Кааба
— главное святилище ислама, в сторону которого мусульмане обращаются во время молитвы. Ежегодное паломничество к К. - (хаджж) - один из основных элементов исламского ритуала. К. расположена в центре "Заповедной мечети" в Мекке и представляет собой каменное здание в форме куба со стороной ок. 15 м. Она считается земным воплощением "небесной Каабы". В восточный ее угол вмонтирован заключенный в серебряное обрамление "черный камень" - главный объект поклонения в К., символ могущества Аллаха. Согласно мусульманским преданиям, "черный камень" - белый яхонт, почерневший из-за греховности людей - был дарован Аллахом Адаму. Тот построил над ним первое сооружение. После потопа К. разрушилась. Ее снова возвели Ибарахим и Исмаил. Обычно К. покрыта черным полотнищем (кисва), на котором золотом вышиты коранические аяты. К. была и остается символом единства мусульман всего мира. Э38-575     86.38-5

Каббала
— средневековое религиозно-мистическое учение, получившее распространение среди приверженцев иудаизма. Соединило пантеистические построения неоплатонизма и идеи гностицизма с иудейской традицией аллегорического толкования Библии. Т.н. практическая К. основана на вере в то, что при помощи специальных ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс. Э36-34-024.7     86.36-3

Кагал
— термин для обозначения самоуправления еврейской общины в Польше и России с 16 по 19 в. В сферу деятельности кагала входили финансовые, налоговые, судебные и религиозные дела. Т3(9=Е)0-2     63.3(29=Евр)

Кади, казы
— судья у мусульман. К. рассматривает гражданские и уголовные дела и выносит решения на основе шариата.

См. также Шариат

Э38-62     86.38-6

Кадило, кадильница
— металлическая чаша, подвешенная на 3-4 цепочках, заполняется тлеющим углем, ладаном и др.ароматическими составами. Применяется при богослужении в христианских храмах. Э37-506     86.37-5

Казуистика
— изворотливость в споре, в доказательстве сомнительных положений; в иудаизме - ловкое толкование Торы и Талмуда. Талмудическая К. - хилук или пилпул - это рассуждения на религиозно-обрядовую тему, масса тонких хитросплетений, лишенных твердых логических оснований. Корифеем талмудической К. считался тот, кто мог привести доказательство в пользу разрешения того, что запрещено, найти аргументы за и против одного и того же положения. Э36-433.24     86.36-4

Казы
см. Кади

Калам
— мусульманское схоластическое богословие, основателем которого считается Аль-Ашари (ок.873 - 935). Предметом своих умозрительных рассуждений и сочинений ортодоксальные мусульманские богослоы - мутакаллимы сделали предопределение и несотворенность Корана, атрибуты Аллаха, его отношение к миру и человеку, сотворение мира и конец мира, страшный суд и т.п. Главным в К. является обоснование важнейшего догмата ислама - о единственности и единстве Аллаха (таухид). Значительное место занимает толкование Корана. Э38-4     86.38-4

Калачакра

  1. одна из важнейших концепций в буддизме о взаимосвязи и взаимозависимости вселенной и человека.
  2. календарная система 60-летних циклов во многих странах Азии, связанная с буддизмом через идею бесконечности времени и бесконечной цепи перерождений. Э35-422     86.35-4

Калым
— брачный выкуп, уплачиваемый женихом, его родителями или др. родственниками за невесту. Величина К. зависит от договоренности сторон , их имущественного положения. Э38-5     86.38-5

Кальвинистская церковь
см. Кальвинизм

Кальвинизм
— одно из основных течений протестантизма. Возник в 30-х гг. во Франции. Название течения связано с именем его основателя Жана Ковена (латинизиров. форма - Кальвинус, Кальвин). Вынужденный покинуть Францию и переехать в Швейцарию, в 1536 г. Ж.Кальвин издал свою основную теологическую работу "Наставление в христианской вере", в которой провозгласил принципы Реформации в своем понимании и дал четкое и законченное изложение важнейших догматических положений К. В основе кальвинистского вероучения лежит предложенная Ж.Кальвином интерпретация Библии. Священное писание рассматривается как слово Божие, записанное людьми по наитию Святого духа и представляющее откровение Бога человеку. Кальвинисты полагают, что грехопадение человека коренным образом изменило его натуру, превратив ее в сугубо греховную: все, что способен делать человек - это грешить (даже если внешне его поступки выглядят как добрые дела). Как и в лютеранстве, в К. вера является показателем того, что человек будет спасен, однако по К.доктрине абсолютного предопределения, Бог еще до грехопадения и даже до сотворения мира предопределил одних своих созданий к спасению, а других - к вечным мукам в аду. Верующий согласно К.должен делать добрые дела и вести добропорядочную жизнь, но это опять-таки не стредство, с помощью которого можно достигнуть спасения, а лишь знак того, что Бог предопределил человека к спасению. Таинств у кальвинистов два - крещение и причащение. Культовая практика в разных кальвинистских церквях несколько различается, но в целом для нее характерно существенное упрощение богослужения. Они отказались от почитания святых, священных реликвий и мощей, в церквях у них нет статуй и икон. У кальвинистов отсутствуют какие-либо специальные одежды для духовенства, служба ведется на языках верующих.

См. также Протестантизм, Реформация, Цвинглианство

Э376.13     86.376.13

Камилавка (греч. - верблюд)
— первоначально шапка из верблюжьей шерсти, которую носили на Востоке для предохранения головы от солнца. Позже как принадлежность одежды лиц священного сана она получила определенную форму - цилиндра, расширяющегося кверху, без полей - и стала делаться из более ценного материала. В 9 в. К. называют императорские венцы, а также папскую тиару. С 15 в. К. носят лица духовенства. В России К. составляет постоянную приндлежность одежды для всех имеющих право ношения рясы монахов, иеродиаконов и иеромонахов, лицам же белого духовенства (только священникам) дается как награда, причем обязательно делается фиолетового цвета и делается из бархата. Монашествующие носят К. (черного цвета) и вне богослужения, лица белого духовенства - главным образом при богослужении. Э372.24-506     86.372.24-5

Канон
— свод положений, имеющих догматический характер. В христианстве:

  1. законы, правила, которые исходят якобы от самого Иисуса Христа и апостолов. В широком смысле слова К. - правила, касающиеся вероучения, догматики, культа, церковной организации, возведенные цековью в закон; в узком смысле слова К. - постановление вселенского собора об устройстве церкви и религиозноой жизни. Э37-62     86.37-6
  2. совокупность книг Библии, признаваемых христианской церковью "богодухновенными"- св.писание. Э37-200.1     86.37-22
  3. особая группа христианских богослужебныех песнопений, входящих в состав утрени и связанных в одно целое единством предмета (прославление тот или иного святого или события из евангельской истории). Э37-503.11     86.37-5

Канонизация
— в католицизме и православии акт причисления тех или иных лиц к сонму святых.

См. также Беатификация

Э37-574.2     86.37-5

Каноник

  1. в древней греческой церкви название священнослужителей, внесенных в список, или священный каталог епархии. Это название перешло в католическую, а позже в англиканскую церкви, где им обозначается штатный священнослужитель епархиального кафедрального собора, состоящий членом капитула (см.), т.е. существующего при епархиальном епископе коллегиального учреждения, ведающего делами духовенства епархии. 37-637.21     86.37-6
  2. название богослужебной книги православной церкви, содержащей в себе избранные каноны. Э372.24-507     86.373.24-5

Капелла
— у католиков и англикан - молитвенное сооружение небольшого размера для церковной службы. К. употребляется не только в первоначальном смысле (часовня, придел церкви), но обозначает и то место у придела, где стоял певческий хор, а также и самый хор. Древнейшие К. всегда были певческими, самая древняя из них, папская, носит и теперь название К. Старинные церковные сочинения всегда писались для одного хора без инструментального сопровождения, отсюда известное, до сих пор употребляемое название многоголосной вокальной музыки без сопровождения - a capella. Э37-655     86.37-6

Капеллан

  1. священник католической церкви, состоящий при капелле, а также помощноик приходского священника. Э375-637.2     86.375-6
  2. военный священник в армиях некоторых государств, в функции которого входят богослужения среди военнослужащих. Э37-637.1     86.37-6

Капитул

  1. в католической и англиканской церквях совет при епископе, состоящий из лиц духовного звания, учавствующих в управлении епархией. Э375-601.6     86.375-6 Э376.14-601.6     86.376-6
  2. коллегиальное руководство католическими монашескими и военно-монашескими орденами. Э375-647     86.375-6

Кардинал
— в иерархии католической церкви второй после папы римского церковный чин. К. назначаются папой с согласия консистории (см.) - собрания кардинальской коллегии - и являются его ближайшими советниками. Из К. на конклаве (см.) избирается папа римский.

См. также Конклав

Э375-637.21     86.375-6

Карма
— в индуизме, буддизме и джайнизме религиозное и философское понятие, раскрывающее влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования; закон воздаяния, по которому в соответствии с суммой добрых и злых дел живущему существу предопределяется судьба в последующих перевоплощениях. Э331-422     86.33-4

Каста
— замкнутая и обособленная социальная группа со строго определенным родом заниятий, своеобразным стилем жизни, обычаями, традициями, нормами и т.д. Принадлежность к ней определяется рождением и общностью происхождения. Заключение браков допускается лишь внутри данной касты. Профессии, права, обязанности передаются по наследству, ее предпосылкой являются признаваемое неизменным неравенство, оценочное деление К. на "высшие" и "низшие" и вытекающая отсюда таибуизация определенных форм общения с представителями "низших" каст, которые считаются "презренными" ,"неприкасаемыми".

См. также Брахманы, Кшатрии,

Э331-5     86.33-5

Катакомбная церковь
см. Истинно-православная церковь (ИПЦ)

Катарсис (греч. - очищение)
— термин, применяемый в эстетических и философско-духовных воззрениях. Означает своеобразное внутреннее состояние, которое, посредством переживания высокой рдости или иных форм высокой бытийности очащает душу человека, способствует проникновению духа на более высокие планы мироздания. Э210.24     88.57

Катехизис
— книга, содержащая краткое изложение христианского вероучения, обычно в форме вопросов и ответов, предназначенная для начального религиозного обучения верующих. Существуют католические, православные, протестантские К. В них отражены как общие для всех христианских направлений вероучительные принципы, так и их догматические и канонические различия. Э37-42,088.1     86.37=42

Катихизис
см. Катехизис

Католикос (греч. - всеобщий)
— титул глав Армянской церкви и Грузинской православной церкви, соединяющийся с титулом патриарха (см.) и равнозначный ему. Э373.1-601.1     86.373.1-6 Э372.16-601.1     86.372.16-6

Католицизм
— одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Датой раскола католицизма и православия чаще всего называют 1054 г., однако иногда считают, что он произошел еще в 8 в., а может быть и раньше. К. как и православная церковь признает Никео-Константинопольский символ веры , однако допускает в нем одно отступление, считая, что Святой Дух исходит не только "от Отца", но и "от Сына" (filioque). Эта вставка, ставшая одной из главных причин окончательного раскола между К. и православием, впервые была сделана на поместном соборе испанской церкви в Толедо в 589 г., а затем постепенно принята и другими западными церквями, хотя еще римский папа Лев III (795-816) решительно отказывался ее признать. Появились и другие догматические расхождения между К. и православием. Так, в 1349 г. была введена доктрина от сверхдолжных заслугах святых и возможности папы и духовенства свободно распоряжаться этим запасом добрых дел (см.) для облегчения оправдания верующих. В 1439 г. Флорентийским собором был принят догмат о чистилище - промежуточном звене между адом и раем, где очищаются души грешников, не совершивших особенно тяжких (смертных ) грехов. Имеются и некоторые другие расхождения в догматике К. и православия. Во главе Католической церкви стоит папа, рассматриваемый как преемник Петра и наместник Бога на земле. Папа обладает правом церковного законодательства, правом управления всеми церковными делами, высшей судебной властью и т.п. Управление церковью отличается высокой степенью централизации. В каждой стране, в которой имеется значительное число католиков, имеются по нескольку (иногда по нескольку десятков) епархий, возглавляемых архиепископами и епископами. Духовенство дает обет безбрачия (Целибат (см.)). На протяжении столетий богослужение совершалось на латинском языке и только лишь II Ватиканский собор (1962-1965) разрешил службу и на национальных языках.

См. также Аджорнаменто, Беатификация, Инквизиция

Э375     86.375

Католичество
см. Католицизм

Кирка
см. Кирха

Кисва
см. Кааба

Кирха
— принятое за пределами германо-язычной среды обозначение лютеранского храма. Э376.11-655     86.376.11-6

Китаб
— одно из названий Корана Э38-21     86.38-2

Кияма(араб.-воскресение мертвых)
— один из терминов, которым обозначается мусульманская концепция воскресения мертвых, судного дня и потусторонней жизни, являющаяся одним из главных элементов догматики ислама.

См. также Акида

Э38-42     86.38-4

Кияс
— один из источников мусульманского права - суждение по аналогии. Главными авторитетами для решения всех вопросов жизни мусульман служат Коран и сунна. Если они не дают определенного ответа на вопрос, используется третий источник - иджма(см.), совместное мнение ученых-законоведов по данному вопросу. Далее следует К., позволяющий решить вопрос по аналогии с тем, что имеется в Коране и сунне. Э38-62     86.38-62

Клерикализм
— общественно-политическое течение, требующее усиления роли церкви в политической и духовной жизни общества. Э211.00     86.211

Клир, причт, духовенство
— К. в широком смысле называется состав духовных лиц, по правилам христианской церкви посвященных на служение в ней, в менее широком - совокупность всех духовных лиц церкви, за исключением архиереев, а также состав священно- и церковнослужителей при определенном церковном учреждении (при церкви приходской, соборной, домовой). Э37-63     86.37-63

Конгрегация
— термин применяется для обозначения совокупности, союза или организации монастырей, следующих одному и тому же уставу и равнозначен термину орден. Э375-647.3     86.375-6

Конклав
— собрание кардиналов, созываемое через 18 дней после смерти папы для избрания нового папы. К. называется также помещение Сикстинской капеллы, где происходят выборы. Согласно постановлениям папы Григория Х, изданном на Лионском соборе 1274 г., К. должен состоять из одного зала, имеющего лишьодин вход, который запирается после того, как все кардиналы соберутся. Кардиналы могут оставить К. лишь по избрании папы; до тех пор всякое общение их с внешним миром воспрещено, пища подается им через окно. Для избрания папы требуется 2/3 голосов участников К. плюс 1 голос. Число участников К. не должно превышать 120. Э375-601.5     86.375-6

Консистория духовная

  1. орган церковного управления при епархиальном архиерее в РПЦ (с 1744 г.). К.д. вела все дела епархии, осуществляла суд над духовенством, а по делам о браке и разводе и о богохульстве - и над мирянами. Во главе К.Д. стоял ее секретарь, подчиненный обер-прокурору Синода.
    — Э372.24-605.162     86.372.24-6
  2. в католической церкви К. существует в качестве центрального учреждения - К. кардиналов - собрания кардиналов римской курии, обсуждающего под предводительством папы важнейшие церковные вопросы и акты церковной жизни. Э375-605.1     86.375-6
  3. в протестантизме - церковно-административный орган подобный православной К.д. Э376-605     86.376-6

Конфессионизм
— наименование религии, которое иногда отождествляется с народом, исповедующим эту религию. Это отождествление, в частности, было широко распространено в исламе, встречается оно и сейчас. Например., славяне проживающие в Боснии, именуются мусульманами: мусулмано-хорватский конфликт, мусульмано-сербский конфликт и т.п. Э211.31     86.211

Конфессия
— то же, что вероисповедание. Э24     86.24

Конфирмация

  1. у католиков таинство миропомазания, совершаемое обязательно епископом и не одновременно с крещением, как у православных, а более поздние годы, над детьми 7-12 лет. Э375-503.262     86.375-5
  2. у протестантов, которые не признают таинства миропомазания К. представляет собой публичный акт, символизирующий достижение молодыми людьми церковного совершеннолетия (14-16 лет) и сознательного выражения ими веры в Иисуса Христа, а также включение их в состав религиозного общества. Э376-5     86.376-5

Конфуцианство
— морально-философское учение, включающее в себя некоторые представления, которые европейское религиоведение по традиции относит к религиозным верованиям. В Китае К. не считается религией. Китайское название К. жуцзяо (жуцзя) дословно означает "учение ученых-интеллектуалов". В нем не упоминается имя Конфуция (по-китайски Кунцзы) - создателя основ этого учения, в дальнейшем развитого его последователями. Раннее К., как и даосизм являлось прежде всего философией. Оно включало в себя всю систему разнообразных гуманитарных знаний, в т.ч. мифологических, поэтических, исторических, ритуальных и т.д. Философия Конфуция строилась прежде всего на нравственных общечеловеческих принципах и поэтому оказалось близкой по своим установкам различным слоям общества. Основываясь на древнекитайской концепции "дао"(пути), Конфуций дает ей свое толкование тесно увязывая его с "дэ" (добродетели) . К. с полным основанием может быть названо "жэнь дао" - "путь человеколюбия". Поведение личности определяют также понятия как "чжун" - верность, преданность, честность, "шу" - великодушие, сострадание, забота о людях, "и" - справедливость, долг, правильность. Все они составляют "единое", пронизывающее все учение Конфуция о личности, обществе и государстве. Конфуций верил в возможность построения в перспективе общества "Великого единения", для которого будут свойственны равенство, мир, человеколюбие, правильное правление. К. за многовековую историю своего существования развивалось и трактовалось его учениками и последователями по-разному, образовав несколько направлений.Э341     86.34

Коран
— главная священная книга мусульман. По учению ислама, К. не сотворен, а существует предвечно. Оригинал его хранится у Аллаха, который частями в виде откровения передал К. пророку Мухаммеду через ангела Джебраиля. При жизни Мухаммеда текст К. передавался гл.образом устно, по памяти. Первые , несколько отличные друг от друга записи полного текста К. появились после смерти Мухаммеда (632) в кругу его ближайших сподвижников. Между 650 и 656 по приказу халифа Османа специальной коллегией был подготовлен список К., который постепенно вытеснил др. записи. Самые ранние сохранившиеся списки К. относятся к рубежу 7-8 вв. Орфография, структура текста и правила чтения были окончатеоьно канонизированы официальным изданием К. в Каире (1919, 1923, 1928). К. содержит 114 сур разной величины. По времени произнесения суры в соответствии с мусульманской тралицией подразделяют на мекканские (610-622 гг., 90 сур) и мединские (622 - 632 гг., 24 суры). Большинство сур составлены из отрывков различных "откровений", часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. Большая часть К. - полемика в форме диалога между Аллахом, говорящим то в первом, то в третьем лице, то через посредников, но всегда устами Мухаммеда, и противниками пророка или же обращение Аллаха с увещеваниями и предприсаниями к его последователям.

См. также Аят, Китаб, Сура

Э38-21     86.38-2

"Кормчая книга"
— "Номаканон"

Кочук-байрам
см. Ураза-байрам

Крестный ход
— торжественное церковное шествие из одного храма в другой или к какому-либо назначенному месту, с иконами, хоругвями и крестом (запрестольным или выносным), от которого и самое шествие получило свое название. К.х. совершается или по уставу, в известные праздники, например, на Крещение, или по особым поводам, например, на поля во время молений об избавления от засухи. Э37-503.20     86.37-5

Крещение
— первое из христианских таинств, принимаемое всеми христианскими вероисповеданиями и знаменующее собой вступление в состав церковного общества. К. призвано "смыть" первородный грех и открыть перед людьми перспективу спасения. Ритуал К. состоит либо в погружении новорожденных в наполненную водой купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католицизме). Истоки К. лежат в дохристианских культах, водные очистительные обряды совершались во многих религиях древнего мира и были связаны с представлениями первобытных людей об очистительной силе воды.

См. также Крещение Господне, Таинства

  1. догматическое обоснование - Э37-426.1     86.37-4
  2. праздник - Э37-521.24     86.37-5

Крещение Господне, Богоявление
— христианский праздник; в православной церкви относится к двунадесятым пряздникам. Отмечается :(19) января. В основе К.Г. лежит евангельская легенда о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Праздник носит и др. название - богоявление, т.к. во время крещения Иисуса бог - дух святой будто бы сошел с небес в виде голубя.

См. также Иордань

Э37-521.24     86.37-5

Кришна
— в индуизме -один из наиболее почитаемых персонажей мифологии, восьмое воплощение (аватара) Вишну, мудрый царь-воин, божественный пастух.

См. также Вишну

Э331-421.11     86.33-4

Кришнаизм
— одно из значительных самостоятельных движений в вишнуизме (см.). В основе К. лежит почитание Кришны (см.). Комплекс ритуально-мифологических представлений, связанных с Кришной, восходит, по всей вероятности к древним неарийским культам плодородия и в своих истоках связан с поклонением божествам древних пастушеских племен и культом коровы. В процессе ассимиляции брахманизмом местных верований мифо-ритуальная традиция Кришны совместилась с вишнуитским культовым циклом. В кришнаистской культовой практике внешние обряды противопоставляются внутренним, медитативным, которые требуют от верующего напряжения всех психических сил. Большое значение в кришнаитском культе получило многократное повторение имени бога или молитвы -заклинания. Наиболее популярная форма почитания Кришны - в виде распевания прославляющих гимнов и распевания имени, причем наиболее действенным считается групповое исполнение этих распеваний. Храмовые кришнаитские ритуалы отличаются большим разнобразием по всей стране. Праздничные торжественные ритуалы проводятся в день рождения Кришны. Они напоиминают театрализованные мистерии и состоят из поклонения богам, танцев и игры. Главный центр К. - город Матхура - легендарная родина пастуха Кришны по его мифической биографии, изложенной в Бхагавата-пуране.

См. также Международное общество сознания Кришны

Э331.8     86.33

Ксендз
— польское наименование священнослужителя католической церкви. Э375-637.22     86.375-6

Культ религиозный
— вид религиозной деятельности, практически-духовного освоения мира. Объектом являются осознаваемые в форме религиозных образов силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни. Содержание, значение и смысл К.р. придают соответсвующие религиозные верования, догматы, идеи, мифы. Средства и способы культовой практики имеют символическое значение. К элементарным культовым актам относятся поклоны, коленпреклонение, падение ниц, сложение рук и т.п. Более сложными являются жертвоприношения, обряды, проповедь, молитва, богослужение и пр. К.р. находится во взаимодействии с другими элементами религии. Э25     86.25

Кундалини
— свернутая спиралью, дремлющая Космическая энергия, лежащая в основе всей материи. Космическая энергия - К., скрыта до поры в теле человека.

См. также Йога

Э331-4     86.33

Курбан-байрам
— праздник жертвоприношения, один из двух главных праздников мусульман. Начинается в день завершения паломничества в Мекку и длится три-четыре дня. В этот день в долине Мина близ Мекки паломники приносят в жертву животных в память о том, как Ибрахим (Авраам) был готов принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. То же самое делают верующие по всему мусульманскому миру. В ритуал праздника входит особая молитва. Принято посещать могилы предков, наносить визиты друзьям, делать подарки. Э38-52     86.38-5

Курия Римская (папская)
— церковное правительство в Ватикане, состоящее из различных конгрегаций (департаментов, министерств). Главным министерством К.р. является статс-секретариат, глава которого, обычно кардинал, выполняет функции премьер-министра и министра иностранных дел. Основные департаменты возглавляются кардинальскими комиссиями во главе с префектом или президентом. В состав К.р. входят кардинальская коллегия и синод католической церкви. Официальный язык К.р. - латинский, рабочий - итальянский. Э375-601.7     86.375-6

Кшатрии
— одна из двух высших варн (каст) в Др.Индии, образовавшаяся из военно-племенной аристократии. Э331-5     86.33

Кюре
— священник, возглавляющий религиозный округ, общину католической церкви в некоторых странах Зап.Европы. Э375-637-22     86.375-6

© Российская национальная библиотека, 2001