ЖАДНОСТЬ
— собирательное название для ряда пороков, связанных с болезненным пристрастием к имуществу (скупость, скаредность, алчность, корыстолюбие и пр.). Среди пороков, связанных с приобретением и расходованием имущества, Аристотель особое внимание уделял скупости, проявляемой в скаредности (гипертрофированной бережливости) и в стремлении "брать откуда не следует и сколько не следует", которое присуще лицам, занимающимся "позорным" ремеслом (например, ростовщикам и пр.).

Для восточно-христианской аскетической традиции все порочные помыслы, связанные с обладанием имуществом, объединялись в понятии "сребролюбия". Сребролюбец всецело отожде- ствляет благо собственной личности с земными благами и лишение имущества отнимает у его жизни всякий смысл. Восточная традиция прослеживает тесную связь стяжательства с другими душевными и плотскими пороками. Однако противопоставление сребролюбия и бедности не является строгим и категоричным: можно, будучи бедным, принадлежать к сребролюбцам "по сердцу и уму", а можно приобретать богатство для благих целей, без порабощения им воли. В эпоху европейского Средневековья Ж. активно осуждалась и считалась пятым грехом в числе семи смертных грехов. В протестантской этике порочной стали считать лишь "инстинктивную жадность" - стремление к богатству, не предполагающее упорного труда. Скупость получает в сферах деятельности и потребления в хозяйственной этике протестантизма аскетическую санкцию и сдерживается лишь требованиями эффективности труда и производства.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 82)

ЖАК-ДАЛЬКРОЗ(Jaques-Dalcroze) Эмиль (1865-1950)
— швейцарский композитор и педагог. Занимался психологией у Э. Клапареда. Преподавал в Женевской консерватории (1892-1910). В 1911-14 вёл курс ритмического воспитания в школе музыки и ритма в Хеллерау (близ Дрездена), с 1915 - в созданном им Институте ритма в Женеве (носит его имя). Создатель системы музыкально-ритмического воспитания (см.Ритмика). В 1920-х гг. в Москве и Петрограде существовали Институты ритма по методу Ж.-Д. В середине 50-х гг. его метод нашёл применение в некоторых балетных школах Западной Европы и СССР.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 357)
Ч33(4Ш)

ЖАКОВ КАЛЛИСТРАТ ФАЛАЛЕЕВИЧ (1866-1926)
— педагог-просветитель, последователи называли его "зырянский Паскаль"(по национальности Жаков коми-зырянин). Многогранная личность: сочетал естественнонаучные знания с общефилософскими, литературными и педагогическими. Педагогические взгляды базируются на своебразном взгляде на мир, в приятии человека любой веры, потому что мир един, все мы "дети одной земли и одного неба". Известны его автобиографический роман "Сквозь строй жизни", коми литературный эпос "Биармия".
(Жаков К.Ф. о воспитании: Золотой фонд педагогики. - М., 2005. С. 3-4)
Ч33(2Р-4Ко)4-Жаков

ЖАМЦАРАНО Цыбен (1881-1937)
— бурятский просветитель, педагог, учёный, общественный деятель. В 1906 осн. нелегальный союз учителей "Знамя бурятского народа". Преподавал в Иркутском университете, с 1932 вёл научно- педагогическую работу в Ленинграде. Организатор школ, курсов учителей, научных и культурно-просветительских учреждений. Инициатор создания первой светской монгольской школы. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 357)
Ч33(2Р-6Бур)

ЖАН ПОЛЬ (Jean Paul) (псевдоним; настоящее имя и фамилия Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, Richter) (1763-1825)
— немецкий писатель, педагог. Один из популярных романистов своего времени. Во мн. произведениях Ж.П. проблемы воспитания занимают центральное место. Осн. пафосом его произведений была идея внутренней свободы личности, её совершенствования, независимо от внешних ограничений.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 357)
Ч33(4ф)

ЖАФЯРОВ Акрям Жафярович (р. 1939)
— д-р физико-математических наук (1989), профессор (1991), член-корреспондент РАО (1992; Отделение общего среднего образования), проректор Новосибирского педагогического института.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЖЕЛАНИЕ
— эмоциональная форма направленности личности, более высокая, чем влечение, и более низкая, чем интерес. Желаемое человек осознаёт как цель стремления, как то, к чему он стремится. По З. Фрейду, Ж. - один из полюсов защитного конфликта: бессознательное Ж. стремится осуществиться, опираясь на первые опыты его удовлетворения. Фрейд не отождествлял Ж. и потребность. Потребность порождается внутренним напряжением и удовлетворяется по нахождению нужного объекта (например, пищи).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 82)

См. также Мотивы

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЧИЛИЩА
— в России тип низших профессиональных учебных заведений, готовивших специалистов (мастеров по ремонту подвижного состава и путей, кондукторов, машинистов) и квалифицированных рабочих для железнодорожного транспорта. Находились в ведении Министерства путей сообщения. Первые Ж.у. возникли в России в 60-е гг. 19 в. (Елец, Харьков, Одесса, Белгород, Москва). В 1878 состоялся Съезд начальников и преподавателей Ж.у. Под руководством В.К. Делла-Восса проведена реформа Ж.у. В 1886 утверждено Положение о технических Ж.у. Срок обучения был в основном 3 года на базе начального училища при обязательной стажёрской 2-летней практике, по окончании которой выдавался аттестат. В начале 20 в. выделились механические, электротехнические и строительные отделения. Изучались железнодорожное дело, механика, устройство паровоза, электротехника, некоторые об- щеобразовательные предметы. Число Ж.у. возросло с 26 (1869) до 47 (1917). После 1917 преобразованы в школы фабрично-заводского ученичества и технические железнодорожные школы.

В СССР Ж.у. создавались по Указу Президиума ВС "О государственных трудовых резервах" (1940) (см.Трудовые резервы) на базе школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) Наркомата путей сообщения и технических железнодорожных школ и готовили квалифицированных рабочих. В 1958 преобразованы в профессионально-технические училища.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 82-83)
Ч468.759.1

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
— направление в исследовании психического развития ребёнка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Изучает происхождение и развитие интеллекта ребёнка. Гл. задача - исследование механизмов познавательной деятельности; осн. метод - клиническая беседа. Представителями школы показано, что развитие интеллекта ребёнка выражено в переходе от эгоцентризма через децентрацию к объективной познавательной позиции. Исходным для этой школы является положение о взаимодействии живой системы со средой как нераздельности двух непрерывно совершающихся процессов - ассимиляции и аккомодации. При ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, тогда как при аккомодации он перестраивает эти схемы соответственно особенностям среды.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 83)

ЖЕНСКИЕ ИНСТИТУТЫ
— в России женские закрытые средние учебные заведения. Один из первых Ж.и. - Общество воспитания благородных девиц (Смольный институт), осн. в 1764 по проекту И.И. Бецкого с отделением для девиц мещанского звания (с 1765 Александровский институт). Ж.и. создавались как сословные (дворянские и мещанские) учебные заведения преимущественно для детей-сирот и девочек из малообеспеченных семей и относились к Ведомству учреждений императрицы Марии. В Ж.и. дети были изолированы от окружающей жизни, родители подписывали обязательства не видеть детей до окончания курса. В 19 в. сословный критерий потерял своё значение, претерпели изменения и правила строгой изоляции. С 1864 узаконено проведение дома каникул и праздников. В начале 20 в. имелся 31 Ж.и. (7500 воспитанниц).

В Ж.и. зачислялись девочки 10- 13 лет на бесплатные вакансии и с 10- 16 лет на своекоштные. При поступлении требовалось знание молитв, умение читать, писать и считать. Ж.и. обеспечивали общее, религиозное и светское воспитание. В отличие от гимназий в Ж.и. наибольшее внимание уделялось изучению новых языков, искусству и домоводству. Девочки также получали педагогическую профессию (подготовка осуществлялась в пепиньерских классах, педагогических курсах, в музыкальных, рисовальных и чертёжных классах). Лучшие ученицы зачислялись в придворную службу. За воспитание учениц в Ж.и. несли ответственность начальница и классные дамы (две на класс).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 83)

См. также История образования в России, Женское образование

Ч484(28)715.1

ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— высшее учебное заведение Ведомства учреждений императрицы Марии. Осн. в 1903, С.-Петербург. В 1918 преобразован в 1-й Петроградский педагогический институт, в 1922 слит с Петроградским педагогическим институтом им. А.И. Герцена (ныне Российский государственный педагогический университет).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 83)
Ч489.514(28)711
Ч489.514(2)7

ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
—самостоятельная отрасль образования, возникшая в связи с неравноправным общественным положением женщины.

В античном мире девочки воспитывались в семье. В средние века, начиная с 8 в., при женских монастырях открывались школы, дававшие минимум знаний, необходимых для пострижения в монахини. С 11 в. женские школы создавали мирские женские братства. Идею Ж.о. развивали Эразм Роттердамский, Я.А. Коменский, Ф. Фенелон и другие просветители. В 18 в. вопрос о Ж.о. поднимался во Франции в многочисленных проектах реформ образования, в сочинениях Ж.Ж. Руссо, в трудах М.Ж.А.Н. Кондорсе и др.

Начальное и среднее женское образование. Первые сведения об обучении девочек в России относятся к 11 в. С начала 17 в. большое внимание уделяется Ж.о. в семьях знати. В 1754 были учреждены первые акушерские школы в Москве и С.-Петербурге, а затем и в других городах; одновременно возникли частные женские пансионы, содержавшиеся иностранцами. Началом общественного Ж.о. принято считать 1764, когда в С.-Петербурге по проекту И.И. Бецкого было основано Воспитательное общество благо- родных девиц и при нём отделение для девиц мещанского звания. С 1786 создавалась сеть начальных школ совместного обучения, однако до 1796 в них обучалось лишь 12,5 тыс. девочек, что в 13 раз меньше, чем мальчиков.

В 1-й половине 19 в. Ж. о. строилось по сословному принципу. Для девочек привилегированных сословий предусматривалось "светское" образование, для дочерей низших военных и гражданских чинов, купцов, ремесленников - гл.о. профессиональное образование. Создавались закрытые духовные учебные заведения и епархиальные училища (полузакрытые). В Ведомстве учреждений императрицы Марии (ВУИМ) сложилась система закрытых женских учебных заведений (см.Женские институты).

На рубеже 50-60-х гг. расширилась сеть начальных женских школ, возникли воскресные школы. С 1864 разрешалось совместное обучение в земских школах. В 1858 в С.-Петербурге по проекту Н.А. Вышнеградского было создано первое открытое бессословное среднее учебное заведение - Мариинское 7-классное женское училище (с 1862 - гимназия), затем открылись несколько подобных учебных заведений в других городах, а также училища МНП с 6-летним и 3-летним курсами обучения. В 1870 училища были переименованы в гимназии и реорганизованы. С 1872 открывались частные женские гимназии, работавшие по программам МНП. В 1882 в качестве переходной ступени между начальными и средними учебными заведениями были созданы 4-годичные платные учебные заведения. К 1911 система среднего Ж.о. в России складывалась из бессословных открытых учебных заведений (гимназии МНП, гимназии ВУИМ, частные гимназии) и сословных учебных заведений (институты, епархиальные училища и училища духовного ведомства). Имелись также открытые учебные заведения, дававшие неполное среднее образование: прогимназии МНП, мариинские училища ВУИМ, небольшое число женских городских училищ. С 1912 открывались высшие начальные училища, которые могли быть раздельными и смешанными.

В конце 19 в. получило развитие среднее специальное Ж.о. - сельскохозяйственное, коммерческое, техническое и др. Педагогическое образование женщин осуществлялось в пепиньерских классах и педагогических классах женских институтов. Первые педагогические курсы были созданы Вышнеградским в 1863. Педагогические классы открывались при министерских Мариинских частных гимназиях и епархиальных училищах. Создавались женские школы и семинарии земствами и частными лицами.

Высшее женское образование. Первым кратковременным опытом явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химии А.И. Шерера в С.-Петербурге в 1823. В 1859-61 женщины посещали в качестве вольнослушательниц Петербургский и Московский университеты, а в 1862-64 - Медико-хирургическую академию. По Уставу 1863 доступ женщин в университеты не был разрешён, что вынуждало их уезжать для обучения в Западную Европу. В 1870 основаны Владимирские курсы в С.-Петербурге, где читались лекции для лиц обоего пола; в 1872 - общеобразовательные курсы В.И. Герье в Москве и курсы учёных акушерок при Медико-хирургической академии в С.-Петербурге (с 1876 - Женские врачебные курсы), в 1878 - высшие женские курсы в С.-Петербурге (Бестужевские курсы) и Киеве. В 1886 приём слушательниц на все курсы был прекращён, в 1889 - возобновлён лишь на Бестужевские курсы, а в Москве высшее Ж.о. приобрело форму "коллективных уроков" при Обществе воспитательниц и учительниц. В конце 19 - начале 20 вв. было возобновлено и усовершенствовано женское медицинское образование, восстановлены и открыты новые высшие женские курсы. Возникали частные высшие учебные заведения для лиц обоего пола: Шанявского университет в Москве, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева (1908), Вольный университет в С.-Петербурге (1910). Дипломы женских высших учебных заведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве по сравнению с гимназическим аттестатом, за исключением Медицинского института, выпускницы которого получали диплом врача и право на государственную службу. С 1910 началось уравнивание в правах выпускных свидетельств высших женских курсов и мужских учебных заведений. После 1917 женские высшие учебные заведения вошли в состав единой высшей школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 83-84)

См. также Женские институты, История образования в России

Ч34(28)42

ЖЕРТВА
  1. добровольный отказ, воздержание от чего-либо важного и дорогого для человека, отречение, очищение, цена, которую человек платит за сознание, за то, чтобы быть человеком, самопожертвование.
  2. Существо, погибшее или пострадавшее в результате насилия, агрессии или несчастного случая, катастрофы, социального потрясения. Наука, изучающая различные категории людей, ставших жертвами социализации, называется виктимологией.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 84)

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ
— умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка. Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое насилие - нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков; сексуальное насилие - использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией детской, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли; психическое (эмоци- ональное) насилие - отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.); пренебрежение основными потребностями ребёнка - отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии. В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объектом для проявления низменных человеческих качеств. Жестокость по отношению к детям возникает в силу различных причин: из-за негативных нравственных качеств взрослых, вследствие их неудовлетворённости своим образом жизни, социальным положением, отсутствием работы и других неудач, в результате конфликтов в семье. Жестокость может быть проявлением психического заболевания. В любом случае жестокое обращение не должно остаться безнаказанным как в моральном, так и в юридическом плане, вплоть до лишения родительских прав.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 84)

См. также Дети, Родительские права и обязанности

ЖЕСТОКОСТЬ ДЕТСКАЯ
— способность ребёнка причинять страдания людям или животным. Причины Ж.д., как правило, иные, нежели те, что порождают жестокость взрослых. Наиболее распространена Ж.д. по неведению. Дошкольник может искалечить животное, поранить товарища и т.п., не имея сознательного намерения причинить боль. Его поведение в этом случае объясняется незнанием свойств предметов и явлений, неспособностью представить последствия своих поступков. Вследствие естественного возрастного эгоцентризма ребёнок ещё не в состоянии понять, что другой человек или любое живое существо так же могут испытывать боль и страдание, как и он сам. Он не умеет оценить и прочувствовать чужие страдания, а мн. действия совершает спонтанно и необдуманно. Но было бы неверно считать, что Ж.д. по неведению как естественная возрастная особенность устранится сама собой по мере взросления. Если ребёнок бесконтрольно и безнаказанно совершает жестокие поступки, то такое поведение может войти в привычку и закрепиться в более старшем возрасте. Поэтому с малых лет необходимо пресекать проявления Ж.д., а главное - активно формировать способность к сочувствию и сопереживанию. Ребёнка, который проявил Ж.д. по неосторожности или незнанию, не следует наказывать. Ему надо доступно объяснить, какой ущерб он причинил, вызвать у него эмоциональное переживание, заставить задуматься над последствиями своих действий.

Дети нередко бывают жестоки по отношению друг к другу, поскольку ещё не вполне освоили навыки конструктивного общения и сотрудничества. Серьёзной ошибкой родителей и педагогов является попустительство или даже поощрение жестокого отношения детей к сверстнику, который им чем-то не угодил или просто чем-то от них отличается (например, особенностями внешности, речи и т.п.). Задача старших - формирование здоровых отношений между детьми, где никто не отвергнут и не унижен. Взрослым также необходимо самим являть пример доброты и гуманности в человеческих отношениях, прежде всего в отношении к детям. Если в семье практикуются физические наказания, то тем самым ребёнку преподносится наглядный урок: сильный всегда может утвердиться в своих правах, причинив страдания слабому. Установлено, что среди несовершеннолетних правонарушителей, совершивших насильственные преступления, значительная часть в семье испытывала физические наказания. Крайне негативно на формировании поведения ребёнка сказываются образцы насильственных действий, которыми изобилуют произведения массовой культуры, особенно кино- и видеофильмы. Поэтому необходимо контролировать круг интересов детей, исключая из него насилие и жестокость.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 84)

ЖИЛИНСКИЙ Дмитрий Дмитриевич (р. 1927)
— профессор (1970), действительный член РАО(1993; Отделение образования и культуры).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЖИРАР (Girard) Жан Батист (1765-1850)
— швейцарский педагог, деятель в области начального образования. В 1781 окончил иезуитскую школу и вступил в Орден францисканцев (принял имя Грегуар). Выступал за введение обязательного и бесплатного начального обучения (проект системы образования в Швейцарии, 1799). Свои идеи воплотил в практике школ Фрибура (1807-23 и с 1834) и Люцерна (1824- 1834). По образцу учебных заведений Ж. в Италии, Испании и других странах организовывались школы "жирардины". За "Воспитательный курс обучения родному языку в школе и семье" (т. 1- 6, 1845-48) Ж. присуждена специальная премия Французской академии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 357)
Ч33(4ш)

ЖИТЕЦКИЙ ПАВЕЛ ИГНАТЬЕВИЧ (1836-1911)
— литературовед. Учился в Киевской духовной академии и Киевском университете, был учителем русского языка и словесности в Каменец-Подольске и Киеве. Член-корреспондент Академии наук (1898).
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 9-10)
Ч426.21г(2Ук)

ЖИТКОВ Борис Степанович (1882-1938)
— писатель, один из зачинателей современной детской литературы. Повести и рассказы (сборники "Злое море", 1924; "Морские истории, 1925-1937); пьесы, научно-художественные книги для подростков ("Пароход", "Рассказы о животных", обе 1935), повесть-энциклопедия для малышей "Что я видел" (издано в 1939).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 357)
Ч33(2)7-8
Ч426.21,6(2)317.8-Житков

ЖУКОВ Иннокентий Николаевич (1875-1948)
— педагог, один из организаторов скаутизма в России. В 1914-17 ответственный секретарь Всерос. общества содействия мальчикам-разведчикам ("Русский скаут"); после 1917 пытался создать организацию "Красных скаутов". В 1922-23 участвовал в создании пионерской организации в Москве, член Центрального бюро юных пионеров при ЦК РКСМ. Предложил назвать всесоюзную детскую организацию пионерской, ввести девиз "Будь готов!", разработал программу умений и навыков для пионеров и метод длительной игры. Ж. присвоено поч. звание "Старший пионер РСФСР". Автор работ по вопросам воспитания и книг для детей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 357)
Ч33(2)7-8
Ч422(2)3

ЖУКОВ Рэм Федорович (?)
— доктор технических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента в машиностроении СПбГИЭУ. Труды по педагогике, активным методам обучения и акмеологии. Разработал методику деловых игр и внедрил Методы Активного Социологического Тестированного Анализа и Контроля (МАСТА) для использования как личностью, так и коллективом.
(Рэм Федорович Жуков. - СПб., 2002. С. 2, 28)

См. также Акмеология

Ч33(2)7-8

ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (1783-1852)
— поэт, переводчик, член Российской академии (1818), академик Петербургской АН (1841; поч. член с 1827). С 1815 член и постоянный секретарь литературного общества "Арзамас", носившего просветительный характер. В просвещении Ж. видел осн. средство достижения человеческим обществом прогресса. С 1817 учитель русского языка великой княгини Александры Фёдоровны (будущей императрицы). В 1826-41 наставник великого князя Александра Николаевича (будущего имп. Александра II), которого Ж. стремился воспитать как просвещённого и справедливого монарха, уделяя большое внимание религиозно-нравственным проблемам.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 357)
Ч426.21,6(2)315.8-Жуковский

ЖУРАВЛЁВ Василий Иванович (1923-1996)
— педагог, действительный член РАО (1992). С 1940 на педагогической работе, в 1956-77 преподавал в Липецком и других педагогических институтах; вёл длительный эксперимент по реализации достижений педагогической науки и практики (на примере липецкого и ростовского опыта). С 1978 зав. кафедрой педагогики МОПИ. Разрабатывал проблемы развития педагогики как интегративной дисциплины в комплексе наук о человеке ("Педагогика в системе наук о человеке", 1990).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 357)
Ч33(2)7-8

ЖУРАКОВСКИЙ Василий Максимилианович (р. 1940)
— д-р технических наук (1986), профессор (1987), член-корреспондент РАО (2001; Отделение высшего образования), первый заместитель министра образования РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЖУРАКОВСКИЙ Геннадий Евгеньевич (1894-1955)
— историк педагогики, член-корреспондент АПН РСФСР (1945), д-р педагогических наук (1940). Вёл научно-педагогическую деятельность в вузах Киева (1924-34) и Москвы (с 1934). Опубликовал фундаментальные труды: "Очерки по истории педагогики в связи с историей классовой борьбы" (ч. 1, 1926), "Очерки по истории античной педагогики" (2 изд., 1963). Предложил способ синхронности изучения материалов по истории зарубежной и отечественной педагогики. Составил "Настольный атлас по теории и истории педагогики" (св. 600 таблиц, не опубликован).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 357)
Ч33(2)7-8

ЖУРНАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
— В России материалы по педагогическим проблемам с 18 в. печатались в литературных и политических журналах (в т.ч. в изданиях Н.И. Новикова, который ввёл в журнал "Прибавления к "Московским ведомостям"" (1783-84) самостоятельный педагогический отдел, преобразованный затем в первый детский журнал "Детское чтение для сердца и разума". В 19 в. первым специализированным журналом в сфере педагогики стал "Педагогический журнал" (библиографическое описание журналов см. в пристатейном списке), развернувший критику современных воспитания и школы и пропагандировавший идеи воспитывающего обучения и всеобщего элементарного образования. Издавались: "Библиотека для воспитания", первое официальное издание - "Журнал министерства народного просвещения" (ЖМНП), "Журнал для воспитания" (орган передовой общественной мысли, печатавший статьи К.Д. Ушинского, П.Г. Редкина, Н.Х. Весселя и др.), "Русский педагогический вестник", "Учитель", "Народная школа", "Ясная Поляна", "Детский сад", "Филологические записки" (по методике преподавания). Во 2-й половине 1870- 1880-е гг. продолжилась дифференциация журналов. Появились журналы "Семья и школа" (пропагандировал идеи Ф. Фребеля), "Педагогическая летопись" (развивала идеи Н.И. Пирогова и Ушинского), "Русский начальный учитель", "Русский филологический вестник" с педагогическим отделом, "Естествознание и география", "Журнал элементарной математики", "Женское образование", первый критико-библиографический педагогический журнал "Педагогический музей" и др. В 1890- 1900-е гг. начали издаваться два крупнейших Ж.п.: "Вестник воспитания" и "Русская школа", освещавшие историю педагогики и актуальные проблемы образования. С развитием специального образования появился журнал "Техническое образование". По данным Н.Н. Аблова, в 1905-07 возникло 34 Ж.п. (из них 18 - в провинции, однако большинство их просуществовало 1-2 года), в т.ч. "Для народного учителя", "Свободное воспитание", "Вестник народного образования". Издавались методические журналы "Родной язык в школе", "Математический вестник", педагогическая периодика по отдельным проблемам: "Профессиональное образование", "Книжки педагогической психологии".

В начале 20 в. выходили местные официальные издания учебных округов и дирекций народных училищ: "Педагогический вестник Московского учебного округа", "Начальное обучение", "Вестник образования и воспитания" (Казанский учебный округ), "Вестник Оренбургского учебного округа", "Домашнее и школьное обучение" (Варшавский учебный округ), "Народное образование в Виленском учебном округе", педагогические статьи в виде приложения к циркулярам по управлению Кавказским учебным округом, "Известия по народному образованию Воронежской губернии", "Кубанская школа", "Оренбургские педагогические записки". Издателями Ж.п. были Министерство народного просвещения, Гл. управление военно-учебными заведениями, Синодальные учебные заведения разных ведомств, городской думы, земства, учительские союзы, педагогические общества, съезды, выставки, частные лица. По данным Аблова, в 1803-1916 в России в разное время издавался 251 Ж.п.

После октября 1917 большинство серьёзных Ж.п. было закрыто ("Вестник воспитания", "Русская школа", "ЖМНП" и др.), что нанесло значительный урон развитию отечественной педагогической мысли. В 1918 (до декабря) выходили издания Всероссийского учительского союза - "Известия ВУСа", "Народный учитель" и "Учитель", публиковавшие альтернативные демократические проекты ВУСа (закрыты решением ВЦИК). В оппозиции к Наркомпросу находились либерально-демократические журналы "Новая школа" и "Свободное воспитание и свободная школа" (предпринимал попытки соединить идеи социализма и свободного воспитания; оба журнала закрыты в январе 1919), а также петроградский журнал "Педагогическая мысль" - единственный журнал, выступавший против политизации и идеологизации школы (запрещён в 1924 за публикацию статей П.Ф. Каптерева, А.П. Пинкевича и И.М. Гревса). Появилось большое число новых Ж.п. (в 1917-24 - 300 изданий), но большинство из них выходило кратковременно. С января 1918 издавался орган Наркомпроса РСФСР журнал "Народное просвещение"; параллельно (с мая 1918 вместо него) печатался одноимённый еженедельник (с 1923 ежемесячник). С 1922 Ж.п. создавались только решением советских и партийных органов и подвергались цензуре.

В 20-е гг. основаны журналы: "Коммунистическое просвещение" (для преподавателей, культработников и библиотекарей по вопросам ликвидации неграмотности, образования взрослых и др.); "На путях к новой школе" (орган Научно-педагогической секции ГУСа), ставший научным центром советской педагогики; "Народный учитель" (орган ЦК профсоюзов работников просвещения). В 20-е гг. Ж.п. издавались во мн. городах и областях: "Вопросы просвещения на Северном Кавказе", "Просвещение на Урале", "Вопросы просвещения на Дальнем Востоке", "Сибирский педагогический журнал" в г. Но- вониколаевске (отличался независимой позицией), "Просвещенец" (Ленинград).

Теоретические и практические педагогические проблемы освещали журналы "Педология" (орган Сектора науки Наркомпроса РСФСР), "Вопросы дефектологии", "Психология", "Дошкольное воспитание", "Детский дом", "Охрана детства", "Вожатый", "Массовое профессиональное образование", "Политехнический труд в школе", "Просвещение на транспорте", "Жизнь рабочей школы", "Фабзавуч", "Красное студенчество" и др. Вопросы методики освещались в журналах "Родной язык и литература в трудовой школе", "Математическое образование", "Обществоведение в трудовой школе", "Физика, химия и математика и техника в трудовой школе", "Искусство в школе" и др. В журналах проводились дискуссии по актуальным вопросам. В 1929 образован журнал "Просвещение национальностей".

В 30-е гг. были закрыты мн. Ж.п. (в т.ч. в 1933 один из лучших журналов "На путях к новой школе"), а после 1936 прекращены все Ж.п. и с закрытием в 1937 журнала "Коммунистическое просвещение" даже Наркомпрос не имел своего теоретического периодического издания. В 1937 вместо всех прежних Ж.п. был основан журнал "Советская педагогика", в то же время были созданы методические журналы: "Начальная школа", "География в школе", "Иностранные языки в школе", "Физика в школе", "Химия в школе" и др. После Великой Отечественной войны началось восстановление ряда Ж.п. В 1946 осн. журнал "Народное образование". Выходили журналы: "Школа и производство", "Школа-интернат", "Вечерняя средняя школа", "Среднее специальное образование", "Дефектология", "Семья и школа", "Вожатый" (ныне "Ступени"). В 80-е гг. добавились методические журналы: "Музыка в школе", "Информатика и образование". В 1990-е гг. появились десятки новых Ж.п., в т.ч. в различных регионах. В 2000 выходило 125 Ж.п. на русском языке.

Педагогические журналы до 1917:

  • "Библиографический указатель", ежемесячный листок для родителей и воспитателей (Приложение к журналу "Детское чтение"), СПБ, 1869-70. Ред.: А.Н. Острогорский. Далее: "Педагогический листок".
  • "Библиотека для воспитания", М., 1843-46 (12 кн.). Ред.: П.Г. Редкин и Д.А. Валуев. Далее: "Новая библиотека для воспитания".
  • "Вестник воспитания", научно-популярный журнал для родителей и воспитателей, М., 1890-1917 (8-9 номеров в год). Изд.-ред.: Е.А. Покровский, Н.Ф. Михайлов.
  • "Вестник народного образования", ежемесячное информационно-справочное издание по вопросам образовательной и профессиональной школы первых двух ступеней, дошкольного и внешкольного образования, образования учащегося персонала, самообразования и библиографии, СПБ, 1911-16. Ред.: Е.Ф. Проскурякова.
  • "Вестник народных университетов", издание совета Петербургского общества народных университетов, СПБ, 1910- 1911 (8 номеров год). Ред.: М.М. Гран.
  • "Вестник опытной физики и элементарной математики", Киев, 1886-90; Одесса, 1891-1916 (3 номера в месяц). Изд.-ред.: Э.К. Шпачинский и др. Ранее: "Журнал элементарной математики".
  • "Воспитание", ежемесячный журнал для родителей и наставников, СПБ, 1857-59; М., 1860-63; в 1857-59: "Журнал для воспитания". Ред.: А.А. Чумиков. Далее: "Журнал для родителей и наставников".
  • "Воспитание и обучение", ежемесячный журнал, СПБ, 1877-1917 (в 1882-85 - 3 номера в год). С 1882 - приложение к журналу "Родник". Ред.: Н.А. Белозёрская, Е.А. Сысоева, А.Н., Н.А. и Т.А. Альмединген. Ранее: "Детский сад".
  • "Гимназия", ежемесячный журнал филологии и педагогики, Ревель, 1888- 1900 (в 1891 - 4 номера, в 1897 - 7 номеров в год). Изд.-ред.: Г.А. Янчевецкий. Приложение: "Педагогический еженедельник", 1894-1900.
  • "Гувернантка", периодическое издание для начальниц институтов и пансионов, классных дам, домашних наставниц, СПБ, 1862, № 1-6. Изд.-ред.: А. Малышева, З. Травлинская.
  • "Детский сад", ежемесячный педагогический журнал для родителей, наставников и воспитательниц, СПБ, 1866-76. Ред.: А.С. Симонович, Е. Бороздина, В. Толмачёв. Далее: "Воспитание и обучение".
  • "Для народного учителя", М., 1907- 1917 (20 номеров в год). Изд.: И.Д. Сытин. Ред.: Н.В. Тулупов, П.М. Шестаков.
  • "Дошкольное воспитание", журнал "Естествознание и география", научно-популярный и пед. журнал, М., 1896-1917 (10 номеров в год). Изд.-ред.: М.П. Варрава.
  • "Женское образование", журнал для родителей, наставниц и наставников, СПБ, 1876-91 (10 номеров в год). В 1878-89 подзаголовок: Педагогический листок для родителей... Изд.-ред.: В.Д. Сиповский. Ранее: "Педагогический листок С.-Петербургских женских гимназий". Далее: "Образование".
  • "Журнал департамента народного просвещения", см. "Журнал министерства народного просвещения".
  • "Журнал для воспитания". Руководство для родителей и преподавателей, см. "Воспитание".
  • "Журнал для родителей и наставников", М., 1864-65 (24 номера в год). Изд.-ред.: Ф.Ф. Кейзер. Ранее: "Воспитание".
  • "Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений", см. "Педагогический сборник".
  • "Журнал министерства народного просвещения", СПБ, 1834-1917. Ред.: К.С.<~>Сербинович, А.В. Никитенко, К.Д.<~>Ушинский, Ю.С.<~>Рехневский, И.Д.<~>Галанин, А.И. Георгиевский, Е.М. Феоктистов, Л.Н. Майков, В.Г. Васильевский, Э.Л. Радлов, П.И. Лебедев-Полянский. Ранее: I. "Периодическое сочинение об успехах народного просвещения", СПБ, 1803-17, 1819 (44 сб.). Ред.: Н.Я. Озерецковский. II. Ежемесячный "Журнал департамента народного просвещения", СПБ, 1821-24. Ред.: Н.Ф. Остолопов. III. "Записки, издаваемые от департамента народного просвещения", СПБ, 1825, 1827, 1829 (1 выпуск в год). Указатель к повременным изданиям МНП с 1803 по июнь 1864, ч. 1-2, СПБ, 1864-65; Алфавитный указатель к неофициальной части ЖМНП с начала 1866 по 1872 включительно, СПБ, 1873; Лященко А.И., Указатель статей, помещённых в неофициальной части ЖМНП за время с 1867 по 1891, СПБ, 1894; то же, за время с 1892 по 1900, СПБ, 1902; то же, за время с 1901 по 1910, СПБ, 1911.
  • "Журнал элементарной математики", Киев, 1884-86 (24 номера в год). Изд.-ред.: В.П. Ермаков. Далее: "Вестник опытной физики и элементарной математики".
  • "Занятия комитета грамотности". Прибавление к "Трудам Вольного экономического общества", СПБ, 1863-69. Ред.: Н.Я. Ростовцев, Д.Ф. Студитский; с 1864 - И.И. Паульсон. Ранее: "Журнал Комитета грамотности, учреждённого при имп. Вольном экономическом обществе", СПБ, 1862-63 (3 выпуска).
  • "Записки, издаваемые от департамента народного просвещения", см. "Журнал министерства народного просвещения".
  • "Записки учителя", М., 1881-85 (10 номеров в год). С июня 1881 по май 1882 не выходил. Изд.-ред.: X. Цинк.
  • "Книжки педагогической психологии", СПБ, 1905-08, 1910 (нерегулярно, вышло 11 кн.). Ред.: А.П. Нечаев.
  • "Коммерческое образование", журнал коммерческого образования, коммерческих знаний и практической коммерческой деятельности, СПБ, 1908-16 (8 номеров в год). Ред.: А.И. Даринский, Е.Е. Сиверс.
  • "Листок по обучению по звуковому способу глухонемых, воспитанию и призрению их", СПБ, 1899-1900 (12 номеров в год). Изд.-ред.: А.Ф. Остроградский.
  • "Математический вестник", журнал, посвящённый вопросам преподавания арифметики и начал алгебры и геометрии, М., 1914-17 (8 номеров в год). Ред.-изд.: Н.А. Извольский.
  • "Народная школа", ежемесячный педагогический журнал, СПБ, 1869-89. Изд.-ред.: Ф.Н. Медников, В.А. Евтушевский, А.П. Пятковский. Приложение: ежемесячный "Библиографический листок", 1869-77; "Летопись С.-Петербургского педагогического общества", 1869; "Политические известия для народных учителей"; "Летопись Комитета грамотности при Вольном экономическом обществе", 1869-73; "Сборник статей по естествознанию и технике для народных учителей".
  • "Народное образование", ежемесячный журнал, СПБ, 1896-1917. Издание Святейшего Синода. Ред.: С.И. Миропольский и др. А. Т-м, Систематический указатель в журнале ..., в. 1-2 (1896-1912), СПБ, 1908-13.
  • "Народный учитель", Кишинёв, 1906-07; Киев, 1908-09; М., 1910-19 (нерегулярно). Ред.-изд.: А.Д. Осмоловский.
  • "Новая библиотека для воспитания", М., 1847, 1849 (10 книг). Изд.: П.Г. Редкин. Ранее: "Библиотека для воспитания".
  • "Образование", ежемесячный педагогический и научно-популярный журнал, посвящённый вопросам воспитания и обучения, СПБ, 1892-1909. Изд.- ред.: В.Д. Сиповский, А.Я. Острогорский. Ранее: "Женское образование".
  • "Патриот", журнал воспитания, издаваемый Владимиром Измайловым, М., 1804 (4 части, 12 номеров).
  • "Педагогическая летопись", издание Петербургского педагогического общества, СПБ, 1876-77 (9 номеров). Отв. ред.: К.А. Сент-Илер.
  • "Педагогический вестник Московского учебного округа", М., 1911-17 (8 номеров в год). Ред.-изд.: А.А. Флёров. Приложение: "Официальные известия по Московскому учебному округу".
  • "Педагогический журнал", СПБ, 1833-34 (6 частей). Ред.: Е.О. Гугель, П.С. Гурьев, А.Г. Ободовский.
  • "Педагогический листок", издание для родителей и воспитателей, приложение к журналу "Детское чтение", СПБ, 1871-85, 1892-94; М., 1894-1918 (4-8 номеров в год). Ред.: А.Н. Острогорский, с 1877 - В.П. Острогорский, П.В. Голяховский, Д.И. Тихомиров. Ранее: "Библиографический указатель", указатель рецензий и статей, помещённых в приложении к журналу "Детское чтение": "Библиографический указатель" и "Педагогический листок" (в 1869-79), "Педагогический листок", 1878, № 3-4.
  • "Педагогический листок Санкт-Петербургских женских гимназий", СПБ, 1872-75 (10 номеров в год). Изд.-ред.: И.Т. Осинин. Далее: "Женское образование".
  • "Педагогический музей", ежемесячное обозрение периодической литературы, учебных пособий и книг по педагогике и училищеведению, СПБ, 1875- 1880. Ред.: П.Н. Рогов, С.В. Божковский.
  • "Педагогический сборник", ежемесячное издание, СПБ, 1864-1918. Ред.: Н.X.<~>Вессель, А.Н. Острогорский, И.С.<~>Симонов. Ранее: "Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений" (1836-63, 24 номера в год). Переселенков С.А., Систематический указатель статей, напечатанных в неофициальной части "Педагогического сборника" за 50 лет (1864-1914), Пг., 1915; его же, Систематический указатель к официальной части ... за 50 лет (1864-1914), Пг., 1917.
  • "Педагогическое обозрение", М., 1912-15 (10 номеров в год). Ред.-изд.: А.Е. Флёров, в 1915 - Н.В. Васильев.
  • "Периодическое сочинение об успехах народного просвещения", см. "Журнал министерства народного просвещения".
  • "Профессиональное образование", журнал, издаваемый отделом промышленных училищ МНП, Пг., 1915-17 (10 номеров).
  • "Родной язык в школе", Ярославль, 1914-16; М. - Л., 1917-27 (5 номеров в год). Ред.-изд.: А.М. Лебедев.
  • "Русская школа", ежемесячный общепедагогический журнал для школы и семьи, СПБ, 1890-1917 (в 1890 -10 номеров в год). Изд.-ред.: Я.Я. Гуревич, с 1906 - Я.Я. Гуревич.
  • "Русский начальный учитель", ежемесячный журнал, СПБ, 1880-1911. Изд.-ред.: В.А. Латышев.
  • "Русский педагогический вестник", ежемесячное издание, СПБ, 1857-61. Изд.-ред.: Н.А. Вышнеградский, П.С. Гурьев и др. Приложение: "Библиотека для детского чтения", 1861 (2 книги).
  • "Русский учитель", ежемесячный профессиональный орган учительства начальной и средней школы, СПБ, 1912- 1913. Ред.: Г.А. Фальборк.
  • "Русский филологический вестник", Варшава, 1879-1914; М., 1915-16; Пг., 1917; Казань, 1918 (4 номера в год). Изд.-ред.: М.А. Колосов, А.И. Смирнов, Е.Ф. Карский. Приложение: "Педагогический отдел".
  • "Свободное воспитание", ежемесячный журнал, М., 1907-18. В 1918: "Свободное воспитание и свободная школа". Ред.: И. И. Горбунов-Посадов.
  • "Семья и школа", педагогический журнал, СПБ, 1871-88 (10 номеров в год, с 1880 - ежемесячно). Изд.-ред.: Ю.И. Симашко, К.Д. Краевич, К.Н. Модзалевский. Приложения: "Наша начальная школа", 1873-76 (10 номеров в год); "Педагогическая хроника", 1878-85 (40 номеров в год). Систематический указатель статей за 1871-76, кн. 1-2, СПБ, 1877.
  • "Семья и школа", ежемесячный журнал для детей, М., 1905-17.
  • "Слепец", ежемесячный журнал для обсуждения вопросов, касающихся улучшения быта слепых, СПБ, 1883-1917. В 1886-89: "Русский слепец". Ред.: Ал.П. Чехов, с 1894 - Г.П. Недлер.
  • "Техническое образование", педагогический журнал, издаваемый Постоянной комиссией по техническому образованию при имп. Русском техническом обществе, СПБ, 1892-1917 (8 номеров в год). С 1908: "Техническое и коммерческое образование". Ред.: Е.М. Гаршин, А.Г. Неболсин. Указатель статей, помещённых в журнале за первое десятилетие его существования: октябрь 1892 - сентябрь 1902, СПБ, 1903; Титов Л.Г., Указатель статей, помещённых в журнале "Техническое и коммерческое образование" за второе десятилетие его издания: с сентября 1902 по сентябрь 1912, СПБ, 1912.
  • "Учитель", журнал для наставников, родителей и всех желающих заниматься воспитанием и обучением детей, СПБ, 1861-70 (24 номера в год). Изд.-ред.: И.И. Паульсон, Н.Х. Вессель, в 1867-68 изд.: Д.Е. Кожанчиков. Приложения: "Справочный листок журнала "Учитель"", СПБ, 1862-70 (24 номера в год); "Натуралист. Вестник естественных наук и сельского хозяйства", СПБ, 1864-68 (24 номера в год); "Чтение для юношества", СПБ, 1864-66 (24 номера в год).
  • "Физическое обозрение", Варшава, 1900-05; Киев, 1906-17 (6 книг в год). Изд.-ред.: П.А. Зилов, Г.Г. Де-Метц. Специальное отделение: преподавание физики.
  • "Филологические записки", Воронеж, 1860, 1862, 1864-1917 (6 номеров в год). Изд.-ред.: А.А. Хованский и др.
  • "Филологическое обозрение", М., 1891-1903 (4 номера в год). Изд.-ред.: А. Адольф, А. Аппельрот.
  • "Ясная Поляна", ежемесячный педагогический журнал, издаваемый графом Л.Н. Толстым, М., 1861-62.

Педагогические журналы после 1917:

  • "Абитуриент", журнал для поступающих в вузы, М., 1991- (6 номеров в год).
  • "Аlma mater" ("Вестник высшей школы"), ежемесячный журнал Министерства образования РФ, М., 1991-. Ранее: "Вестник высшей школы".
  • "Биология в школе", журнал Министерства образования РФ, М., 1934-41, 1957- (8 номеров в год, ведёт историю с журнала "Естествознание в советской школе", осн. в 1927; в 1934: "Биология и химия в средней школе"; в 1935-36: "Биология и химия в школе"). Библиотечка журнала (2 выпуска в год).
  • "Бюллетень Министерства образования", ежемесячный журнал, М., 1933-.
  • "Вестник высшей школы", ежемесячный журнал Министерства образования РФ, М., 1940-41, 1945-91. Далее: "Аlma mater".
  • "Вестник образования", ежемесячное официальное справочное издание Министерства образования РФ, М., 1922-.
  • "Вестник просвещения", ежемесячное издание, орган МосОНО, М., 1922- 1929.
  • "Вечерняя средняя школа", журнал Министерства образования РФ, М., 1958-96 (6 номеров в год). До 1961 выходил под названием: "Общеобразовательная школа взрослых". Далее: "Открытая школа".
  • "Внешкольник. Дополнительное образование", М., осн. в 1929, воссоздан в 1996 (11 номеров в год).
  • "Вожатый", см. "Ступени".
  • "Вопросы дефектологии", М., 1928- 1931 (6 номеров в год).
  • "Вопросы просвещения на Дальнем Востоке", Чита - Владивосток, 1923- 1925 (7 номеров в год).
  • "Вопросы просвещения на Северном Кавказе", см. "За социалистическую культуру".
  • "Воспитание школьников", ежемесячный журнал Министерства образования РФ, М., 1966-. Библиотека журнала (2 выпуска в год). Ранее: "Школа-интернат".
  • "География в школе", журнал Министерства образования РФ, М., 1934- 1941, 1946- (6 номеров в год).
  • "Детский дом", см. "Охрана детства".
  • "Дефектология", журнал РАО, М., 1969- (6 номеров в год).
  • "Дидакт", журнал по вопросам образования и культуры, М., 1991- (6 номеров в год).
  • "Директор школы", научно-методический журнал для руководителей учебных заведений и органов народного образования, М., 1993- (10 номеров в год).
  • "Дошкольное воспитание", журнал Министерства образования РФ, М., 1928-.
  • "Естествознание в советской школе", М., 1927-32 (нерегулярно). В 1927-30: "Естествознание в трудовой школе".
  • "Естествознание в школе", М. - [Л.], 1918-29 (в 1918-23 - 8 номеров в год, в 1924-29 - 4 номера в год). Артоболевский Г.В., Указатель статей и рецензий, помещённых в журнале... за первые 10 лет его существования, 1918-27, [М. - Л.], 1928.
  • "Естествознание в школе", Л. - М., 1946-56 (6 номеров в год).
  • "Живая природа", журнал Общества распространения естественно-исторического образования, Л., 1924-30 (в 1924/25 - 24 номера в год, в 1926-29 - 20 номеров, в 1930 - 5 номеров).
  • "Жизнь рабочей школы", журнал Главпрофобра НКП РСФСР, М., 1923- 1930 (нерегулярно).
  • "За коммунистическое воспитание", М., 1930-35 (нерегулярно). "3а социалистическую культуру", Ростов-на-Дону, 1926-34 (12-24 номера в год). В 1926: "Вопросы просвещения"; в 1927-29: "Вопросы просвещения на Северном Кавказе". "Завуч", журнал администрации школы, М., 1998- (8 номеров в год). Приложение: "Библиотека администрации школы" (7 выпусков в год). "Известия Академии педагогических наук РСФСР", М., 1945-68 (144 выпуска). "Известия ВУСа", издание Всероссийского учительского союза, М., 1918. "Иностранные языки в школе", журнал Министерства образования РФ, М., 1934-41, 1948- (6 номеров в год). В 1934-35: "Иностранный язык в средней школе". "Информатика и образование", журнал Министерства образования РФ, М., 1986- (6 номеров в год). "Искусство и дети", М., 1927-32 (нерегулярно). В 1927-30: "Искусство в школе". "Квант", М., 1970- (6 номеров в год с приложением к каждому номеру). "Классный руководитель", журнал для заместителей директора по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы, М., 1997- (8 номеров в год). "Коммунистическое просвещение", орган Главполитпросвета НКП РСФСР, М., 1920, 1922-30 (1922-28 - 6 номеров в год; 1929-30 - ежемесячно). "Коммунистическое просвещение", центральный орган НКП РСФСР, М., 1931-36 (1931 - 24 номера в год; 1932 - ежемесячно; 1933-36 - 6 номеров в год). "Красное студенчество", см. "Советское студенчество". "Культурно-просветительная работа", ежемесячный журнал Министерства культуры РСФСР, М., 1940. В 1940-45: "Политпросветработа". "Культфронт Урала", Свердловск, 1925-35 (12 и менее номеров в год). В 1925-26 - "Уральский учитель"; в 1927-31 - "Просвещение на Урале". "Лидеры образования", М., 2001- (6 номеров в год). "Лицейское и гимназическое образование", М., 1997- (6 номеров в год). Приложения: "Библиотечка учителя словесности" (6 выпусков в год), "Учёные записки Московского культурологического лицея" (4 выпуска в год). "Литература в школе", журнал Министерства образования РФ, М., 1936- 1941, 1946- (6 номеров в год). Ведёт историю от ж. "Родной язык в школе", осн. в 1914. "Литература и язык в политехнической школе", журнал теории и методики литературы и языка, М., 1928-32 (нерегулярно). В 1928: "Родной язык и литература в трудовой школе"; в 1929- 1931: "Русский язык в советской школе". "Магистр", ежемесячный психолого-педагогический журнал, М., 1991-.
  • "Массовое профессиональное образование", журнал по низшему и среднему образованию, орган Главпрофобра Наркомпроса РСФСР, 1927-29 (в 1927- 1928 - ежемесячный, в 1929 - 10 номеров в год).
  • "Математика в школе", журнал Министерства образования РФ, М., 1934- 1941, 1946- (6 номеров в год). В 1934- 1935: "Математика и физика в средней школе"; в 1936: "Математика и физика в школе". Библиотека журнала (2 выпуска в год).
  • "Математическое образование", журнал Московского научно-педагогического кружка, М., 1928-30 (8 номеров в год).
  • "Музыка в школе", журнал Министерства образования РФ, М., 1983- (4 номера в год).
  • "На путях к новой школе", ежемесячный научно-теоретический журнал, М., 1922-33.
  • "Народное образование", журнал Министерства образования РФ, М., 1946-. Ведёт историю от журнала "Народное просвещение", осн. в 1918 (10- 11 номеров в год). Библиотечка журнала (6 выпусков в год).
  • "Народное просвещение", ежемесячный журнал, М., 1918-30.
  • "Народный учитель", ежемесячный журнал, орган Центрального комитета профсоюза работников просвещения СССР, М., 1924-35.
  • "Начальная школа", ежемесячный научно-методический журнал Министерства образования РФ, М., 1933-.
  • "Начальная школа: плюс - минус", ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал Министерства образования РФ и др., М., 1998-.
  • "Новая школа", орган либерально-буржуазной педагогической мысли, М., 1917-19.
  • "ОБЖ. Основы безопасности жизни", ежемесячный методический журнал для преподавателей ОБЖ, М., 1996-.
  • "Образование в современной школе", ежемесячный научно-методический журнал, издание НОУ "Полярная звезда" при поддержке Министерства образования РФ, М., 1999-. Библиотечка журнала: серии "Английский язык" (ежемесячно), "Литературное образование" и "Культурология" (4 выпуска в год).
  • "Общеобразовательная школа взрослых", см. "Вечерняя средняя школа".
  • "Обществоведение, история и география в политехнической школе", М., 1927-32 (6 номеров в год). В 1927-30: "Обществоведение в трудовой школе"; в 1931: "Обществоведение в советской школе".
  • "Организуйте детвору", орган Наркомпроса РСФСР и ЦК ВЛКСМ, М., 1929-35 (периодичность менялась).
  • "Открытая школа", журнал, М., 1997- (6 номеров в год). Ранее: "Вечерняя средняя школа".
  • "Охрана детства", М., 1928-31 (3 номера в год; с 1929 - 10 номеров в год). В 1928-30: "Детский дом".
  • "Педагогика", журнал РАО, М., с 1937- (8 номеров в год; до 1992: "Советская педагогика", ежемесячно). Указатель статей по вопросам советской дидактики, опубликованных в журнале... за 1937-49, в кн.: Вопросы советской дидактики, М., 1950, ч. 2; Указатель статей и других материалов по вопросам коммунистического воспитания, опубликованных в журнале... за 1937- 1949, в книге: "Коммунистическое воспитание в советской школе", М., 1950, ч. 2.
  • "Педагогическая мысль", Л., 1918-24 (в 1918-21 - ежемесячно, в 1922 - 6 номеров в год; в 1923-24 -5 номеров).
  • "Педология", журнал Сектора науки Наркомпроса РСФСР, М., 1928-32 (в 1928 и 1932 - 2 номера в год, в 1929 - 4 номера, в 1930 - 6 номеров, в 1931 - 8 номеров).
  • "Политехнический труд в школе", орган Массового сектора Наркомпроса РСФСР, М., 1929-30 (10 номеров в год).
  • "Политехническое обучение", см. "Школа и производство".
  • "Политпросветработа", см. "Культурно-просветительная работа".
  • "Помощь самообразованию", ежемесячный журнал, М., 1923-31. В 1913: "Помощь общему самообразованию".
  • "Преподавание истории в школе", журнал Министерства образования РФ, М., 1934-36, 1946- (6 номеров в год). В 1934-35: "История в средней школе"; в 1936: "История в школе".
  • "Просвещенец", орган Ленинградского губ. отдела Союза работников просвещения, Л., 1923-26 (в 1923- 1924 - 8 номеров в год, в 1925 - 18 номеров, в 1926 - 1 номер.
  • "Просвещение на транспорте", ежемесячный журнал, М., 1922-30.
  • "Просвещение национальностей", М., 1929-35 (6-12 номеров в год).
  • "Просвещение Сибири", Новосибирск, 1923-35 (12 и менее номеров в год). До 1926: "Сибирский педагогический журнал".
  • "Профессионально-техническое образование", ежемесячный журнал Министерства образования РФ, М., 1941-. До 1952: "Производственное обучение".
  • "Работник просвещения", орган Центрального комитета и Московского областного союза работников просвещения, М., 1920-30 (18-24 номеров в год).
  • "Родной язык и литература в трудовой школе", см. "Литература и язык в политехнической школе".
  • "Русская словесность", М., 1957 (6 номеров в год). До 1992: "Русский язык в национальной школе".
  • "Русский язык в национальной школе", см. "Русская словесность".
  • "Русский язык в школе", журнал Министерства образования РФ, М., 1936-41, 1946- (6 номеров в год, ведёт историю от ж. "Родной язык в школе", осн. в 1914).
  • "Русский язык и литература в средней школе", методический сб., М., 1934-35 (4 номера в год).
  • "Семья и школа", ежемесячный журнал для родителей, М., 1946-.
  • "Сибирский педагогический журнал", см. "Просвещение Сибири".
  • "Советская педагогика", см. "Педагогика".
  • "Советское студенчество", журнал ЦК ВЛКСМ, М., 1924-41, 1946-47 (периодичность менялась). В 1924-25, № 5 "Красная молодёжь"; в 1925, № 6-7 "Красное студенчество".
  • "Специалист", ежемесячный журнал Министерства образования РФ, М., 1954- (до 1992: "Среднее специальное образование").
  • "Специальная школа", школы для глухонемых и слепых детей, вспомогательные школы и логопедические учреждения, М., 1939-41, 1943-69 (133 вып.).
  • "Среднее специальное образование", см. "Специалист".
  • "Средняя школа", М., 1935-36, 1939- (6 номеров в год, в 1936 - ежемесячно).
  • "Ступени", ежемесячный журнал, М., 1924- (до 1992: "Вожатый", орган ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина).
  • "Университет и школа", образовательный журнал, М., 1999- (4 номера в год).
  • "Учитель", издание Всероссийского Учительского Союза, М., 1917-18.
  • "Учитель", М., 1997- (ведёт историю с 1861; 6 номеров в год).
  • "Фабзавуч", орган МК ВЛКСМ и Отдела рабочего образования Московского профобра и Центрального дома коммунистического воспитания рабочей молодёжи, М., 1924-25 (6 номеров в год).
  • "Физика в школе", журнал Министерства образования РФ, М., 1937-41, 1946- (6 номеров в год; с 1946 - Л.; ведёт историю от журнала "Математика и физика в средней школе", осн. в 1934). Библиотека журнала (2 выпуска в год).
  • "Физика, химия, математика, техника в советской школе", М., 1927-32 (нерегулярно). В 1927-30: "Физика, химия, математика, техника в трудовой школе".
  • "Физическая культура в школе", ежемесячный журнал Министерства образования РФ, М., 1958-.
  • "Химия в школе", журнал Министерства образования РФ, М., 1937-41, 1951- (6 номеров в год).
  • "Школа-интернат", журнал МП РСФСР, М., 1961-65 (6 номеров в год). Далее: "Воспитание школьников".
  • "Школа и производство", журнал Министерства образования РФ, М., 1957- (6 номеров в год). В 1957-59: "Политехническое обучение".
  • "Школьные технологии", М., 1995- (6 номеров в год).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 84-88)
Ч30я52

ЖУРНАЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
— Отдельные Ж.п. появились к концу 18 - середине 19 вв., но широкое распространение получили с 80-х гг. 19 в. К концу 19 в. в мире их было 234, к середине 20 в. - 500, в конце 20 в. - ок. 700. В них отражается значительная часть из ежегодно публикуемых 27- 30 тыс. психологических исследований. С 80-х гг. в Ж.п. расширена тематика психотерапии, психогигиены, коррекционной работы, возникли специальные Ж.п. по когнитивной психологии. Увеличилось количество Ж.п. по проблемам личности. Ж.п. издают различные организации и учреждения: специализированные научно-исследовательские институты и психологические факультеты университетов, различные общества, ассоциации, издательские объединения и др.

Психологические журналы до 1917:

"Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии", журнал Психоневрологического института, СПБ, 1904-17 (в 1904-05 - 10 номеров в год, в 1906-17 - 5 номеров в год, в 1915 не выходил). До 1911: "Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма". Ред.: В.М. Бехтерев, В.С. Серебренников, ред. разделов: Н.О. Лосский, А.Ф. Лазурский, А.А. Крогиус, А.П. Нечаев, В.Ф. Чиж и др. "Вопросы философии и психологии", журнал Московского психологического общества, М., 1889-1918 (в 1889-91 - 4 номера в год, с 1891 - 5 номеров в год). Изд.: А.А. Абрикосов, ред.: Н.Я. Грот, Л.М. Лопатин. "Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии", СПБ, 1896-1918. Основатель и ред.: В.М. Бехтерев. В 1919-25 не выходил, с 1926 - под названием "Обозрение психиатрии, неврологии и рефлексологии им. В.М. Бехтерева", в 1931 слился с "Журналом невропатологии и психиатрии". "Память", М., 1909-10 (2 номера в мес, вышло 15 номеров). Ред.-изд.: В.П. Быков. "Психотерапия", М., 1910-14 (6 номеров в год). Ред.-изд.: Н.А. Вырубов.

Психологические журналы после 1917:

"Вестник МГУ. Психология", М., 1977- (4 номера в год). "Вопросы психологии", журнал РАО, М., 1955- (осн. как журнал АПН СССР; 6 номеров в год). "Клинический архив гениальности и одарённости", Свердловск, 1925-30 (вышло 5 тт.; в 1925-26 - т. 1-2 по 4 выпуска в томе, в 1927 - т. 3 из 3 выпусков, в 1928-30 - т. 4-5 по 4 выпуска в томе). "Новые исследования в психологии", М., 1970-89 (2 номера в год), с 1990 - "Новые исследования в психологии и возрастной физиологии". "Психиатрия, неврология и экспериментальная психология", журнал Общества психиатров и невропатологов Петрограда, Пг., 1922-23 (вышло 3 номера). "Психологический журнал", издательство "Наука", М., 1980- (6 номеров в год). "Психофизиология труда и психотехника", журнал Всесоюзного общества психотехники и прикладной психофизиологии, М. - Л., 1928-34 (вышло 7 томов; с 1929 - "Психотехника и психофизиология труда", с 1932 - "Советская психотехника").

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 89)

ЖУРОВ Юрий Васильевич (р. 1934)
— д-р исторических наук (1976), профессор (1977), член-корреспондент РАО (1996; Отделение высшего образования), ректор Брянского государственного педагогического университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

© Российская национальная библиотека, 2006