ЧАВЧАВАДЗЕ Илья Григорьевич (1837-1907)
— грузинский писатель, общественный деятель. Вместе с А. Церетели возглавлял демократическое общественное течение грузинских "шестидесятников". С 1864 председатель Общества распространения грамотности среди грузин. Перевёл на грузинский язык произведения М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 421)
Ч33(2Г)

ЧАРНОЛУСКИЙ Владимир Иванович (1865-1941)
— деятель в области народного образования и общественно-педагогического движения, профессор (1924), д-р педагогических наук (1935). В 1891-97 работал в Петербургском комитете грамотности. По его инициативе и методике проведена перепись рос. начальных школ (материалы обобщил в фундаментальном труде "Начальное народное образование в России", т. 1-4, 1900-05; совместно с Г.А. Фальборком). Один из организаторов общества "Знание" (после 1897). За критику правительства в области образования был арестован и сослан. По возвращении из ссылки (1905) активно участвовал в деятельности Всероссийского учительского союза (ВУСа), входил в его Центральное бюро, в 1906 член правления Лиги образования. В 1908-16 разработал совместно с Фальборком проект демократической реформы системы рос. образования (децентрализация управления образованием, расширение автономии школ, создание школьных советов и пр.). Составил также совместно с Фальборком фундаментальный труд "Настольная книга по народному образованию" (т. 1-4, 1899-1911), содержавший полный свод законов, распоряжений и справочных сведений по вопросам школьного и внешкольного образования.

После Февральской революции 1917 вошёл в Комитет по народному образованию при Министерстве народного просвещения Временного правительства (председатель бюро). Под его руководством были разработаны осн. принципы реформы образования (Декларация и Временное положение "О единой общественной общеобразовательной школе", октябрь 1917).

После Октябрьской революции 1917 в труде "Культура социальной личности" (не опубликован, хранится в научном архиве РАО) обосновал концепцию "единой общей гармонической школы". С 1919 работал в Новозыбковском уездном Отделе народного образования. С 1921 в Наркомпросе РСФСР, одновременно до середины 20-х гг. сотрудничал в его научных институтах, преподавал в 1-м и 2-м МГУ. Один из инициаторов создания Государственной библиотеки по народному образованию (1923), а также издания справочной литературы для учителей (календари, спутники учителя и др.). С конца 20-х гг. посвятил себя библиотековедению и библиографии: гл. библиотекарь Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина (1928-33; ныне Российская государственная библиотека); один из создателей отечественной систематической педагогической библиографии в России; председатель секции педагогической библиографии Книжной палаты. Труды по вопросам народного образования и библиографии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 421)
Ч33(2)52
Ч33(2)7-8

ЧАРСКАЯ (настоящая фамилия Воронова, в замужестве Чурилова) Лидия Алексеевна (1875?-1937)
— писательница. Проза для детей и юношества. Повести из жизни женских закрытых учебных заведений ("Записки институтки", 1902; "Княжна Джаваха", 1903; "Люда Власовская", 1904; "Вторая Нина", 1909; "Ради семьи", 1914). Книги для детей младшего возраста. Стихи.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 421)

ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ
— создаваемые частными организациями и частными лицами негосударственные образовательные учреждения. Финансируются за счёт привлечения средств различных негосударственных организаций, фондов, благотворительных пожертвований частных лиц и пр. Деятельность Ч.ш., как и других негосударственных образовательных учреждений, регулируется Законом РФ об образовании (1992). Ч.ш. должны обеспечивать учащимся получение полноценного образования, а также режим образовательного учреждения, эквивалентный режиму государственных школ. Ч.ш. должны получить лицензию (см.Лицензирование) на право образовательной деятельности, государственную аккредитацию и регулярно проходить аттестацию (в установленном для всех образовательных учреждений порядке).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 317)

См. также Лицензирование образовательных учреждений, Негосударственные образовательные учреждения, Школа

Ч424(2)7

ЧЕБЫШЕВ Николай Васильевич (р. 1935)
— д-р медицинских наук (1982), профессор (1984), действительный член РАО (2000; Отделение общего среднего образования), проректор по учебной работе Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЧЕБЫШЁВ Пафнутий Львович (1821-1894)
— математик и механик, создатель петербургской научной школы. С 1847 преподавал в Петербургском университете (в 1850-82 профессор). Длительное время принимал участие в работах артиллерийского отделения военно- учёного комитета. Большое значение для развития образования в России имела деятельность Ч. как члена Учёного комитета МНП (1856-73; с 1874 председатель физико-математической комиссии) и Попечительского совета при Петербургском учебном округе: участвовал в разработке уставов различных учебных заведений, рецензировании учебников, составлении программ по математике и т.д. Составил каталоги учебных руководств по математике. Утвердил в методике математики принципы научности преподавания, изучения приложений математики и другие идеи, не потерявшие своего значения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 421)
Ч486.24г(2)

ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ
— широкий круг знаний, охватывающий все разделы духовной культуры, в центре которого находится человек. Ч. отвечает на вопросы о том, что такое человек (в чём его сущность, или природа), как он взаимосвязан с окружающим миром, в чём смысл его существования (см.Смысл жизни), каким он должен быть, каким способом он может стать лучше. Т.е. под Ч. понимается то содержание духовной культуры, которое служит удовлетворению потребности людей в самопознании и самосовершенствовании. Знания о человеке могут быть научные, философские, религиозные, фольклорные, мифологические, художественные, житейские и "паранаучные" (хиромантия, френология, астрология, графология, физиогномика, парапсихология). Первым шагом человека в познании себя было создание мифов. Самыми распространёнными среди них были антропогонические мифы, рассказывающие о происхождении человека. Данные археологии, этнографии, мифологии, фольклористики и лингвистики подтверждают наличие уже у первобытного человека сложной системы верований, обычаев и обрядов, в основе которых лежит идея о соединении в человеке двух различных начал - души и тела. Человек является одним из важнейших объектов религиозных учений. Для мн. поколений верующих иудеев и христиан Библия служила практически единственным руководством по Ч. В систематическом и истолкованном виде эти же знания представлены в религиозной (теологической) антропологии. Вопросы нравственного совершенствования человека присутствуют в самых разных религиозных системах (индуизм, буддизм, христианство и др.). Систематизацией подобных способов занимается аскетическое богословие (аскетика; см. Аскетизм). Человек во всём многообразии его деятельности занимает центральное место в художественном творчестве, особенно в литературном. Различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения обобщает педагогическая антропология. Интерес к человеку обнаруживается уже в древнегреческой философии. Однако первым наиболее ясно поставил задачу системы Ч. как мировоззрения И. Кант. В его "Антропологии с прагматической точки зрения" (1798) содержится важная мысль, что назначение культуры состоит в том, чтобы сделать человека своим гл. предметом познания и приложения знания и навыков. Немецкий философ-идеалист М. Шелер (1874-1928) основал направление философской антропологии. Её представители стремились соединить собственную философскую традицию учений о человеке с важнейшими результатами научного изучения человека, предполагая построить целостный образ человека. Науки о человеке принято подразделять на естественные и гуманитарные. К гуманитарным наукам традиционно относят науки, изучающие человека в сфере его умственной, нравственной и общественной деятельности: филология, история, социология, этнология, искусствознание, мифология, педагогика, криминология, правоведение, политология, психология и др. Достаточно сложно проводить границу между науками о человеке и обществе. Оба направления научного знания объединяются термином "социальные науки". В социальные науки также включают демографию, криминологию, географию и др. С идеей преодоления раздробленности наук о человеке в 1960-е гг. выступил Б.Г. Ананьев, который призывал к объединению чуть ли не всех наук вокруг проблемы человека, отводя центральное место психологии. Другой подход к интеграции научного Ч. разрабатывался Г.П. Щедровицким. В его концепции соблюдается принцип равноправия наук, хотя задача интеграции ставится по отношению не к массивам знания, создаваемым каждой наукой, а к трём "полярным представлениям" человека: как функционального элемента социальной системы, как свободной и суверенной личности, как организма.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 317-318)

См. также Аскетизм,Смысл жизни

"ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА" ТЕОРИЯ
— раздел современной экономической науки, изучающий процессы накопления и использования качественных характеристик людских ресурсов; в более узком смысле - экономическая теория образования и подготовки специалистов и рабочих. Под "человеческим капиталом" понимается запас знаний, навыков, способностей и мотиваций человека, имеющих экономическую ценность. Они составляют капитал, т.к. могут служить источником будущих доходов и выгод (как материальных, так и психологических). Но это капитал особого рода, т.к. он воплощается в личности своего носителя. Как и "обычный" капитал, человеческий капитал может уменьшаться под воздействием морального или физического износа и увеличиваться в зависимости от инвестирования. К осн. типам вложений в человека относятся образование, профессиональная подготовка, здравоохранение, рождение и воспитание детей и др. Образование и профессиональная подготовка, обогащая человека знаниями и умениями, увеличивают объём "человеческого капитала", охрана здоровья продлевает жизнь, рождение и уход за детьми воспроизводят "человеческий капитал" в следующем поколении. Наибольших результатов "Ч.к." т. достигла в изучении образования и профессиональной подготовки. Усилия исследователей сосредоточились на трёх главных проблемах: измерение экономической ценности образования, а также профессиональной подготовки, осуществляемой в рамках отдельных предприятий и фирм; связь между структурой распределения образования и структурой распределения доходов от образования; выработка оптимальной стратегии развития людских ресурсов. Учащиеся, их семьи, государство действуют как рациональные инвесторы, которые вкладывают свои ограниченные ресурсы в обучение лишь в том случае, если ожидают получить от этого отдачу, превышающую понесённые ими издержки. Поэтому важное место в "Ч.к." т. занимают исследования, посвящённые измерению дохода, издержек и уровня рентабельности образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 318)
Ч426.96-1

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович (1862-1936)
— психолог, философ, педагог. С 1891 приват-доцент Московского университета, с 1892 - Киевского университета, где создал психологические лаборатории ("семинарии"): при Киевском университете в 1897, при Московском - в 1907. На базе второй лаборатории в 1912 был основан Психологический институт (официально открыт в 1914; до 1923 директор - Ч.). Изучал теоретические и методологические проблемы философии и психологии. Большое внимание Ч. уделял вопросу о соотношении психологии и педагогики. Отмечая необходимость для учителей психологических знаний, в то же время предостерегал против неоправданно широкого внедрения экспериментальных методов в педагогическую практику. Дал подробный анализ проекта реформы школы, предложенного в 1917 ("Демократизация школы", 1918), считая его псевдодемократическим. В 1923 был отстранён с поста директора Психологического института и лишён возможности научной деятельности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 421-422)
Ч33(2)52

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Челябинск, просп. Ленина, 75. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Челябинск, просп. Ленина, 69. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129. Психология, социальная работа, педагогика и психология, специальная психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Челябинск

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
— Челябинск, просп. Победы, 160. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Череповец Вологодской обл., Советский просп., 8. Психология, профессиональное обучение, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Череповец

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-1889)
— писатель, публицист, философ, общественный деятель. Мысли о воспитании, пронизывающие художественные и публицистические произведения Ч., - важный аспект его философской позиции. Проблему формирования личности Ч. рассматривал, опираясь на собственную трактовку антропологического материализма Л. Фейербаха. Согласно Ч., человек формируется совокупностью биологических и социальных факторов. Отдельные качества личности развиваются под влиянием экономических условий, общественных институтов, литературы, семьи и школы; наследственность большой роли не играет. Мысль о социальной обусловленности воспитания легла в основу педагогического идеала Ч. Задача воспитания "новых людей" предполагала гармоничное соединение духовного и физического развития личности. Важнейшими составляющими духовного развития Ч. считал нравственное, умственное и эстетическое воспитание.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 422)

См. также Писарев Д.И.

Ч33(2)51-042.26

ЧЕРНЫШЁВ Василий Ильич (1866/1867-1949)
— языковед, лексиколог, лексикограф, диалектолог, историк языка, методист, член-корреспондент АН СССР (1931). Участвовал (с 1904) в подготовке проекта упрощённого русского правописания. В сб. статей "В защиту живого слова" (1912) обобщил теоретические и методические приёмы и принципы изучения в средней школе живой русской речи. Составил учебные пособия по русскому языку и словесности для начальной и средней школы; автор работ о педагогических взглядах К.Д. Ушинского, А.Н. Радищева, Н.И. Пирогова.

Участвовал в подготовке "Словаря русского языка" АН Я.К. Грота - А.А. Шахматова (1928-37). С 1938 заведовал словарным отделом Института языка и мышления АН СССР, возглавлял работу по подготовке "Словаря современного русского литературного языка" АН в 17 тт. (издан в 1948-65). Был гл. редактором 1-го и 2-го томов этого издания (Ленинская премия, 1970; посмертно).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 422)
Ч33(2)52

ЧЕРНЯЕВ Александр Сергеевич (1873-1916)
— педагог. Создал в С.-Петербурге самообразовательные курсы для взрослых (1901-17), пользовавшиеся большой популярностью (слушатели приезжали из Прибалтики, Сибири и других регионов). На курсах преподавали и читали лекции В.И. Бауман, С.А. Венгеров, Н.Е. Введенский, В.М. Бехтерев и др. Курсы позволили получить образование мн. отечественным специалистам, в т.ч. большому числу сельских учителей. В 1908 Ч. открыл реальное училище для детей-переростков, по к.-л. причинам не посещавшим школу. При училище работала мастерская по производству наглядных пособий. На международной выставке "Устройство и оборудование школ" (1912) в С.-Петербурге училище Ч. удостоено большой серебряной медали.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 422)
Ч33(2)52

ЧЕРНЯЕВСКИЙ Алексей Осипович (1840-1894)
— педагог, деятель народного образования в Закавказье. С 1876 помощник директора народных училищ Бакинской губернии и Дагестанской области. В 1879-93 преподаватель и инспектор "татарского" (азербайджанского) отделения Закавказской учительской семинарии в Гори. Автор первого учебника азербайджанского языка по звуковому методу (1882-83; 7 изд., 1910) и методического руководства к нему; начального учебника для русско-татарских (азербайджанских) школ (1883- 1888) и книги для учителей (1894).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 422)
Ч33(2)52

"ЧеРо"
— издательство, ТОО, Москва и "ЧеРо-на-Неве", С.-Петербург. Образовательная, учебная, учебно-методическая литература, школьные учебники.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

ЧЕСТОЛЮБИЕ
— моральное чувство, проявляющееся как мотив действий, свершаемых для достижения общественного признания, престижа, почёта, славы и т.п. Нормальное, умеренное Ч. не является пороком, т.к. образует один из важнейших мотивов социальной деятельности людей. Непомерное и не подкреплённое собственной значимостью Ч. близко по значению к тщеславию - стремлению приобрести дешёвую или выдуманную славу. Болезненное Ч. превращается для его обладателя в постоянное переживание несчастья, порождает чувство хронической неудовлетворённости жизнью, зависть к чужому успеху. Ч. у детей часто формируется родителями и педагогами, которые в силу собственных амбиций считают своих детей самыми яркими и одарёнными личностями. В определённой мере стимулирование Ч. может сыграть и положительную роль в развитии личности. Но если детские способности оказываются иллюзорными и не реализуются по мере взросления детей, то честолюбивые устремления могут стать причиной моральных и психических травм. Ч. педагогов и родителей часто способствует формированию хвастовства, заносчивости, неуважения к другим людям. Поэтому важно корректировать не только Ч. детей, но и своё, взрослое Ч. по отношению к детям.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 318)
Ю

ЧЕТВЕРУХИН Николай Фёдорович (1891-1974)
— математик-методист, действительный член АПН РСФСР (1955), д-р физико-математических наук (1944), заслуженный деятель науки РСФСР (1962). Труды по высшей, проективной и начертательной геометрии, основаниям геометрии, по истории и методике преподавания геометрии в средней школе, в т.ч. учебники и учебные пособия для педагогических и технических вузов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 422)
Ч426.24г(2)

ЧЕФРАНОВ Сергей Васильевич (1872-1952)
— педагог, географ-методист, профессор (1941). Принимал участие в создании 4 учебников географии для средних учебных заведений и 7 выпусков географических сборников-хрестоматий в помощь учителю. Автор стабильного учебника "География СССР" для 7-го класса семилетней и средней школы (15 изд., 1956).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 422)
Ч33(2)52
Ч33(2)7-8

ЧЕХОВ Николай Владимирович (1865-1947)
— педагог и методист. Один из членов-учредителей и действительный член АПН РСФСР (1944), д-р педагогических наук (1940), профессор (1924), заслуженный деятель науки РСФСР (1940). Преподавал в учебных заведениях разного типа, занимал должности руководителей школ. С 1905-07 участвовал в работе нелегальных учительских съездов в Москве и Финляндии, был членом ЦК нелегального Всероссийского учительского союза, председателем Федерации национальных учительских союзов и просветительских обществ. С 1909 в Москве: руководил Московскими женскими педагогическими курсами им. Д.И. Тихомирова (до 1916); работал в Наркомпросе и т.д. Автор св. 800 работ по различным вопросам педагогики, истории народного образования, школоведения, детской литературы и детского чтения, методики преподавания русского языка, в т.ч. в национальной школе, и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 422)
Ч33(2)52
Ч33(2)7-8

ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Чеченская Республика, ГСП-14, Грозный, просп. Орджоникидзе, 62. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Чеченская Республика, Грозный, ул. А. Шерипова, 32. Педагогика и психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ЧИСТЯКОВ Василий Матвеевич (1890-1965)
— педагог, методист (русский язык в нерусской школе), д-р педагогических наук. Широкую известность получил труд Ч. "Основы методики русского языка в нерусских школах" (1941; 4 изд., 1958). Автор программ, учебников, учебных пособий, сборников упражнений по развитию русской речи учащихся в нерусской школе.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 422)
Ч33(2)7-8

ЧИСТЯКОВА Светлана Николаевна (р. 1939)
— д-р педагогических наук (1988), профессор (1990), член-корреспондент РАО (1999; Отделение базового профессионального образования), зав. лабораторией Института общего среднего образования РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЧИТАДЗЕ Шио Алексеевич (1873-1906)
— грузинский педагог, публицист, общественный деятель. Окончил Киевский университет. С 1904 в Грузии: преподавал русский язык в Грузинской дворянской гимназии в Тбилиси; предложил проект реорганизации гимназии (1905).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 422)
Ч33(2Г)

ЧЛЕНЫ-КОРРЕСПОНДЕНТЫ РАО
— В 2000 в РАО состояли 116 академиков, 143 члена-корреспондента, 6 почётных членов, 60 иностранных членов. Список ч.-к. РАО: Абрамов А.М., Александров И.А., Алексеев Н.Г., Алексеева В.В., Алексин А.Г., Андреев В.И., Антропова М.В., Асмолов А.Г., Ахияров К.Ш., Бальсевич В.К., Батышев А.С., Бездухов В.П., Безруких М.М., Беленький Г.И., Бим И.Л., Бобко И.М., Богуславский М.В., Болтянский В.Г., Бондырева С.К., Бордовская Н.В., Бочарова В.Г., Братусь Б.С., Булатов В.Н., Булгакова Н.Ж., Быстрова Е.А., Валицкая А.П., Вендровская Р.Б., Вербицкий А.А.,Виноградова Н.Ф., Вишняков А.С., Волович Л.А., Вульфсон Б.Л., Вяткин Б.А., Вяткин Л.Г., Гендин А.М.,Гладкий Ю.Н., Гореславский С.И., Горецкий В.Г., Григорьев С.И., Грушин Б.А., Давыдов Ю.С., Данилов Д.А., Данильчук В.И., Демин В.П., Дмитриенко В.А., Дубровинская Н.В., Егоров С.Ф., Ерохов Н.А., Ерошин В.И., Жафяров А.Ж., Жураковский В.М., Журов Ю.В., Залевский Г.В., Запесоцкий А.С., Зеер Э.Ф., Зуев Д.Д., Ибрагимов Г-Г.И., Иванников В.А., Иванов А.Ф., Ильенко С.Г., Калмыков С.В., Караковский В.А., Кинкулькин А.Т., Коблев Я.К., Кобылянский В.А., Кожевников Е.М., Кокорев Е.М., Кольцова М.М., Кондратьев М.Ю., Котова И.Б., Кривошеев В.Ф., Кузьмин М.Н., Кузьмина Н.В., Кулюткин Ю.Н., Кураев Г.А., Кураков Л.П., Кутафин О.Е., Лазарев В.С., Лебедев О.Е., Левицкий М.Л., Леонова Л.А., Лимонов Ю.А., Лисовский В.Т., Лиферов А.П., Логвинов И.И., Луканкин Г.Л., Лукин Г.И., Львов М.Р., Максимович В.Ф., Малофеев Н.Н., Маранцман С.Е., Матушкин С.Е., Мацковский м.С., Медведев В.М., Митрофанова О.Д., Монахов в.М., Мудрик А.В., Мясников В.А., Назарова Т.С., Неверкович С.Д., Никитин А.А., Никитина М.И., Одиноков В.Г., Омаров О.А., Орлов А.А., Осовский Е.Г., Панов В.И., Петровская Л.А., Петровский В.А., Пидкасистый П.И., Полозова Т.Д., Полонский в.М., Попов В.В., Проворов А.С., Проскуряков В.А., Раднаев Э.Р., Раздымалин И.Ф., Реан А.А., Романцев Г.М., Рыжаков М.В., Салимова К-У.И., Саранцев Г.И., Сасова И.А., Сергеев Н.К., Сериков В.В., Симоненко В.Д., Синенко В.Я., Слободчиков В.И., Советов Б.Я., Солнцева Л.И., Соломин Ю.М., Тангян С.А., Терентьева Н.А., Тихомиров В.В., Трайтак Д.И., Тряпицина А.П., Тя-Сен Ю.А., Ушакова Т.Н., Фалалеев А.Н., Харисов Ф.Ф., Хейфец П.С., Хелемендик В.С., Худоминский П.в., Чистякова С.Н., Шамова Т.И., Шилова М.И., Школяр Л.В., Экономцев И.Н., Юсов Б.П., Яковлев Г.Н., Ямбург Е.Ш.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 243, 464-468)

См. также Персональный состав РАО, Российская Академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЧОМСКИ
см. Хомский

ЧРЕВОУГОДИЕ
— неумеренное потребление пищи или чрезмерное пристрастие к ней. Ч. является одной из форм более широкого порока - сластолюбия, который охватывает противостоящее добродетели злоупотребление всеми пятью видами чувств, а не только вкусом. В античности считалось, что Ч. вызывает как телесное страдание, так и страдание души, поскольку предмет радости сластолюбца не является истинным благом. Борьба с пороком Ч. предполагает не столько волевое подавление позывов к пище, сколько размышление о её истинном месте в жизни. В современной европейской культуре Ч. определяется скорее медицинскими предписаниями, чем нравственными соображениями.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 318)

ЧУВАШЁВ Илья Васильевич (1893-1963)
— педагог, историк педагогики, д-р педагогических наук (1951), профессор (1952). Преподавал в различных учебных заведениях; с 1944 в Институте теории и истории педагогики АПН РСФСР. Один из первых исследователей истории отечественной дошкольной педагогики (автор "Очерков по истории дошкольного воспитания в России", 1955). Подчёркивал самобытность форм и методов отечественного дошкольного воспитания, опирающихся на традиции народной педагогики и народное творчество. Большое внимание уделял изучению взглядов на воспитание дошкольников Д.К. Ушинского, Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Лесгафта, Л.К. Шлегер и др. Дискуссионна трактовка Ч. как негативного (или недооценка) влияния немецких педагогов, особенно Ф. Фребеля, на развитие отечественного дошкольного воспитания, превосходство которого над западным он гипертрофировал. Во 2-й половине 40-х - начале 50-х гг. изучал опытно-экспериментальным путём проблемы взаимодействия школы и семьи. Во 2-й половине 50-х гг. занимался историей трудового воспитания в России (19-20 вв.). Соавтор ряда учебных пособий по истории педагогики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 422)
Ч33(2)7-8

ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Чувашская Республика, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, специальная психология, специальная дошкольная педагогика и психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Чувашская Республика, Чебоксары, Московский просп., 15. Психология, социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Чувашский

ЧУВСТВА
— высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщённостью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. Ч. обозначают разнообразные психические феномены. В повседневной жизни к Ч. относят ощущения голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания; отчаяния и блаженства и т.д. Ч. охватывают широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т.д.) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой. Формирование устойчивых эмоциональных отношений - важное условие развития человека как личности, гл. цель и конечный продукт его воспитания. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался; только став предметом устойчивых Ч., эти знания превращаются в реальные побуждения к деятельности. Ч. человека историчны и изменяются в зависимости от конкретных условий. Обычно Ч. появляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания и усложнения отражаемых в них связей под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и др. Предметами Ч. становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально событий. Воспитание Ч. предполагает открытие человеку причин непосредственно волнующих его событий, обобщение и направление на них его эмоционального опыта. Возникая как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека. Из Ч. любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече и т.п. В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни Ч. занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих Ч. определяет важную характеристику человека - направленность личности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 318)
Ю

ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович (настоящие имя, отчество и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков) (1882-1969)
— писатель, литературовед. Произведения для детей в стихах и прозе ("Мойдодыр", "Тараканище", "Айболит" и др.) построены в виде комической остросюжетной "игры" с назидательной целью. Книга о детской психо- логии и речи ("От двух до пяти", 1928).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 422)
Ч426.21,6(2)317.8-Чуковский

ЧУПРОВ Александр Иванович (1842-1908)
— экономист, статистик, деятель общественно-педагогического движения России, профессор (1878), член-корреспондент Петербургской АН (1887). Сыграл важную роль в формировании отечественной концепции профессионально-технического образования. Провёл исследования в области экономической эффективности профессионального обучения и грамотности и их влияния на производительность труда. Организатор Московского общества распространения технических знаний (1869). Активный участник съездов по техническому и профессиональному образованию. Деятель земского движения, сторонник развития земских профессиональных школ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 422)
Ч33(2)47

ЧУРИЛОВА Л.А.
см. Чарская Л.А.

© Российская национальная библиотека, 2006