АККРЕДИТАЦИЯ в образовании
— периодическая оценка и признание (государством или общественной организацией) уровня деятельности учебного заведения, реализующего определенные образовательные программы, как отвечающего установленным критериям, требованиям, нормам, стандартам. Государственная аккредитация дает учебному заведению право выдачи своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне и ступени образования.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 18)

См. также Аккредитация образовательных учреждений, Лицензирование в образовании

Ч34к

АККРЕДИТАЦИЯ образовательных учреждений
— в Рос. Федерации, процедура признания государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения. Введена по Закону об образовании РФ (1992). Целями А. являются также контроль за эффективностью образовательного процесса; защита прав граждан на получение образования. А. включает процедуры признания типа образовательного учреждения (среднее или высшее профессиональное) и его вида (университет, академия, институт, колледж, техникум, училище, школа, техникум-предприятие).

А. учреждений среднего профессионального образования осуществляют государственные органы управления образованием министерств и ведомств или субъектов Федерации, в ведении которых находятся образовательные учреждения; А. муниципальных и негосударственных образовательных учреждений - государственные органы управления образованием субъектов Федерации. А. высшего профессионального образования осуществляет федеральный государственный орган управления высшим образованием при участии заинтересованных министерств и ведомств.

А. проводится по заявлению образовательного учреждения и представлению лицензии на право ведения образовательной деятельности (см.Лицензирование) и оплачивается этим учреждением.

Признание типа учреждения осуществляется по результатам оценки: соответствия содержания учебных планов и учебных программ требованиям государственных образовательных стандартов (см.Стандарты образовательные); информационной базы учебного процесса; качества подготовки выпускников по результатам трёхлетних итоговых государственных аттестаций выпускников (дисциплинарный или междисциплинарный экзамен по выбору аккредитационного органа, защита дипломной работы или проекта) и др. Признание вида учебного заведения осуществляется на основе обследования его характеристик: совокупность осн. образовательных профессиональных программ, позволяющая сделать вывод об универсальности образовательного учреждения; наличие условий для профессиональной деятельности обучающихся по профилю подготовки специалистов (для техникумов-предприятий); возможность продолжения образования по программам магистратуры, аспирантуры, дополнительного образования детей и дополнительного образования взрослых; наличие и объём научных исследований (фундаментальные, поисковые, прикладные); результаты научно-методической работы (учебники, монографии); качественный состав научно-педагогических кадров; востребованность выпускников и результатов научных исследований образовательного учреждения.

Аккредитационное обследование осуществляется государственным органом управления образованием в форме экспертизы. При положительном решении образовательному учреждению выдаётся свидетельство о государственной А. В случае отрицательного заключения образовательное учреждение вправе потребовать повторную А., но не ранее чем через 12 мес с момента отказа.

Сводный реестр образовательных учреждений, имеющих А., ведётся Министерством образования РФ и публикуется в периодических изданиях Министерства.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 13-14)

— право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в схему централизованного государственного финансирования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.
(Что должен знать руководитель дошкольного учреждения. Автор-сост. И.А. Кутузова. - М., 2002. С. 152)

— признание уровня деятельности образовательного учреждения, отвечающего критериям и требованиям государственных или общественных образовательных образований. Государственная аккредитация осуществляется федеральными (центральными) и ведомственными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации. Общественная аккредитация не влечет за собой финансовых или иных обязательств со стороны государства.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь.- М., 2005. С. 7)

— право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в схему централизованного государственного финансирования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.
(Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело. - СПб., 2002. С. 102)

См. также Аккредитация в образовании,Лицензирование, Стандарты образовательные

Ч34(2Р)б

АККУЛЬТУРАЦИЯ (англ. acculturation, от латинского ad - к и cultura - образование, развитие)
— процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 14)

АККУМУЛЯЦИЯ АФФЕКТА
— процесс продолжительного накопления незначительных по силе отрицательных эмоций с последующей разрядкой в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, наступающей без видимых причин.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 14)

АКМЕОЛОГИЯ (от аkme - в переводе с древнегреческого - высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия - от греческого lоgos - учение)
— наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости. Понятие "А." в научный оборот ввёл Н.А. Рыбников (1928), обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Проблемы А. как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым ("Человек как предмет познания", 1969) и развиты А.А. Бодалёвым ("Акмеология как учебная и научная дисциплина", М., 1993) и др.

Осн. область исследований А. связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект А. - профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей. Предмет А. - объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.

А. исследует проблемы противоречий между растущим объёмом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, - с другой. А. выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики "акме". Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. А. изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей А. является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 14))

— наука о механизмах, внутренних и внешних факторах прихода к наивысшим достижениям человека в его жизненном пути и, в частности, к профессиональной деятельности, проявлений в высшей точке траектории пути (акме) и отхода от высших достижений.
(Орлов О.С. Образовательная программа и профессиональная деятельность педагога. - Великий Новгород, 2002. С. 109)

— интегральная наука, объединяющая научные знания о человеке и его знания о профессиях, о достижении человеком в процессе его производственной (в широком смысле) деятельности вершин профессонального совершенства. акмеологическая парадигма ориентирует преподавание на помощь субъекту учения в достижении вершины своих возможностей, в наиболее полной реализации им потенциала своей личности.
(Педагогические теории, системы, технологии. Справочные материалы под ред. В.А. Фадеева. - Рязань, 1999. С. 4)

— наука о вершинах, о достижениях в жизнедеятельности и развитии человека. Акмеология образования исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика.
(Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога. - СПб., 2002. С. 3)

— наука о развитиии зрелых людей под влиянием образования, достижения ими вершин жизнедеятельности, сохранения творческого долголетия под влиянием самообразования.
(Рэм Федорович Жуков. - СПб., 2002. С. 28)

См. также Жуков Р.Ф., Педагогическая акмеология, Самообразование

Ч30в2
Ч443(2)
Ю937.234

АКМЕОМЕТРИЯ
— направление акмеологии, которое предполагает системное изучение и измерение вершин, высших достижений, наиболее высоких результатов педагогических и образовательных систем. В акмеологии школьного образования акмеометрия делает первые шаги, пока сводится к сумме знаний учащихся. Наиболее полно оценить результаты обученности учащихся позволяет методика диагностики обученности.
(Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. - СПб., 2002. С. 57)

См. также Диагностика

Ч30в2
Ч421.28

АКСАРИНА Нина Гихайловна (1899- 1979)
— педагог. Участвовала в разработке теоретических основ общественного воспитания детей раннего возраста в России, создании нового типа детских дошкольных учреждений - яслей-сада. Совместно с Н.М. Щеловановым разработала методику контроля за нервно- психическим развитием детей раннего возраста, позволившую создать условия для борьбы с явлениями госпитализма и снижения детской смертности в воспитательных учреждениях.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 334)
Ч33(2)7
Ч413

АКСЕЛЕРАЦИЯ (от лат. acceleratio - ускорение)
— ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Впервые подобные явления отмечены в середине 19 в. Признаки А. появляются уже на стадии внутриутробного развития. За последнее столетие длина тела новорожденных увеличилась в среднем на 1 см, масса - на 100-300 г. Наблюдаются значительные изменения в темпах роста и развития грудных детей. С возрастом темпы А. растут: рост 4-7-летних детей за каждое десятилетие в среднем увеличивается на 1,5 см, масса тела - на 0,5 кг. Ускоряется половое созревание подростков. Городские дети подвержены А. в несколько большей степени, чем сельские. В конце 20 в. отмечено замедление темпов А.

Существует ряд гипотез, призванных объяснить причины возникновения А., однако ни одна из них не признана исчерпывающей. Вероятно, ускорение развития происходит под влиянием целого комплекса социально-экономических и природных условий жизни - улучшения питания; генетических изменений в результате активизации процессов миграции и смешения населения; увеличения интенсивности внешних раздражителей, стимулирующих нервную систему, и др.

Имеются данные о т.н. психологической А., т.е. ускорении умственного развития детей. Однако, по мнению большинства специалистов, эти данные скорее свидетельствуют об имевшейся ранее недооценке интеллектуальных возможностей ребёнка. Психологи, однако, предостерегают против "искусственной А.", когда интеллектуальное развитие чрезмерно интенсифицируют, ставя перед ребёнком завышенные требования. Надёжным показателем соответствия развивающих воздействий возможностям ребёнка служит его эмоциональная стабильность, готовность с энтузиазмом воспринимать новые задачи. Существует также А. внутри одного поколения. В рамках одной возрастной группы имеется около 8% детей, отличающихся ускоренным развитием, и примерно столько же детей, для которых характерна некоторая задержка физического развития. В целом А. представляет собой статистическую закономерность. Для каждого отдельного ребёнка её проявления имеют свои индивидуальные особенности, которые не следует расценивать как преимущества или недостатки.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 14)

— ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 7)

См. также Децеллерация

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axios (ценность) и logos - слово, понятие)
— учение о ценностях образования, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности и мотивацию человеческих поступков.
(Григорьев В.И., Малинина С.В. Олимпийское образование студентов: теория, методика, практика. - СПб., 2002. С. 187)
(Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М., 2004. С. 204)
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 113)
Ч30в2

АКСИОМА (греч. axioma)
— бесспорная истина, не требующая доказательств. В педагогике наиболее известны А. апперцепции и А. двойственности. А. апперцепции (см.Апперцепция) констатирует зависимость всех последующих восприятий от содержания и структуры предшествующего опыта. В этой А. отражено то фундаментальное положение, что одно и то же воздействие производит несходное впечатление на разных людей из-за заведомых различий в их индивидуальном опыте. А. апперцепции объясняет сложность, мучительность внутренней работы, содержанием которой становится переоценка ценностей.

А. двойственности позволяет рассматривать и интерпретировать личность как единство психического и физического, материального и идеального в их историческом развитии и внутренней противоречивости. Человеческая природа одновременно духовна и материальна. В человеческой психике обнаруживается наличие и взаимодействие обоих начал. А. орудийно-знакового опосредования процесса усвоения культуры в ходе воспитания фиксирует тот факт, что обучать и воспитывать можно только посредством знаковых систем и через предметы, созданные человеком для человека.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 14)

АКТИВИЗАЦИЯ (педагогическая)
— мобилизация интеллекта, воли, нравственных сил учащегося.
(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 5)

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности.
(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 5)

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (от лат. activus - деятельный, действенный, практический)
— деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Активные действия могут преследовать гуманистическую и антигуманистическую цели, иметь общественно полезную и асоциальную направленность. Определяющее моральное основание А.л. - непримиримость ко всем проявлениям зла. В психологии А.л. рассматривается в противопоставлении реактивности - поведению, зависящему гл.о. от внешних воздействий. В педагогической практике нередко А.л. недооценивается: послушный, исполнительный ребёнок оценивается выше, чем ищущий, "нестандартный". В сфере социальной жизни и общественного сознания привычка автоматически следовать руководящим указаниям порождает, с одной стороны, конформизм и приспособленчество, с другой - безверие и цинизм.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 14-15)
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 8)

См. также Социальная активность

АКТУАЛИЗАЦИЯ
— перевод знаний, навыков и чувств из скрытого, латентного, состояния в явное, действующее.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 9)

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
— чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний; граничит с психопатиями. Понятие "А.х." введено К. Леонгардом. А.х. свойственна уязвимость личности по отношению к определённого рода психотравмирующим воздействиям. В подростковом возрасте большинство А.х., как правило, сглаживаются, компенсируются. И лишь при сложных психогенных ситуациях могут стать почвой для острых аффективных состояний (см.Аффекты), неврозов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 15)

См. также Аффекты

"АКЦИДЕНТ"
— издательство, ООО, С.-Петербург. Детская, педагогическая, развивающая (для младшего среднего возраста), учебная (по валеологии для начальной школы) и учебно-методическая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

АЛАЛИЯ (от греч. a - отрицательная частица и lolew - говорю)
— отсутствие или системное недоразвитие речи у детей с нормальным физическим слухом. А. обусловлена органическим поражением или незрелостью речевых зон коры головного мозга. Различают моторную (нарушена деятельность речедвигательного анализатора) и сенсорную (нарушена деятельность речеслухового анализатора) формы. Существуют различные подходы к классификации А. в зависимости от симптоматики и структуры речевого дефекта. А. характеризуется грубым недоразвитием всех компонентов речевой системы и приводит к выраженным вторичным отклонениям высших психических функций. Устраняется в результате длительного систематического коррекционно-развивающего обучения в логопедическом детском саду, специальной школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи V вида.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 15)

— отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, обусловленное поражением или недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга вследствие родовых травм, мозговых заболеваний или травм, перенесенным ребенком в доречевой период. Выделяют алалию моторную (нарушение экспрессивной стороны речи) и сенсорную (недоразвитие понимания речи).
(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 333)
Ч437.925

АЛАМДАРЯН АРУТЮН (1795-1834)
— армянский педагог, поэт. Первый смотритель в московском Лазаревском училище (1814-1821). Преподавал в Нерсесянском училище в Тбилиси (1824-1830; ректор, управляющий типографией, где издал св. 30 учебных книг). Автор пособий: "Русско-армянская краткая и практическая грамматика" (1814) и "Краткий русско-армянский словарь" (1821), заложивших основы методики преподавания русского языка в армянской школе.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 334)
Ч33(2Ар)

АЛГОРИТМ (от algorithmi, algorismus, первоначально - латинская транслитерация имени среднеазиатского ученого АЛЬ-ХОРЕЗМИ)
— способ решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 15)

— конечная совокупность точных предписаний или правил, посредством которых можно решать однотипные задачи и проблемы.
(Григорьев В.И., Малинина С.В. Олимпийское образование студентов: теория, методика, практика. - СПб., 2002. С. 187)

См.также Алгоритмизация

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ учебного процесса
— разработка и реализация алгоритмов для учащихся и алгоритмов для обучающих лиц (или обучающих машин). В теорию и практику обучения понятие алгоритма вошло в конце 50-х гг. 20 в. в связи с развитием программированного обучения. Участие человека в учебном процессе накладывает ряд ограничений на использование алгоритмов. При создании алгоритма для ЭВМ составителю точно известен набор доступных машине операций. Возможности человека определяются приобретённым опытом, творческими данными и другими индивидуальными факторами, которые полностью учесть невозможно. Алгоритмы для учащихся делятся на 2 группы: алгоритмы, связанные с изучаемым предметом, позволяющие решать характерные для этого предмета задачи, и алгоритмы учения (усвоения). Алгоритмы для преподавателя учитывают как закономерности усвоения, так и требования теории управления (обучение - частный случай управления). Эффективность учебного процесса зависит от качества алгоритмов, используемых учителями и учащимися. Необходимо отобрать такие виды деятельности, которым целесообразно обучать с помощью алгоритмов (например, сложение "столбиком", деление "уголком" и пр.), и оставить место для самостоятельного поиска учащимися не только алгоритмических, но и неалгоритмических способов решения. Создать универсальный, обобщённый алгоритм обучения невозможно, т.к. его построение требует полного абсолютно исчерпывающего знания и учёта всех законов и условий обучения, всех возможных реакций учащихся. Могут быть разработаны лишь алгоритмы, отражающие обобщённые приёмы педагогической деятельности, усвоение которых позволяет обучающему самостоятельно принимать решения по конкретным педагогическим проблемам.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 15)

См.также Алгоритм, Алгоритмическая культура

АЛГОРИТМИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
— обучение, при котором усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций.
(Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза, 2002. С. 90)

АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
— совокупность специфических представлений, умений и навыков, связанных с понятием алгоритма, формами и способами его записи; основа компьютерной грамотности. Овладение А.к. предполагает: понимание сущности алгоритма и его свойств, представление о возможности автоматизации той области деятельности человека, где существует алгоритм этой деятельности; умение описать алгоритм с помощью определённых средств и методов описания (например, с помощью блок-схемы); знание осн. типов алгоритмических процессов (см.также Алгоритмизация).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 15)

См. также Алгоритмизация

АЛЕКСАНДР I (1777-1825)
— рос. император (с 1801) из династии Романовых. В воспитании А.I принимала большое участие Екатерина II, которая написала для внука "Бабушкину азбуку", рассказы и басни. Воспитателями и учителями А. I были Н.И. Салтыков, Ф. Лагарп, П.-С. Паллас, М.Н. Муравьёв, А.А. Самборский и др. А.I придавал большое значение делу просвещения. В 1802 создано Министерство народного просвещения. В 1802- 1804 проведена реформа образования. А. I предполагал создать в России сеть учебных заведений, которые должны вести учащихся от "азбуки к университету": приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. При нём учреждены Предварительные правила народного просвещения (1803) и университетский устав (1804), предоставивший университетам значительную автономию; открыты новые университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани (1804), Харькове (1805), а также лицеи. В 1804 в С.-Петербурге осн. педагогический институт (в 1819 преобразован в университет), в 1811 - Царскосельский лицей (см.Александровский лицей).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 334)

АЛЕКСАНДР II (1818-1881)
— рос. император (с 1855) из династии Романовых, почетный член Петербургской АН (1826). Получил разностороннее образование. Воспитателями и учителями А.II были В.А. Жуковский, М.М. Сперанский, К.И. Арсеньев, Е.Ф. Канкрин, Ф.И. Брунов. В 1855 приняты новые правила поступления и обучения в университетах. В 1856 восстановлен Учёный комитет, разрабатывавший проекты новых школьных уставов. В 1859 утверждено Положение о женских училищах - 3-классных и 6-классных (позже переименованы в гимназии), подчинявшихся Ведомству учреждений императрицы Марии. Были проведены либеральные реформы, в т.ч. - университетская. В 1863 утверждён новый университетский устав, предоставивший автономность профессорской коллегии, но ограничивший приём в университет посторонних слушателей. Согласно реформе средней школы (в 1864 введён устав средних школ), гимназии разделялись на классические и реальные, вводились прогимназии (тип неполного среднего образования). В 1864 был также принят устав по начальному образованию, согласно которому могли действовать министерские, земские и частные начальные школы. Для заведования начальными училищами организовывались уездные и губернские школьные советы, в их состав входили представители земств. С конца 50-х гг. повсеместно создавались земские воскресные и народные школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 334)

АЛЕКСАНДР III (1845-1894)
— рос. император (с 1881) из династии Романовых. Воспитателями и учителями А. III были С.М. Соловьёв, А.И. Чивилёв, Я.К. Грот, И.К. Бабст, М.И. Драгомиров, К.П. Победоносцев. В годы правления А. III Победоносцев предпринял попытку подчинить начальные школы церковному управлению. Министр народного просвещения барон А.П. Николаи пытался противостоять этому процессу и узаконил школы грамоты, но в 1882 был вынужден уйти в отставку. Его сменил на посту министра И.Д. Делянов, более удобный для властей. Ставился вопрос о передаче системы начального образования Священному Синоду. Однако земства, содержавшие большинство начальных школ, отказывались передавать их церковному ведомству. По правилам 1884, церкви передавались школы грамоты. За земскими школами усиливался надзор министерских инспекторов народных училищ. В средней школе возрождалась классическая система формальных отношений между начальством и учащимися. В 1887 была предпринята попытка ограничить доступ в гимназии и реальные училища детям низших сословий. Либеральный университетский устав 1863 сменился новым уставом 1884, лишившим университетские советы всякой автономии и установившим над студентами полицейский надзор с помощью инспекций и педелей, вводилась форма, устранялась корпоративность, изменялись учебные программы филологического и юридического факультетов и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 334)

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА
— самая известная и крупная библиотека Древнего мира. Осн. в начале 3 в. до н.э. в г. Александрия (Египет) во время правления греко-македонской династии Птолемеев. Входила в состав одного из гл. научных центров античного мира - Александрийского мусейона (Храм муз). Музей и библиотека были своего рода учебно-научными учреждениями, которые находились на полном содержании египетских царей. Возглавлял их верховный жрец. Среди хранителей библиотеки: поэт и учёный Каллимах (3 в. до н.э.), географ и математик Эратосфен (конец 3 в. - начало 2 в. до н.э.), приглашённый в Александрию в качестве воспитателя наследника престола Птолемея IV. Должности воспитателя наследника и хранителя библиотеки обычно совмещались. В фонде насчитывалось, по разным оценкам, от 100 до 700 тыс. свитков папирусов, среди которых - рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида и др. В 48 до н.э. А.б. почти полностью сгорела при нападении Юлия Цезаря на Александрию, впоследствии была частично восстановлена, но в 3 в. окончательно погибла во время гражданской войны в Египте.
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.15)

АЛЕКСАНДРОВ Игорь Александрович (р. 1932)
— д-р физико-математических наук (1964), профессор (1965), член-корреспондент РАО (1993; Отделение высшего образования), декан факультета повышения квалификации преподавателей вуза Томского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)
Ч484(2)711.9-Томский
Ч488.2

См. также Российская академия образования (РАО)

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЛИЦЕЙ (до 1844 Царскосельский)
— закрытое учебно-воспитательное заведение для детей потомственных дворян. Осн. в 1810, открыт в 1811 в Царском Селе; в 1843 переведён в С.-Петербург, переименован в честь имп. Александра I. Находился под "особым покровительством" императоров. До 1822 состоял в личном подчинении министра народного просвещения, в 1822-43 - в ведении управления военно-учебными заведениями, с 1843 - в ведении Ведомства учреждений императрицы Марии. Срок обучения 6 лет; с 1882 - 8 лет. До 1848 учебная программа в А.л. общеобразовательная; с 1848 - А.л. давал высшее юридическое образование. Выпускники получали чины 9-14 классов. После Февральской революции 1917 А.л. упразднён.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 15)

См. также Дворянские институты,Сперанский М.М.

АЛЕКСЕЕВ Никита Глебович (р. 1932)
— кандидат психологических наук (1975), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. лабораторией Института педагогических инноваций РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

АЛЕКСЕЕВА Вера Васильевна (р. 1930)
— кандидат искусствоведческих наук (1967), член-корреспондент РАО (1989; Отделение образования и культуры).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и Всея Руси с 1990. В миру Ридигер Алексей Михайлович (р. 1929)
— д-р богословия (1984), действительный член РАО (1993).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

АЛЕКСИН Анатолий Георгиевич (р. 1924)
— писатель, член-корреспондент РАО (1982; Отделение образования и культуры).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

АЛЕКСИЯ (от греч. a - отрицательная частица и lexis - слово)
— расстройство речи, выражающееся в неспособности овладения навыками чтения. Возникает при поражении коры головного мозга, в частности как проявление алалии или афазии. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм А. (оптическая, литеральная, вербальная и пр.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 15)

— полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения из-за ограниченного поражения левой затылочной доли головного мозга. Заключается в неузнавании букв как графем, в неумении сочетать их в слова. А. часто проявляется параллельно с аграфией.
(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 333)
Ч437.926

АЛЕН (Alain) [псевдоним; настоящее имя ЭМИЛЬ ОГЮСТ ШАРТЬЕ (Chartier)] (1868-1951)
— французский философ, литературный критик, педагог. С 1901 преподавал философию в парижских лицеях. Наиболее значительное произведение А. - "Propos" ("Суждения"), выходившее выпусками в 1906-14, содержит высказывания на различные темы, включая темы воспитания. Почти все проступки ребёнка связывал с его стремлением "вырваться из детства", с "самоосвобождением". Автор концепции "строгого воспитания" - воспитанник должен осознать, что результаты воспитания и образования зависят прежде всего от собственных усилий личности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 334)
Ч33(4Фр)

АЛИМЕНТАЦИЯ (от лат. alimentum - пища, содержание)
— в Древнем Риме в конце 1 - середине 3 вв. система государственной помощи детям малоимущих родителей и сиротам; складывалась из процентов, получаемых от мелких и средних землевладельцев за выдачу им ссуд государством.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 15)

АЛИМЕНТЫ
— средства на содержание. По закону (Семейный кодекс РФ) право на А. имеют несовершеннолетние дети и нуждающиеся в помощи нетрудоспособные совершеннолетние дети (в т.ч. инвалиды), доходы которых - заработная плата, пенсия, пособия и т.п. меньше прожиточного минимума. Обязанности по содержанию детей возлагаются прежде всего на родителей (см.Родительские права и обязанности). Порядок и форма предоставления такого содержания могут быть определены родителями самостоятельно. А. могут выплачиваться в долях к заработку и (или) доходу (наиболее распространённый способ определения их размера); в периодически выплачиваемой твёрдой денежной сумме; в единовременно уплачиваемой твёрдой денежной сумме - капитализированные А.; путём предоставления периодически или единовременно имущества, а также, по соглашению сторон, - иными способами. А. выплачиваются добровольно (лично либо по письменному заявлению родителя через администрацию по месту работы, получения стипендии и т.п.), на основании соглашения об уплате А. или по решению суда. Интересы ребёнка до 14 лет представляют его законные представители или иные лица, которые будут получать А. в интересах ребёнка. Несовершеннолетние родители, не состоявшие в браке, несовершеннолетние дети в возрасте от 14 до 18 лет заключают соглашение с согласия их законных представителей. Соглашение по уплате А. заключается в письменной форме и нотариально удостоверяется, после чего оно приобретает силу исполнительного документа и по нему может производиться принудительное взыскание. Под угрозой признания соглашения недействительным размер А. не может быть ниже размера, установленного законом для взыскания в судебном порядке: 1/4 - на одного ребёнка, 1/3 - на двух детей, 1/2 - на трёх и более детей от заработка или иного дохода родителей. В соглашении не должны также иным образом ущемляться интересы детей. Если соглашение отсутствует, взыскатель А. может в любой момент обратиться в суд с заявлением о взыскании А. (как по месту жительства лица, взыскивающего А., так и по месту жительства лица, обязанного уплачивать А.). Заявление рассматривается единолично судьёй. Если взыскание А. на ребёнка не связано с установлением отцовства, то возможно их получение на основании судебного приказа. Принятие всех надлежащих мер к получению А. на ребёнка является обязанностью родителя, с которым ребёнок проживает, либо заменяющих его лиц. В случаях, когда содержание ребёнку не предоставляется, второй из родителей, опекун, попечитель либо иное лицо или учреждение, в котором находится ребёнок, должны обратиться в суд или предъявить к принудительному исполнению алиментное соглашение. Если меры не принимаются, орган опеки и попечительства вправе сам предъявить иск о взыскании А. к родителям ребёнка.

Алиментные обязанности родителей не зависят ни от размера заработной платы родителей, ни от наличия имущества у самого несовершеннолетнего. Неработающий родитель также обязан предоставлять средства на содержание ребёнка. При отсутствии соглашения об уплате А. взыскиваются судом с родителей ежемесячно в указанном выше размере. При затруднительности (или невозможности) взыскать А. в долевом отношении к заработку (нерегулярный, меняющийся заработок и т.п.) суд вправе определить размер А. в твёрдой денежной сумме или одновременно в долях и твёрдой денежной сумме. Размер А. определяется, исходя из максимально возможного сохранения ребёнку прежнего уровня его обеспечения с учётом материального и семейного положения сторон и др. обстоятельств. А., взыскиваемые в твёрдой денежной сумме, подлежат индексации. Если при каждом из родителей остаются дети, размер А. на ребёнка, проживающего с менее обеспеченным родителем, также определяется в твёрдой денежной сумме, выплачиваемой помесячно.

Виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители и из которых производится удержание А., определены Правительством РФ. Удержание А. производится со всех видов заработной платы и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству. Взыскание А. производится с сумм, остающихся после удержания (уплаты) налогов в соответствии с налоговым законодательством.

Если ребёнок воспитывается в детском учреждении, у опекуна, у приёмных родителей, А. уплачивают оба родителя. А., взыскиваемые с родителей детей, оставшихся без попечения и находящихся в воспитательных, лечебных и других аналогичных учреждениях, зачисляются на счета этих учреждений, где учитываются отдельно по каждому ребёнку. Особо регламентируется порядок уплаты А. в случае выезда лиц, обязанных к уплате А. в иностранное государство на постоянное место жительства. В таких случаях допускается возможность капитализации А.

Лишение родительских прав также не освобождает родителей от необходимости уплаты А. При отсутствии алиментного соглашения или при наличии исключительных обстоятельств (тяжёлая болезнь, увечье и т.п.) каждый из родителей может быть привлечён судом к участию в обусловленных этим дополнительных расходов. Порядок участия родителей в этих расходах и их размер определяются судом, исходя из материального и семейного положения родителей и детей. Размер А., установленный в долевом отношении к заработку или доходу, может быть увеличен или уменьшен судом с учётом материального и семейного положения граждан, исходя прежде всего из необходимости преимущественной защиты интересов ребёнка. Появление у плательщика А. других несовершеннолетних детей, как правило, приводит к уменьшению доли А., и, напротив, достижение совершеннолетия одним из детей влечёт за собой увеличение доли других детей.

Алиментные обязательства в случае выплаты по алиментному соглашению прекращаются истечением срока соглашения или по основаниям, предусмотренным этим соглашением, что не лишает заинтересованных лиц в случае необходимости обратиться в суд с требованием о взыскании А. на несовершеннолетнего или нетрудоспособного совершеннолетнего ребёнка; смертью одной из сторон, а при взыскании А. в судебном порядке - при усыновлении ребёнка, на содержание которого взыскивались А., по достижении ребёнком совершеннолетия или досрочного обретения полной дееспособности, смертью плательщика или получателя А. Закон устанавливает ответственность за несвоевременную уплату А., допускает в ряде случаев обращение взыскания на имущество лица, обязанного их выплачивать. За злостное уклонение от выплаты А. виновные могут быть привлечены к ответственности. Право на получение А. от трудоспособных совершеннолетних детей имеют нетрудоспособные и нуждающиеся в помощи родители.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 15-16)

См. также Дети, Родительские права и обязанности,Родство, Семейное право

АЛКОГОЛИЗМ
— систематическое употребление спиртных напитков в дозах, вызывающих алкогольное опьянение. Хронический А. - заболевание, характеризующееся постоянной потребностью в опьянении, расстройствами нервной системы и внутренних органов, личностной и социальной деградацией. Ранее считалось, что А. развивается гл.о. в зрелом возрасте. Однако с 80-90-х гг. 20 в. медики и педагоги отмечают тенденцию к "омоложению" А., вплоть до появления его симптомов в детском возрасте. Возникновению А. у детей способствует привыкание к спиртному на ранних этапах развития ребёнка вследствие употребления даже небольших доз А. матерью во время беременности. Первые опыты употребления спиртных напитков мотивированы гл.о. внешним влиянием (дань традиции, подчинение групповому давлению и т.п.). Некоторые родители сами приобщают детей к "умеренному" употреблению А. (например, на семейных праздниках), считая, что т.о. предотвращают злоупотребления, а также в силу предрассудков, что детям можно употреблять небольшие дозы вина или пива для "укрепления здоровья", "аппетита", "успокоения" и т.п. Неокончательно оформившийся детский организм гораздо более уязвим для алкоголя, чем организм взрослого. Стадии пьянства в детском и подростковом возрасте проходят очень быстро, достигая степени хронического А. за 2-3 года. Поэтому употребление детьми даже небольших доз спиртного абсолютно недопустимо. Дети должны воспитываться в трезвости и неприязни к любым формам пьянства. Ребёнок, воспринимающий пьянство как нормальное повседневное явление, рискует сам приобщиться к А. Решающую роль играет пример родителей, которые для блага своих детей сами должны отказаться от пристрастия к А. Особенно важно, чтобы молодые супруги, ещё не имеющие детей, знали, что зачатие в состоянии опьянения (хотя бы одного из родителей) нарушает генетический код, определяющий развитие ребёнка. Для родителей, страдающих А., вероятность рождения детей с нарушениями здоровья и развития существенно возрастает.

Осн. мотивом приобщения к алкоголю у подростков наряду с подражанием взрослым выступает стремление к самоутверждению, а также к иллюзорному замещению неудовлетворённых потребностей. Поэтому в преодолении пьянства детей и подростков репрессивные меры играют незначительную роль. Важно не столько порицать или запугивать последствиями А., сколько предложить подростку такой социально приемлемый стиль жизни и формы деятельности, которые удовлетворяли бы эмоциональные запросы, потребности в общении, ощущении собственной значимости, силы и т.п.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 16-17)

См. также Наркомания, Подростковый возраст

Ч421.354

АЛКУИН (Alcuin, Alkuin, Alcuinus) ФЛАКК АЛЬБИН (ок. 735-804)
— англосаксонский учёный и педагог раннего Средневековья. Автор популярных в 9- 11 вв. учебников философии, грамматики, риторики, математики, а также теологических сочинений.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 334)
Ч33(4Вл)

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Барнаул Алтайского края, просп. Ленина, 46. Социальная работа, профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Университеты

Ч488.74(2)7

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Барнаул Алтайского края, ул. Димитрова, 66. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Алтайский

АЛТЫНСАРИН ИБРАЙ (1841-1889)
— казахский просветитель и писатель. Организовывал учебные заведения для казахских детей с преподаванием родного и русского языков, женские ремесленные и учительские школы. Автор первых казахских учебников: "Киргизской хрестоматии" (1879; 2 изд., 1906) и "Начального руководства к обучению киргизов русскому языку" (1879) и др. Создал казахский алфавит.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 334)
Ч33(2К)

АЛФЕРОВ Александр Данилович (1862-1919)
— филолог, развивал педагогические взгляды В.Я. Стоюнина, учредил в Москве новую, признанную "показательной", гимназию. В 1919 г. был расстрелян чекистами.
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 11
Ч33(2)5-8
Ч421.21г(2)

АЛФЁРОВ Жорес Иванович (р. 1930)
— академик РАН (1979), вице-президент РАН (с 1990), почетный член РАО (2001; Отделение среднего образования); председатель Президиума Ленинградского (С.-Петербургского) научного центра РАН (с 1989), директор физико-технического института им. Иоффе РАН. Член Комитета по образованию и науке Государственной думы РФ. Нобелевская премия (2001).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)
Ч488.24(2)7-8Алферов

См. также Российская академия образования (РАО)

АЛЧЕВСКАЯ (урождённая Журавлёва) Христина Даниловна (1841-1920)
— педагог, деятель образования взрослых, литератор. Самостоятельно получила образование. Под влиянием просветительских идей русских демократов организовала воскресную школу (1862-1918), ставшую общерос. методическим центром образования взрослых. Инициатор и соавтор систематического курса самообразования "Книга взрослых" (ч. 1-3, 1889-1900; неоднократно переиздавалась), составитель пособия "Что читать народу" (т. 1-3, 1884-1906) с аннотациями в жанре т.н. читательской критики. Воспоминания "Передуманное и пережитое" (1912).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 334-335)
Ч33(2)5

АЛЬМЕДИНГЕН Алексей Николаевич (1855-1908)
— журналист и педагог. С 1882 редактор, а с 1894 редактор-издатель журнала для юношества "Родник" с педагогическим приложением "Воспитание и обучение". С 1905 издавал журнал для сельских школ "Солнышко". Заведовал изданием "Энциклопедия семейного воспитания и обучения".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 335)
Ч33(2)5

АЛЬМЕДИНГЕН-ТУМИМ, Тумим- Альмединген Наталия Александровна (1883-1943)
— педагог, деятель в области дошкольного воспитания. Разрабатывала организационные и методические вопросы работы детского сада, в частности преемственности детского сада и школы. В 1909-17 редактор журналов "Воспитание и обучение" и "Родник". Активный член Петербургского Фребелевского общества. Одна из инициаторов и организаторов 1-го Всерос. съезда по семейному воспитанию. С 1919 профессор, в 1923-24 ректор Петроградского института дошкольной педагогики, в 1925-29 заведовала кафедрой дошкольной педагогики ЛГПИ им. Герцена. Составила (1940) первую отечественную хрестоматию по истории дошкольной педагогики, охватывающую период с конца средних веков до середины 19 в.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 335)
Ч33(2)7-8

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Татарстан, Альметьевск, ул. М. Джалиля, 9. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Университеты

Ч484(2Р-6Тат.)711.9

АЛЬТ (Alt) РОБЕРТ (1905-1978)
— немецкий педагог и деятель образования, действительный член АН (1961) и АПН (1970) ГДР. С 1952 заведовал кафедрой педагогики Гумбольдтского университета в Берлине. Автор учебников, трудов по организации народного образования и по истории педагогики, среди которых фундаментальный "Атлас иллюстраций по истории школы и воспитания" (т. 1-2, 1965-66). В "Лекциях о воспитании на ранних ступенях развития человечества" (изданы в 1956) проанализировал зарождение организованного воспитания из спонтанных процессов передачи трудового опыта от старших поколений к младшим.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 335)
Ч33(4Ф)

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
— обучение с применением новых технологий, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и форм обучения, которые имеют исторически устойчивые традиции и возможности.
(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 200. С. 5)

См. также Альтернативность

Ч312.5

АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ
— способность допускать одну из двух или нескольких возможностей.
(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 174)

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
— вузы (школы), действующие параллельно или дополнительно государственным учебным заведениям и дающие альтернативное государственному (по содержанию или формам и методам работы с обучающимися) образование.
(Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза, 2002. С. 90)

См. также Альтернативность

Ч34(2)7

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ШКОЛЫ (от лат. alter- другой, допускающий одну из двух возможностей)
— "свободные школы", в странах Западной Европы и США неполные и полные средние школы, действующие параллельно или взамен обычных школ и обеспечивающие образование, альтернативное по содержанию или формам и методам работы с учащимися. Возникли в конце 60-х гг. 20 в. в рамках педагогических движений, противопоставляющих себя авторитарному воспитанию. Представлены более чем 10 типами: "открытые школы" (без разделения на традиционные классы), "школы без стен" (ориентировка на широкое использование местной общины), "учебные центры" (специализированные учебно-производственные комбинаты, открытые для всех школьников и посещаемые ими по выбору), "магнитные школы" (учебные центры для углублённого изучения конкретной области знания), "уличные академии" (не дополняют обычное образование, а обеспечивают среднее образование молодёжи, по разным причинам, как правило социальным, его не получающей).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 17)

— "свободные школы". В странах Западной Европы и США неполные и полные средние школы, действующие параллельно или вместо обычных школ и обеспечивающие образование, альтернативное по содержанию или формам и методам работы с учащимися.
(Педагогические теории, системы, технологии. Спр. материалы под ред. В.А. Фадеева. - Рязань, 1999. С. 4)

См.также Альтернативность

Ч424(2)7

АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter - другой)
— нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Противоположность А. - эгоизм. А. отличен от коллективизма как принципа, ориентирующего человека на благо сообщества (группы). Как требование, предъявляемое к отношениям между людьми, А. шире принципа уважения, запрещающего отношение к другому человеку как к средству достижения собственных целей, и принципа справедливости, запрещающего ущемление интересов другого человека и обязывающего воздавать другим по заслугам. В своём существенном содержании принцип А. был воплощён в заповеди любви, однако А. она не исчерпывается: её содержание включает благоговение и совершенствование; А. представляет собой частный случай милосердия. Во 2-й половине 20 в. философско-этическая проблематика, связанная с А., получила развитие в исследованиях т.н. помогающего поведения, в которых А. анализируется в контексте практических отношений между людьми, на материале различных форм солидарности, благодеяния и благотворительности и т.д. Она также переосмысливается в контексте этики заботы (К. Гиллиган, Н. Ноддингс). Достижения эволюционной генетики позволили представителям социобиологии (Р. Триверс, Э. Уилсон) показать биологические предпосылки А.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 17)

— нравственная норма и черта личности, проявляющаяся в бескорыстной заботе о благе окружающих, готовность жертвовать собственными интнресами в пользу другого человека или соц. общности. Введен философом О. Контом как противоположный понятию эгоизм. Формируется в прцессе гуманистического взаимодействия воспитателя и воспитанников.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 10)

См. также Эгоизм

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от греч ambi- приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia - сила)
— сложное состояние личности, связанное с одновременным возникновением противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Часто наблюдается у подростков во взаимодействии со сверстниками, родителями, педагогами.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 10)

АМБИДЕКСТРИЯ
— способность одинаково успешно пользоваться как правой, так и левой рукой.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 10)

АМБИЦИЯ
— обостренное самолюбие, самоуверенность, надменность, пренебрежительное отношение к другим людям, недооценка их способностей и возможностей. А. затрудняет общение человека в коллективе, семье.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 10)

АМЕРЛИНГ (Amerling) КАРЕЛ СЛАВОЙ (1807-1884)
— чешский педагог, философ, врач, естествоиспытатель. Последователь философско-педагогических идей Я.А. Коменского. Осн. в Праге (1839) национальное воспитательное учреждение "Будеч" - педагогический центр для подготовки учителей и (впервые) учительниц народных школ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 335)
Ч33(4Ч)

АМОНАШВИЛИ Шалва Александрович (р. 1931)
— д-р психологических наук (1973), профессор (1980), действительный член РАО (1989; Отделение психологии и возрастной физиологии); зав. лабораторией гуманной педагогики, профессор МГПУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Педагогика сотрудничества,Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8Амонашвили

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Благовещенск Амурской обл., Игнатьевское шоссе, 21. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Амурский

АНАЛИЗ (от греч. analysis - разложение, расчленение)
— рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном, а также частично и реальном) предмета, явления на составные части, определение входящих в целое элементов. Термин "А." часто служит синонимом исследования вообще. А. неразрывно связан с синтезом - в процессе А. новые стороны предмета выявляются через включение их в разные контексты. А. присутствует уже на чувственной стадии познания, включаясь в процессы ощущения и восприятия (в простых формах А. присущ и животным). У человека к чувственным наглядным формам А. присоединяется его высшая форма - мыслительный или абстрактно-логический А. В отличие от чувственно-наглядного мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественном или искусственном языках.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 17)

— мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
— основанное на научной методологии и педагогической теории выявление сущности конкретных объектов (процессов) с целью получения информации для решения педагогических задач и исследования этих решений.
(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 5)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (комплексная психология)
— направление глубинной психологии, осн. К.Г. Юнгом (1913). Исходит из понимания психики как автономной саморегулирующей системы, основанной на взаимной компенсации сознания и бессознательного, интеграция которых - путь к достижению целостности личности, её индивидуализации. Оказала влияние на психопатологию и психотерапию, а также философскую антропологию, историю культуры, этнологию, мифологию и др. Создано Международное общество аналитической психологии (1958), издаются ежегодник "Эранос" (с 1933, Цюрих) и "Журнал аналитической психологии" (с 1955, Лондон).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 17)

АНАЛОГИЯ (от греч. analogia - соответствие)
— вид умозаключения; выявление свойств одного предмета на основании его сходства с другим. А. - один из общенаучных методов эмпирического и теоретического исследования. А. не является строгим методом доказательства, однако применение А. часто приводит к более или менее правдоподобным предположениям о свойствах изучаемого объекта. А. содействует переносу знаний по образцу, когда выполнение аналогичных заданий выступает условием формирования умения решать задачи данного типа. А. способствует расширению познавательных возможностей учащихся, однако А. необходимо сочетать с более строгими формами доказательства.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 17)

АНАНИЯ ШИРАКАЦИ (ок. 605-ок. 685)
— древнеармянский математик, философ, космограф и педагог. Осн. (630-е гг.) школу, где впервые в Армении разработал программу естественно-математического образования в традициях армянской грекофильской школы, изложенную в труде "Кнникон", в котором систематизировал мн. достижения античной и национальной философии и науки. Части этого труда позже использовались как самостоятельные учебные пособия: "Армянская география VII в." (рус. пер. 1877), "Арифметика" (один из старейших учебников по арифметике; рус. пер. 1918, под названием "Вопросы и решения..."), "Космография" (рус. пер. 1962).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 335)
Ч33(2Ар)

АНАНЬЕВ Борис Герасимович (1907-1972)
— психолог, действительный член АПН СССР (1955). С 1944 профессор ЛГУ (декан факультета психологии с 1967). В 1946-51 заведовал также сектором психологии Ленинградского НИИ педагогики. Развивавшаяся А. "онтопсихология" направлена на целостное изучение человека и образования как фактора его жизненного пути. Исследовал проблемы детской и педагогической психологии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 335)

АНАРТРИЯ
— тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.
(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 335)

См. также Дизартрия

Ч437.921

АНАСТАСЕВИЧ Василий Григорьевич (1775-1845)
— педагог, библиограф и переводчик. В начале царствования имп. Александра I участвовал в преобразовании Виленской академии, а также в организации Учебного ведомства (при основании МНП), помощник попечителя Виленского учебного округа князя А.А. Чарторыйского. Составил "Роспись российским книгам для чтения из библиотеки В. Плавильщикова" (ч. 1-3, 1820; 5 "Прибавлений", 1821- 1826) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 335)
Ч33(2)47-8

АНВАЙЛЕР (Anweiler) ОСКАР (р. 1925)
— немецкий историк и педагог. Специализировался по истории России. В отличие от мн. советологов, историю советской школы и педагогической науки рассмотрел как часть мировой и рос. истории педагогики. Фундаментальный труд А. "История школы и педагогики в России с конца эпохи царизма до начала сталинской эры" (1964) выявил осн. методологические подходы к проблематике сравнительно-педагогических исследований для стран с различными политическими системами.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 335)
Ч33(4Ф)

АНГЛИЙСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
— научное направление в этнографии и культурной антропологии, внёсшее идею эволюции в изучение культуры (Э.Б. Тейлор, Дж. Фрейзер и др.). На основе анализа обычаев, верований, искусства, нравственности т.н. примитивных народов была проведена параллель с развитием психических процессов у современного человека. В силу этого, анимистические представления в первобытном обществе были объяснены неправильным применением мыслительных приёмов, характерных и для современного человека (ассоциации идей, принципа причинности, аналогии и др.) в условиях недостаточного опыта.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 17)

АНДЕРСЕН (Andersen) ХАНС КРИСТИАН (1805-1875)
— датский поэт и писатель. Автор сказок, проникнутых гуманизмом, лиризмом и юмором ("Огниво", "Стойкий оловянный солдатик", "Гадкий утёнок", "Русалочка", "Снежная королева", "Новое платье короля" и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 335)

АНДРАГОГИКА (греч. andros - взрослый человек и agogge - руководство, воспитание)
— одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых. Термин впервые применён немецким историком просвещения К. Каппом (1833). Наряду с термином "А." в специальной литературе используются термины "педагогика взрослых", "теория образования взрослых" и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 17)

— одно из обозначений отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых (в возрасте от 18-20 лет до глубокой старости).
(Глоссарий современного образования. Под ред. В.И. Астаховой и А.Л. Сидоренко. - Харьков, 1998. С. 13)

— область педагогики, в которой рассматриваются теоретические и практические проблемы образования взрослых с учетом их особенностей (сформированности черт личности, имеющегося жизненного опыта, культурных, образовательных и профессиональных запросов, преобладания самообразования и самовоспитания и др.) в системе непрерывного образования.
(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 20)

— раздел дидактики, раскрывающий и развивающий принципы обучения взрослых.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 10)

См.также Геронтогогика,Капп,Педагогика взрослых, Тьютор

Ч441

АНДРЕЕВ Валентин Иванович (р. 1940)
— д-р педагогических наук (1984), профессор (1987), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой Казанского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

АНДРЕЕВ Евгений Николаевич (1829-1889)
— деятель рабочего и технического образования в России, педагог. Один из учредителей Русского технического общества (РТО), инициатор создания и первый председатель (1868-83) его Постоянной комиссии по техническому образованию. Сыграл важную роль в разработке теоретических основ профессионального образования. Выступал за запрещение детского труда и замену его профессиональными школами. Выдвинул (1874) проект закона о труде и обучении малолетних (принят в сокращённом виде в 1882). Под руководством А. создана система вечерне-воскресных учебных заведений для рабочих, работающих подростков, детей рабочих. Предложил (1882) план школьной реформы, сочетавшей задачи общего и профессионального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 335)
Ч33(2)5-8

АНДРЕЕВА Галина Михайловна (р. 1924)
— д-р философских наук (1966), профессор (1968), действительный член РАО (1993; Отделение психологии и возрастной физиологии), профессор факультета психологии МГУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)5-8

АНДРОНОВ Иван Козьмич (1894-1975)
— математик-методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1957). Исследовал проблемы методологии и истории математики, методики её преподавания, вопросы подготовки учителей. Автор (1918) первой в СССР программы по методике преподавания математики для учительских институтов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 335)
Ч33(2)7-8
Ч421.24г(2)

АНИКСТ Ольга Григорьевна (1887-1959)
— педагог, организатор профессионального образования в России. В составе комиссии СНК РСФСР по преодолению кризиса рабочей силы ("комиссия Троцкого") в 1920-28 руководила организацией профессиональных учебных заведений, школ ФЗУ, перестройкой системы ученичества, подготовкой рабочих на производстве, выступая против узкопрофильной её направленности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 335)
Ч33(2)7-8
Ч453(2)

© Российская национальная библиотека, 2006