Остромирово евангелие

Южнославянские рукописные Евангелия XI - XV вв.

Рукописное наследие южных славян дошло до наших дней лишь в малой своей части. История Балканского полуострова во все времена отличалась напряженностью политических, конфессиональных и этнических конфликтов. За время своего существования южнославянская письменность неоднократно подвергалась целенаправленному уничтожению. Количество утраченных в эпоху средневековья и в более позднее время сербских и болгарских рукописей трудно себе представить. При этом наиболее существенные в количественном отношении утраты понесла болгарская письменность.

На протяжении веков исключительную роль в сохранении памятников славянской письменности играли монастыри, расположенные на Балканском полуострове (болгарский Рильский монастырь, сербский монастырь Дечаны) и на Афоне (болгарский Зографский и сербский Хиландарский монастыри). В новое время это дело продолжили собиратели и исследователи рукописных книг. На выставке представлены рукописи из коллекций Александра Федоровича Гильфердинга (№№ 22, 23, 27, 28), епископа Порфирия (Успенского) (№№ 20, 21, 24, 26), архимандрита Антонина (Капустина) (№ 25).

В собрании Российской национальной библиотеки насчитывается почти 400 сербских, около 100 болгарских, несколько десятков молдавских и валашских, а также более полутора сотен хорватских (в большинстве глаголических) рукописных книг и фрагментов. Хранящиеся в фондах Отделе рукописей средневековые южнославянские книги в совокупности с более поздними материалами по истории Болгарии и стран бывшей Югославии составляют ценнейшее, уникальное по своей обширности и полноте собрание подлинных источников по истории народов южнославянских государств, их письменности, языка, литературы и культуры. Среди них рукописные Евангелия занимают достойное место.

На выставке экспонируются уникальные рукописные Евангелия южнославянского происхождения XI–XVI вв. — всего 16 рукописных кодексов и фрагментов: памятники болгарские (№№ 14–17), молдавские (№№ 18, 19), сербские (№№ 20–26), боснийские (№№ 27, 28). Самый древний кодекс, в основной своей части относящийся к старославянскому изводу, – знаменитое Зографское Евангелие (№ 13) – является редчайшим памятником глаголической письменности. На выставке представлены Евангелия нескольких типов (тетр, полный и краткий апракос, с толкованиями). Созданные в разных книгописных центрах, экспонируемые рукописи дают представление о многообразии стилей художественного оформления средневековой славянской книги.

Ж. Л. Левшина