Остромирово евангелие

Евангелие апракос полный

Евангелие апракос полный.
1362 г. Новгород. Писец Микула

F (277 х 220). 253 л. Утраты листов в середине книги.
Пергамен. Чернила, киноварь, краски.

Текст в 2 столбца. Устав.
Заставки тератологического стиля в красках (на л. 2а, 78а, 100а). Инициалы, включающие изображения человеческих фигур (на л. 97 об., 99, 100, 112 об., 139 об.).
На л. 253 об. запись писца о создании книги в 1362 г. в Великом Новгороде по повелению архиепископа новгородского Алексея в правление князя Дмитрия Константиновича.

Рукопись создана в Новгороде, который в XIV в. был одним из крупнейших центров русской и славянской письменности. Книжное искусство достигло особенно высокого расцвета при архиепископах Моисее и Алексее, заказчике рукописи. Соединение местной декоративной традиции - тератологического узора, с миниатюрами, ориентированными на византийскую традицию, придает новгородским манускриптам особый отпечаток. Исследователи отмечали, что по артистизму исполнения новгородский тератологический орнамент не имеет себе равных на Руси. При всей каноничности графических приемов и средств, в каждой заставке и букве Евангелия видна индивидуальность художника. Любой инициал книги можно рассматривать как самостоятельное произведение искусства. Буквы и заставки одновременно просты и виртуозны по рисунку и композиции, полнозвучны по цвету, подкупают своим живым и четким ритмом.

Рукопись поступила в ГПБ в 1919 г. в составе собрания новгородского Софийского собора.

Шифр: РНБ. Соф. 3.

<<    >>

Чтения в неделю по Воздвижении. Заставка и два инициала тератологического стиля с антропоморфными элементами
(РНБ. Соф. 3, л. 100)