересов учащихся, физическим состоянием ученика и т.п. В работе учителя условия, вызывающие отставание, могут быть связаны с неэффективной методикой преподавания, однообразием методов и организационных форм обучения. Для преодоления Н. применяется также условный перевод в следующий класс учащихся, имеющих неудовлетворительные годовые оценки по 2-3 учебным предметам. Эта мера рассчитана на повышение ответственности самих учащихся и их родителей за результаты обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 168-169)

См. также Классы выравнивания

Ч421.29

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодёжи
- социальные группы детей различной направленности. К Н.о. обычно относят такие разнородные явления, как оппозиционные политические партии, экологические движения, любительские и творческие объединения, контркультурные группы, криминальные формирования. Наиболее часто неформальными называют стихийно возникающие группы, чтобы отличать их от официально зарегистрированных детских общественных организаций и самодеятельных объединений, действующих в рамках детского движения (как правило, под руководством взрослых). Н.о. по характеру социальной направленности могут быть как социально положительные, так и асоциальные (стоящие в стороне от общественных проблем, часто объединяемые на основе общих любительских интересов, развлекательных предпочтений и пр.) и антисоциальные или дизсоциальные (противостоящие обществу и представляющие для него опасность - крими- нальные группировки, хулиганские шайки и пр.). Мн. исследователи Н.о. (А.В. Добрович, И.С. Кон, В.Ф. Левичева, А.В. Мудрик, И.С. Полонский и др.) подчёркивали, что стремление детей к объединению объясняется психологическими и социальными причинами. Социальные предпосылки возникновения Н.о.: кризисные состояния общества, неблагополучие и непонимание в семье и детском формальном коллективе, бюрократизм воспитательных учреждений и учебных заведений, плохая организация досуга в районе и пр. Поведение подростка, юноши во многом определяется особой маргинальностью его положения в переходный период от детства к взрослости. Именно в это время в психике подростка проявляются внутренние противоречия: неопределённость уровня притязаний личности, застенчивость и вместе с тем конфликтность, агрессивность и т.п. Не находя понимания у старших, подростки стремятся к автономии от них и ищут общения со сверстниками. В переходном подростковом возрасте происходит переориентация общения ребёнка с родителей и учителей и вообще старших на ровесников. Детское сообщество играет чрезвычайно важную роль для ребёнка. Во-первых, оно выступает как очень важный канал коммуникации, здесь ребёнок приобретает такую информацию, которую он не получает от взрослых. Во-вторых, в детском объединении ребёнок приобретает опыт социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и отстаивать свои интересы. У детей вырабатываются коммуникативные качества, поскольку отношения между членами детского сообщества строятся на равных началах, а свой общественный статус необходимо заслужить. В-третьих, в сообществе сверстников подросток, юноша приобретает особый род эмоционального контакта. Типичная черта Н.о. - их чрезвычайно высокая конформность. Подростки, как правило, некритически оценивают мнение своей группы и её лидеров. Стремление быть "как все" распространяется на эстетические воззрения, на одежду, стиль поведения и пр. Т.о. проявляется противоречие - индивидуальность выражается через единообразие. Причём в Н.о. эта одинаковость тщательно поддерживается, а подростку, желающему выделиться, приходится испытывать сопротивление группы. Чем примитивнее Н.о., тем нетерпимее оно к проявлению индивидуальности. В Н.о. возникает своя субкультура, которая оказывает значительное влияние на образ жизни и поведение подростка. В зависимости от своей социальной ориентации Н.о. играют позитивную или негативную роль в развитии личности. В позитивных Н.о. дети раскрывают свой творческий потенциал и приобретают положительный социальный опыт. Антисоциальные Н.о. возникают как по месту жительства, так и в специальных учебно-воспитательных учреждениях (для правонарушителей) и характеризуются особыми чертами. Межличностные отношения в таких Н.о. регулируются законами и правилами, свойственными криминальным формированиям. Их деятельность характеризуется нарушением общественного порядка, хулиганством, воровством и др. проявлениями преступности несовершеннолетних.

Во мн. странах мирах периодически возникают массовые неформальные движения. Так, в начале 50-х гг. в США появились "битники", исповедовавшие бродяжничество, бегство от "духовного ожирения", цивилизации; в середине 60-х гг. - "хиппи", представители которых объединялись в коммуны, пытались зарабатывать деньги уличным и ремесленным творчеством, увлекались религией. Т.о. молодёжь противопоставляла миру взрослых свои собственные ценности. Однако опыт показал, что в большинстве случаев из этих "неформалов" сформировались вполне благополучные и законопослушные граждане. В 60-е гг. возникли "рокеры" (группировки подростков-мотоциклистов, в 90-е гг. они стали называться "байкерами"), в 70-80-е гг. - "попперы" (молодые люди, стремившиеся вести праздный образ жизни и модно одеваться), "панки" (увлекавшиеся музыкой в стиле панк-рока, отличавшиеся эпатирующим внешним видом и причёской; нередко страдающие наркоманией, алкоголизмом и др.). Большие группы неформалов ("фанатов") увлекались спортивными командами и движениями, музыкальными течениями, электронными средствами коммуникации ("хакеры" - сторонники общения по Интернету) и пр. Выделяются Н.о. религиозной направленности. В 80-90-е гг. во всём мире стали популярны (в т.ч. и в Рос. Федерации) "толкинисты" (поклонники творчества английского писателя Дж.Р.Р. Толкина, создавшего фантазийный мир со своей идеологией, философией и пр.). Однако наибольшую опасность вызывают экстремистские и милитаризованные Н.о. "бритоголовых", "неофашистов", "чернорубашечников" и пр., стремящиеся выработать свою идеологию и создать политические движения и партии.

В отечественном детском и молодёжном движении до конца 80-х гг. деятельность Н.о. (кроме чисто любительских) не только осуждалась, но и преследовалась. Несмотря на запреты, в нашей стране также имелись последователи "хиппи", "рокеров", "панков" и т.п. Специфическими Н.о. стали отечественные "люберы" (физически тренированные подростки, выступающие за наведение порядка силой). Наиболее массовыми Н.о. были спортивные "фанаты", постоянно враждовавшие между собой и представлявшие тем самым общественную опасность. Противоположным по духу было модное среди интеллигенции, учащейся и студенческой молодёжи романтическое движение клубов самодеятельной песни, объединявшее на своих слётах иногда тысячи человек, которые стремились найти самовыражение в творческой деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 169)

— одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 417)

См. также Детское общественное объединение,Молодежная субкультура

Ч422

НЕЧАЕВ Александр Петрович (1870-1948)
— психолог, возглавлявший экспериментальное направление в дореволюционной педагогической психологии, создатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии в С.-Петербурге (1901). Пытался построить педагогику на основе данных психологии (по существу количественных результатов лабораторных исследований); педагогику рассматривал как прикладную психологию. Исследовал проблемы памяти и индивидуальных различий, психологии спорта, авиационной психологии и др. Среди конкретных исследований Н. наиболее существенное значение имеют: выработка психофизиологических норм профотбора для различных профессий; разработка методов психологического обследования детей дошкольного возраста с целью различения умственной отсталости и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 386)
Ч486.61г(2)

НЕЧАЕВ Николай Николаевич (р. 1946)
— д-р психологических наук (1988), профессор (1991), психолог, действительный член РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), проректор по учебно-методической работе и зав. кафедрой Московского государственного лингвистического университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

НЕЧКИНА Милица Васильевна (1901-1985)
— историк, академик АН СССР (1958), действительный член АПН СССР (1966; действительный член АПН РСФСР с 1947). С 1935 в Институте истории АН СССР. Труды по истории русского революционного движения и общественной мысли 19 в., историографии и методологии истории, а также по истории движения декабристов. Автор и редактор первых советских учебников по отечественной истории для высшей и средней школы. Председатель Комиссии Президиума АПН по историческому образованию. Гос. премия СССР (1942).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 386)
Ч33(2)7-8

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто)
— мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. В западной философской мысли термин "Н." ввёл немецкий писатель и философ Ф.Г. Якоби. Это понятие использовали мн. философы. С. Кьеркегор источником Н. считал кризис христианства и распространение "эстетического" мироощущения. Ф. Ницше понимал под Н. осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога ("Бог умер"), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. О. Шпенглер Н. называл черту современной европейской культуры, переживающей период "заката" и "старческих форм сознания", который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. М. Хайдеггер рассматривал Н. как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.

В отечественной культуре 2-й половины 19 в. нигилистами называли представителей радикального течения разночинцев-шестидесятников, отрицавших социальные устои, религиозную идеологию крепостнической России и проповедовавших материализм и атеизм. Впоследствии этот термин использовался для характеристики всех революционных сил 60-70-х гг., которым приписывался вульгарный материализм, аморализм, анархизм.

Понятие "Н." используется во мн. сферах деятельности людей. Познавательный Н. (агностицизм) отрицает объективную истину, политический (анархизм) - целесообразность государственной власти и политических организаций, правовой - необходимость законности и правопорядка, религиозный (атеизм) - религию, нравственный (имморализм) - общезначимое содержание морали, и т.д. Нигилистические настроения усиливаются в кризисные фазы общественного и индивидуального развития. Носителем Н. часто выступает молодёжь, неадекватно реагирующая на общественные изменения. Н. переходного возраста от детства к отрочеству и затем к молодости и т.п. также объясняется психологическими особенностями каждой группы. Личность подростка испытывает сильные потрясения, сталкиваясь с миром взрослых, который не всегда соответствует детским представлениям о нём. Молодые люди с помощью Н. стремятся защититься от реальной жизни с её негативными чертами. Иногда Н. просто объясняется желанием выглядеть оригинально в глазах других людей, но существует опасность, что нигилистические взгляды станут превалирующими в нравственном поведении. В своём крайнем выражении Н. переходит в цинизм и аморализм.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 169-170)

НИЖЕГОРОДСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
— Нижний Новгород, ул. Костина, 2. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65. Психология, профессиональное обучение, социальная педагогика, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Нижний Новгород, ул. Минина, 31а. Подготовка преподавателей иностранного языка.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, специальная психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
— Нижний Новгород, ГСП-117, Окский съезд, 4. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Нижневартовск Тюменской обл., ул. Ленина, 56. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Нижний Тагил Свердловской обл., ул. Красногвардейская, 57. Социальная работа, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (ок. 1141 - ок. 1209)
— поэт-гуманист и мыслитель. Писал на фарси. Получил известность как автор пяти поэм - "Пятерица" ("Хамсе"; ок. 1173-1203). Все поэмы объединяет центральный мотив - преклонение перед мудростью и трудом, воплощающим знания в разумные дела. "Пятерица" знакомила с высшими достижениями античной, византийской, индийской науки, проповедовала гуманистические идеи и высокую социальную значимость образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 386)
Ч33(5)

НИЗШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
см. Начальное профессиональное образование

НИКАНДРОВ Николай Дмитриевич (р. 1936)
— д-р педагогических наук (1976), профессор (1977), действительный член РАО (1990; Отделение философии образования и теоретической педагогики); с 1997 президент РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

"Ника-Пресс"
— издательство, Москва. Детская, учебно- методическая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

НИКИТЕНКО Виктор Николаевич (р. 1939)
— доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, зав. кафедрой педагогики и психологии ГОУ ВПО "Биробиджанский государственный педагогический институт". Большинство его работ посвящено проблемам теории, истории, методики образования, основам педагогики, ведущим принципам управления образованием.
(Библиографический указатель трудов Никитенко Виктора Николаевича. Сост. В.К. Григорова). - Биробиджан, 2004. С. 2)
Ч33(2)7-8Никитенко
Ч30я44
Ч30я1

НИКИТИН Александр Александрович (р. 1948)
— д-р физико-математических наук и профессор (1991), член-корреспондент РАО (1992; Отделение базового профессионального образования), проректор-директор Новосибирского специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

НИКИТИНА Маргарита Ивановна (р. 1937)
— д-р педагогических наук (1984), профессор (1985), член-корреспондент РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), профессор, декан факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

НИКИТИНЫ Л.А. и Б.П.
см. Педагогика сотрудничества

НИКИФОРОВ Александр Исаакович (1893-1942)
— филолог и этнограф. Вёл научную и преподавательскую работу в вузах и научных учреждениях Ленинграда. В книге "Этнография в школе" (1926), а также в отдельных статьях выдвинул идею введения в школе этнографии как педагогического метода, призванного сблизить образование с практическими народными представлениями, связать научные знания и жизненные впечатления. Составил 66 программ, охватывающих различные стороны народной жизни и ориентированных на потребности школьного курса. Программы предусматривали вариативность, учитывающую реальные возможности ребёнка и его интересы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 386)
Ч33(2)7-8

НИКОЛАЙ I (1796-1855)
— рос. император (с 1825) из династии Романовых. В области просвещения проводил консервативную политику. Над гимназиями и университетами осуществлялся строгий административный контроль, усиливались дисциплинарные требования (за непослушание студенты сдавались в солдаты). Устанавливался сословный принцип в образовании (гимназический устав 1828; университетский устав 1835; цензурный устав 1826, заменён в 1828 более умеренным). Вместе с тем преимущественное развитие получили специальные технические учебные заведения; именно при Н. I были заложены основы современного инженерного образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 387)

НИКОЛАЙ II (1868-1918)
— рос. император (с 1894) из династии Романовых. В области образования продолжил политику Александра III, ориентированную на укрепление монархических основ государства. Значительное влияние на формирование его педагогических взглядов оказал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев. Н. II поддерживал церковные школы (в 1896 издано специальное положение об этих школах). Регламентировалась деятельность земских школ.

В годы правления Н.II неоднократно предпринимались попытки реформирования средней школы: проекты министров народного просвещения Н.П. Боголепова (циркуляр 1899, зафиксировавший недостатки средней школы и объявивший о создании комиссии по устранению этих недостатков), П.С. Вановского ("Основные положения устройства общеобразовательной школы", 1901, получившие одоб- рение либеральной части общества), И.И. Толстого (предложение о государственной поддержке частной и общественной инициативы при открытии средних учебных заведений; проекты новых уставов для различных типов учебных учреждений), А.Н. Шварца, П.Н. Игнатьева (проект наиболее либеральной реформы народного образования) и др. При Н. II постоянно (особенно после революционных событий 1905-07) ужесточалась дисциплина в средних учебных заведениях и университетах, усиливался надзор за учащимися и студентами. В конце 1890-х - начале 1900-х гг. произошло ещё большее сближение, чем в предыдущие годы, МНП и Министерства внутренних дел.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 387)

НИЛ, Нейл, Нейлл (Neill), АЛЕКСАНДР САТЕРЛЕНД (1883-1973)
— английский педагог; сторонник свободного воспитания. В 1921 организовал частную школу в Дрездене (с 1924 в Англии; где получила название Саммерхилл). Основу его педагогической теории составляла идея об эмоциональном развитии учащихся как гл. стороне воспитательной деятельности. Изучению отдельных дисциплин в школе не придавалось большого значения, чёткого учебного плана не было. Исключительное значение придавалось ручному труду, нередко в ущерб академическим занятиям. Школа пользовалась большой популярностью в 1920-х гг.; в 60-е гг. она вновь оказалась в центре внимания в связи с публикацией Н. книги "Саммерхилл: радикальный подход к воспитанию детей" (1960).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 387)
Ч33(4Вл)

"Новая школа"
— центр повышения квалификации, негосударственная образовательная организация, Москва. Образовательная, педагогическая, психологическая, учебно-методическая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41. Психология, педагогика и психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, специальная психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1866-1924)
— философ, правовед, педагог, политический деятель. Создатель школы философии права. С 1903 профессор Московского университета. С 1906 директор Высших коммерческих курсов, реорганизованных им в Московский коммерческий институт. Политические взгляды Н. основывались на идеях построения государства и общества на общественных началах. С 1904 член "Союза освобождения", один из учредителей партии кадетов, в 1906 избран в её ЦК. Член 1-й Государственной думы.

В 1911 в знак протеста против ограничений университетской автономии вместе с группой профессоров ушёл из университета.

Гл. труд Н. - "Об общественном идеале" (1917) - посвящён анализу идей К. Маркса. После Февральской революции 1917 выступил с критикой Временного правительства. В 1918 стал одним из организаторов политической оппозиции. С 1921 в эмиграции, жил в Праге. Основал (1921) и стал первым руководителем Объединения русских академических организаций. Входил в состав Педагогического бюро по делам средней и начальной школы. Один из инициаторов создания специального журнала "Русская школа за рубежом". Организовал Русский юридический факультет, принятый под покровительство Карлова университета, и был назначен его деканом. Один из инициаторов основания Русского свободного университета в Праге. Создал и стал первым председателем (1922) религиозного философского общества им. Вл. Соловьёва.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 387)
Ч33(2)52

НОВИКОВ Александр Михайлович (р. 1941)
— д-р педагогических наук (1990), профессор (1991), д.ч. РАО (1996; Отделение базового профессионального образования; академик-секретарь).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

НОВИКОВ Николай Иванович (1744-1818)
— просветитель, писатель, журналист, книгоиздатель. Свою педагогическую программу изложил в статьях "О воспитании и наставлении детей" (1783), "О раннем начале учения детей" (1784) и др. Считал воспитание делом общества. Его программа предусматривала гармоничное развитие физических, нравственных и умственных способностей личности. Осн. средством умственного воспитания считал систематическое образование, развивающее умение логически мыслить, рассуждать, фантазировать. Большую роль в нравственном воспитании отводил семье, но отдавал предпочтение школьному воспитанию, которое открывает возможности для общения и соревнования детей, учит поведению в обществе.

В начале 1770-х гг. издавал сатирические журналы "Трутень", "Пустомеля", "Живописец", "Кошелёк", где центральное место занимали проблемы патриархального невежества, забвения национальных основ русской культуры. Предпринял ряд популярных изданий, знакомивших читателей с отечественной историей и культурой ("Опыт исторического словаря о российских писателях", 1772; "Древняя российская вивлиофика", 1773-75). Вступив в 1775 в масонскую ложу, арендовал (1779) на средства масонов университетскую типографию в Москве и создал компанию, в которую вошли ещё две типографии. Значительная часть издаваемой Н. литературы была предназначена для юношества. Выпускал также периодические издания, в т.ч. первый детский журнал "Детское чтение для сердца и разума" (1785-89). Развернул широкую книжную торговлю в столицах и провинции. Создал педагогическую и переводческую семинарии при Московском университете.

Занимался благотворительной деятельностью. На средства от журналов и добровольные пожертвования читателей создал две начальные школы для бедных и сирот в С.-Петербурге (1778- 1782). После подавления Пугачёвского восстания (1775) деятельность Н. вошла в конфликт с официальной политикой. В 1792 Н. был арестован и без суда заключён в Шлиссельбургскую крепость. В 1796 был освобождён, но без разрешения продолжать свою деятельность.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 387)
Ч33(2)464
Ч33(2)47

НОВИКОВА Людмила Ивановна (р. 1918)
— д-р педагогических наук (1977), профессор (1979), действительный член РАО (1990; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
— течение в педагогике, возникшее в конце 19 в. в рамках реформаторской педагогики. Идеи Н.в. отражали потребность общества в подготовке через школу (гл.о. среднюю) разносторонне развитых инициативных людей, готовых к активной деятельности в различных сферах экономической, государственной и общественной жизни. Представители Н.в. (А. Ферьер, Ж.О. Декроли, Э. Демолен, Дж. Дьюи, К.Н. Вентцель, И.Н. Горбунов-Посадов и др.) считали себя последователями Ж.Ж. Руссо, выдвинувшего идею естественного воспитания. Первая "новая школа" открыта в 1889 в Великобритании С. Редди. В 1912 создано "Международное бюро новых школ" во главе с Ферьером. "Новые школы" были частными средними учебными заведениями интернатного типа для детей из состоятельных семей. Накануне 1-й мировой войны начали появляться т.н. экспериментальные, как правило начальные, "новые школы" (школы Декроли в Бельгии, школы Кузине во Франции и др.) для приходящих детей. Работа в них велась в духе педагогики действия, использовалась комплексная система обучения, индивидуальная самостоятельная работа (Декроли) или занятия в добровольно создаваемых детьми группах (Кузине). В 1915 объединение сторонников Н.в. распалось; в 1921 оно было восстановлено под названием "Лига нового воспитания". В 1932 в неё входили представители 53 стран, делившиеся на секции по языковому принципу. После 1933 "Лига" практически прекратила свою работу. В начале 50-х гг. деятельность сторонников Н.в. возобновилась под эгидой ЮНЕСКО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 170)

См. также Стой К.Ф.

Ч33(2)47

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Новокузнецк Кемеровской обл., Пионерский просп., 13. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ
— джадидистские школы, мусульманские начальные и средние учебные заведения, возникшие в России в 80-х гг. 19 - начале 20 вв. Создавались в Приуралье, Сибири, Крыму, Средней Азии и Азербайджане. Джадидисты (представители культурного движения, выдвигавшего задачи реформы ислама) выработали принципы реформы мектебов и медресе, предусматривавшие введение преподавания на родном языке, включение в содержание обучения нетрадиционных для мусульман учебных предметов - русского языка, арифметики, начальных сведений по географии, гражданской и политической истории, естествознанию. Применялся звуковой метод обучения грамоте.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 170)
Э

НОВОРУССКИЙ Михаил Васильевич (1861-1925)
— популяризатор научных знаний, писатель, деятель революционного движения. Окончил Петербургскую духовную академию (1886). За причастность к подготовке покушения на имп. Александра III арестован в марте 1887. В Шлиссельбургской крепости обратился к изучению естественных наук, социологии. Освобождён в октябре 1905. С 1907 жил в С.-Петербурге. В 1909 заведовал Подвижным музеем при Постоянной комиссии по техническому образованию Русского технического общества. Участвовал в подготовке ряда научно-популярных изданий: "Детской энциклопедии" И.Д. Сытина (1913-14), одной из первых русских книг по музейной педагогике "Музеи и их образовательное значение" (серия "Педагогическая академия в очерках и монографиях"). Автор книг о природе для детей. Н. помещал также статьи в педагогических журналах "Свободное воспитание" (1911-12), "Русская школа" (1913-16). Написал пособие "Устройство и оборудование школы" (1912; позднее выходило под другими названиями). С июля 1917 директор сельскохозяйственного музея в Петрограде.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 387)
Ч33(2)52

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Новосибирск, ул. Добролюбова, 160. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Новосибирск, ул. Вилюйская, 28. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия, специальная психология, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Новосибирск, просп. Карла Маркса, 20. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Новосибирск, ул. Пирогова, 2. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
— Новосибирск, ул. Б. Богаткова, 26. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

НОВОЧЕРКАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕЛИОРАТИВНАЯ АКАДЕМИЯ
— Новочеркасск Ростовской обл., ул. Пушкинская, 111. Социальная работа, профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ
— Москва, Варшавское шоссе, 38. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

НОГМОВ, Ногма Шора Бекмурзович (1794, по другим данным, 1880 или 1801-44)
— первый кабардинский учёный и просветитель. Окончив медресе, отказался от духовного звания. Служил в русской армии. Преподавал русский и турецкий языки в аманатской школе в Нальчике (1828-29). Один из инициаторов создания национальной кабардинской школы. Разработал кабардинский алфавит. Составил (1840) рукопись учебника "Начальные правила атыхейской грамматики" (с алфавитом на русской графической основе), в 1843 - её исправленный вариант "Начальные правила кабардинской грамматики" (алфавит - на арабской основе; кабардинские слова и фразы снабжены русской транскрипцией; не окончен). Автор рукописных букваря (не сохранился) и кабардино-русского словаря. Гл. труд Н. - "История адыхейского народа" (1-е отдельное изд. на русском языке - 1861).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 387-388)
Ч33(2Р-6Каб.-Балк.)

НОЙКОВ Пётр Михайлов (1869-1921)
— болгарский педагог, создатель научной школы. Преподавал в гимназии в Софии, с 1900 в Софийском университете (в 1910-20 зав. кафедрой педагогики). Автор первого университетского курса по теории и практике образования в Болгарии. Подготовил св. 30 оригинальных учебных курсов по широкому кругу проблем общей теории образования, дидактики, методики, истории педагогики и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 388)
Ч33(4Бл)

НОКС (Knox) ДЖОН (1505 или ок. 1514-1572)
— деятель Реформации, основатель шотландской пресвитерианской церкви, педагог. В 30-х гг. священник. В 40-х гг. примкнул к протестантам; с 1554 в эмиграции (Швейцария). Вернулся в Шотландию в 1559; развернул пропаганду кальвинизма, который в 1560 был объявлен государственной религией. В "Книге дисциплины" (1560) изложил основы организации реформированной церкви, наметил план создания национальной системы образования. Предполагались осуществление всеобщего образования, единая школьная система, тесная связь между отдельными ступенями образования, связь школы и церкви. Система не была одобрена шотландским парламентом. Тем не менее идеи Н. оказали существенное влияние на развитие шотландской школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 388)
Ч33(4Вл)43

НОЛЬ (Nohl) ГЕРМАН (1879-1960)
— немецкий философ и теоретик педагогики. Преподавал в Йенском университете (с 1908). В 1920-37 и 1945-49 профессор Гёттингенского университета. Ведущий представитель т.н. университетской педагогики. Один из инициаторов и теоретик движения реформаторской педагогики в Веймарской республике. Разделял идеи "философии жизни" В. Дильтея. Выступал за автономию педагогики. С позиций феноменологии обосновывал педагогический процесс, педагогическое общение как средство познания ребёнка, подчёркивал важность развития собственно педагогического учения о человеке. Эти позиции отражены в "Педагогической энциклопедии" в 5 тт., изданной совместно с Л. Паллатом в 1928- 1933.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 388)
Ч33(4Ф)

НООСФЕРА (от греч. nоos - разум и сфера)
— новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития. Понятие "Н." выделено французскими учёными Э. Лепруа и П. Тейяром де Шарденом (1927). В.И. Вернадский развил представление о Н. как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 170)

См. также Ноосферная педагогика, Ноосферное образование

НООСФЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
— педагогическая наука, основанная на ноосферных познавательных и образовательных моделях, т.е на признании неизбежности и безальтернативности ноосферы.
(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 178-179)

См. также Ноосфера

Ч30в2

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— комплексный процесс обучения, направленный на глубокое усвоение систематизированных ноосферно-экологических, гуманитарных, естественных, технических знаний, умений, навыков в целях формирования творческой личности, ее ответственности за жизнедеятельность социоприродной среды и природовосстановительных процессов.
(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 178)

См. также Ноосфера

НООСФЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК
— человек, который чувствами и разумом воспринимает себя как бессмертную органическую частицу бессмертной жизни, воплощенной в человечестве, что питает осрбую ответственность человека перед своей семьей - человечеством.
(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 179)

"НОРИНТ"
— издательство, ЗАО. Детская (познавательная) и другая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

НОРМАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
— учебные заведения, готовящие учителей для школ различных ступеней. Впервые созданы в Австрии во 2-й половине 18 в. по инициативе И.И. Фельбигера. В конце 18 в. появились во Франции, а в 19 в. - в англосаксонских странах, где позднее стали называться учительскими или педагогическими колледжами. Действуют во Франции, Бельгии, Люксембурге, французских районах Швейцарии и Канады, в большинстве стран Латинской Америки. Распорядок работы, сроки обучения, учебные планы и программы в каждой стране различны, но гл. внимание во всех Н.ш. уделяется конкретной профессиональной подготовке будущего учителя, дисциплинам психологического цикла, педагогической практике. Наибольшей известностью пользуется основанная в 1795 Парижская высшая нормальная школа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 170)
Ч459.513(4/8)7

НОСОВ Николай Николаевич (1908-1976)
— писатель. Повести для детей "Витя Малеев в школе и дома" (1951; Гос. премия СССР, 1952), "Повесть о моем друге Игоре" (1972), сказка "Приключения Незнайки и его друзей" (1954) и её продолжения, рассказы, пьесы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 388)
Ч426.21,6(2)317.8-Носов

НОСТРИФИКАЦИЯ документов об образовании
— признание и установление эквивалентности диплома или другого документа об общем образовании, начальном, среднем и высшем и послевузовском профессиональном образовании, о присвоении учёного звания, осуществлённых за рубежом вузом или другим научным учреждением. Под признанием документов иностранных государств понимается согласие соответствующих органов на наличие законной силы этих документов на территории Рос. Федерации. Н. относится к компетенции Министерства образования РФ. Установление эквивалентности документов об образовании иностранных государств означает, что органы государственной власти должны предоставлять обладателям указанных документов те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям документов Рос. Федерации. Н. документов иностранных государств не освобождает обладателей этих документов от соблюдения общих требований приёма в образовательные учреждения или на работу (в т.ч. от условия знания государственного языка). Процедура Н. и выдача свидетельств осуществляются Управлением лицензирования, аккредитации и нострификации Министерства образования РФ. Если эта эквивалентность установлена межправительственным или межведомственным (с участием Министерства образования РФ) соглашением или протоколом, то Министерство образования РФ выдаёт соответствующее свидетельство. Министерство может поручать решение отдельных проблем, связанных с Н., учебно-методическим объединениям вузов, методическим службам органов управления образовательными учреждениями общего и профессионального образования, экспертным группам высококвалифицированных работников системы образования и выносить на утверждение руководству Министерства дополнительные критерии Н. Нострификация осуществляется по заявлению обладателя документа или заинтересованной организации. К заявлению прилагаются: документ об образовании или учёном звании и приложение с указанием пройденных учебных курсов и их объёма, итоговых оценок, перечня практик, курсовых и выпускных квалификационных работ; заверенный перевод документа об образовании или учёном звании и приложения к нему. Заявитель вправе представить также другие доказательства своей подготовки, в т.ч. о последующих уровнях образования, о допуске к профессиональной деятельности, практическом опыте. Процедура Н. проводится на основе имеющихся международных соглашений и рекомендаций, государственных образовательных стандартов (см.Стандарты образовательные), нормативных актов системы образования России.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 170-171)

См. также Стандарты образовательные

НОУ-ХАУ
— знак оригинальной идеи, знания и опыта, имеющих большое научное или практическое значение и не защищенных охранными документами (не запатентованные, не опубликованные). Термин "Н.-Х." в переводе с английского языка означает "знать, как сделать".
(Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. - Уфа, 2004. С. 36)

НОЭЛЬ ФРАНСУА
см. Бабёф

НРАВОЛОГИЯ
— инновационная наука о законах, принципах и методах целенаправленного нравственного воспитания в семье и в образовательных учреждениях. Это четвертое (одно из четырех) направление научной деятельности профессора А.З. Рахимова, дающее возможность формировать духовно воспитанную личность и искореняет безнравственность.
(Юбилейный справочник, посвященный 70-летию профессора, академика Рахимова Ахмета Закиевича. - Уфа, 2004. С. 7, 27)

См. также Нравственное воспитание, Рахимов А.З.

Ч312.52

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
— одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимание Н.в. в истории культуры сложились 4 осн. традиции:
патерналистская (Н.в. как обязательное почитание старших);
религиозно-церковная (Н.в. как поддержание авторитета веры);
просветительская (Н.в. как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума);
коммунитарная (Н.в. как процесс формирования чувства коллективизма).

Многообразные концепции, в которых воплощались (не всегда, разумеется, в чистом виде) эти традиции, имели, как правило, философский статус - ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности в общем направлении Н.в. В то же время мн. концепции, в которых (как, например, у Платона, Ж.Ж. Руссо) содержались развёрнутые воспитательные программы и методики, оказывались утопическими. Сложность трансформации общей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и рационально организованные действия, в ходе которых достигался бы заранее планируемый нравственный результат, свидетельствует об условности понятия "Н.в.". Попытки интерпретировать Н.в. как некоторое особое направление наряду с физическим, эстетическим и другим воспитанием, иными словами профессионализированную сферу педагогической деятельности, рано или поздно наталкиваются на ряд неразрешимых трудностей. Прежде всего это касается участников процесса Н.в. Логично считать, что применительно к Н.в. воспитатели должны выделяться среди остальных людей своими моральными качествами. Однако одной из отличительных особенностей подлинно нравственного человека является осознание им собственного несовершенства, чувство недовольства собой, в результате чего он не может безоговорочно принимать на себя роль учителя морали. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден.

Возникает парадокс: тот, кто имеет основание обучать нравственным принципам (именно потому, что обладает необходимыми качествами), никогда учителем морали не станет; тому же, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности (именно потому, что он этого желает), никогда нельзя доверить эту роль. Противоречивы представления об объекте Н.в. В любом воспитательном процессе воспитатели учат воспитуемых, передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т.д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии; нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности. Выход из этого положения обычно усматривался в том, чтобы толковать Н.в. как своеобразно "повивальное" искусство (Сократ, И. Кант). Воспитанию, как любой рациональной деятельности, присуще также различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при котором средства получают оправдание только в связи с данной целью (например, музыкальное воспитание требует ежедневных упражнений и т.д.). Н.в. не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определённый отрезок времени с помощью конкретных средств; её скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее нравственность можно назвать не целью, а идеалом - регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. К нравственности не приложима формула "цель оправдывает средства", как нет средств, которые ведут к нравственности, так и сама нравственность не может быть средством, ведущим к чему-либо иному, ибо наградой добродетели является сама добродетель.

Возникает ещё одно противоречие: Н.в. как рационально организованная деятельность имеет смысл постольку, поскольку в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели превращается в реальную, но если нравственность выступает в качестве идеальной цели, то усилия по её дальнейшему преобразованию лишаются смыс- ла, ибо существование в форме идеала и есть способ её реального существования. Отсутствие в обществе лиц и учреждений, профессионально занятых Н.в., исключительно важно для понимания механизмов воспроизводства нравственности в обществе. По мысли древнегреческого философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды, поскольку все учителя (математики, музыки и др.) учат добродетели.

Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив и др.) также наряду со своим прямым назначением оказывают и нравственное воздействие на личность. Процесс воспроизводства нравственности вписан во всё многообразие социальной деятельности. В целом он протекает стихийно и поддаётся направленному воздействию и сознательному контролю гл.о. в форме самовоспитания и самосовершенствования. Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определённых поступков, поведения, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность. Вместе с тем именно через поступки он оказывает влияние на других людей. "Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами" (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собственного примера. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.

Н.в. может приобретать противоположные формы: морализаторство и моральный террор (стремление насильно осчастливить людей путём навязывания им через жёсткую регламентацию определённых правил, форм поведения; при этом нравственные предписания выступают как средство подавления и унижения личности). Существует буквальное понимание Н.в. как обучения нравственности, что является не совсем адекватным: обучить нравственности нельзя; Н.в. выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.

Термин "Н.в." употребляется также в узком значении - как обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идёт о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до ритуалов почитания богов. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать роль последнего. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что именуется воспитанностью, культурностью (см.Культура поведения), ещё нельзя назвать нравственностью, но является необходимой её составляющей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 171)

См. также Культура поведения, Нравология

Ч313.52

НРАВСТВЕННОСТЬ
— термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже - этика. Так же как понятия "этика" в греческом, "мораль" в латинском, русское слово "Н." этимологически восходит к слову "нрав" (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793). Концептуальное различие между понятиями морали и Н. проводил Гегель в "Философии права" (1821). Н. представлена как завершающий этап развития объективного духа в отличие от абстрактного права и морали. Абстрактное право - это сфера частной собственности, формальной свободы и абстрактного добра; мораль - это сфера реальной свободы; Н. - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием. Непосредственными проявлениями Н. являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство. В советской этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий, во многом близкие гегелевскому. Например, под Н. понимались: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль, закреплённая традицией и вековой привычкой, в) мораль на уровне её общественных проявлений - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 172)

НРАВЫ
— устоявшиеся в данном сообществе формы поведения. В социологии Н. иногда определяются как своего рода полезные обычаи. В бытописательной литературе под Н. и обычаями понимаются нормы поведения, бытующие в определённой общности или среде в определённую эпоху. В современной популярной литературе словом "Н." обозначается реально существующая (в отличие от декларируемой) нравственность. В этом же смысле употреблял это понятие Гегель. По-видимому, он исходил из трактовки в древнегреческой философии понятия "этос" (нрав, характер, привычка) как "второй природы", отличной от "первой природы" - "физиса". Гегель понимает под Н. (Sitten) "действительность нравственной идеи" или "привычку к нравственному", которая образуется в результате соединения нравственного с действительностью индивидов, но также и шире, как объективированную в обязанностях и ставшую привычкой и образом мысли свободную волю индивида.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 172)

НУРМИНСКИЙ Сергей Андреевич (1839-1915)
— деятель народного образования, просветитель марийского народа, литератор, этнограф. Окончил Казанскую духовную академию (1864). Инспектор (с 1870) и директор (с 1874) народных училищ Вятской губернии; директор Самаркандской учительской семинарии (1884-88), Вятской гимназии (1888-1903). Содействовал созданию и расширению сети школ в марийских селениях и земского училища в Вятке (1872). Значительное внимание уделял школьному обучению девочек. Пропагандировал систему обучения К.Д. Ушинского. Сыграл значительную роль в формировании методики одновременного обучения грамоте марийских учащихся на родном и русском языках. Разработал (совместно с Н. Ивановым) "Букварь для начального обучения черемисских детей русской грамоте" (1873). Выступил инициатором издания в Вятской губернии книг на марийском языке. Автор статистических обзоров.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 388)
Ч33(2Р-6Ма)

© Российская национальная библиотека, 2006